20 июня – день памяти Бл. Владислава Буковинского, Апостола Казахстана


20.06.2017 года мы впервые будем отмечать память о. Владислава Буковинского уже в качестве Блаженного. Напомним, что его причисление к этому лику состоялась 11 сентября прошлого года. Это была первая беатификация для Римско-католической Церкви в Казахстане и первая беатификация, которая прошла на земле этой страны. По этому случаю мы публикуем биографию этого Блаженного, которая, возможно, уже известна некоторым из вас.

Блаженный отец Владислав Буковинский, Апостол Казахстана

Семья и детство

Владислав Буковинский родился 22.12.1904 г. (4.01.1905 г., н. ст.) в Бердичеве (современная Украина). Его отец, Киприян Юзеф Буковинский, когда умерла первая жена (мать Владислава), женился второй раз на сестре умершей супруги, Виктории Шипио дель Кампо. К ней Владислав относился с большим уважением, как к матери. Помимо Владислава, в семье Буковинских было ещё двое детей: его сестра Ирина Буковинская-Давидовская, и их сводный брат Зигмунт.

Первые годы жизни Буковинский провёл в деревне Грибениковка на Украине. С детства Владислав проявлял большие интеллектуальные способности, поэтому учился ещё на дому, где получил и религиозное воспитание, а розарий стал его любимой молитвой. В доме Буковинских царила атмосфера доброты и взаимоуважения, что на всю жизнь оставило глубокий след в сердце о. Владислава.

Учёба

В 1914 г. Буковинский поступил в русскую гимназию в Киеве, затем учился в Жмеринке (Подолье), а с 1917 г. посещал польскую гимназию в Плоскирове (Проскурове). В 1920 г., спасаясь от большевиков, его семья переехала в Польшу и поселилась в Свенцице. В 1921 г. Владислав сдал экзамены в Кракове и поступил на юридический факультет Ягеллонского Университета, который окончил в 1926 г. Параллельно он с отличием окончил Польскую Школу Политических Наук. Эти годы были отмечены интенсивной деятельностью в Академическом приграничном кружке, где собирались студенты, прибывшие из восточных регионов Польши. В этой среде он нашёл много друзей. С 1925 по 1926 г. Буковинский работал в редакции журнала «Czas».

Призвание

Священническое призвание пробудилось в душе Владислава под влиянием беседы с одним семинаристом, описавшим ему жизнь в семинарии, как время огромной радости, что не совпадало с мрачными общественными представлениями на этот счёт. В 1926 г. Буковинский поступил в духовную семинарию и начал изучать богословие в Ягеллонском Университете. Подготовка к священству включала в себя как приобретение теологических знаний, так и духовное воспитание. Священник Юзеф Новак, настоятель Рудавы, где на I курсе духовной семинарии Владислав проводил каникулы, дал ему такую характеристику: благодаря своей набожности и образцовой жизни, он был примером не только для прихожан, но также и для священников и подавал надежды на то, что станет «гордостью Церкви».

Владислав Буковинский был рукоположен митрополитом Кракова Адамом Стефаном Сапегой 28 июня 1931 г. в Краковском Кафедральном соборе. С 1931 по 1935 г. отец Владислав исполнял душепопечительское служение в гимназии в Рабке, а затем - в Сухой Бескидской. Здесь он заботился о больных и бедных, организовал академическое общество «Возрождение» среди студенческой молодёжи Кракова, родом из Сухой Бескидской. То, что в период учёбы в Ягеллонском университете выражалось в активном участии в общественной жизни, теперь приобрело форму необычайно самоотверженной и деятельной заботы о человеческих душах, вверенных его попечению. В августе 1936 г. Буковинский получил годичный отпуск, и по собственному желанию уехал к восточным границам Польши, а затем попросил о переводе в Луцкую епархию. Там он был преподавателем в духовной семинарии, а затем секретарём Епархиального института Католической миссии и одновременно редактором журнала «Spójnia», а также директором Высшего института религиозного знания и заместителем редактора издания «Życie Katolickie».

Годы в тюрьме

В 1939 г. отец Владислав был назначен настоятелем Кафедрального Собора в Луцке. Помимо этого, он навещал людей и молился вместе с ними перед депортацией в Сибирь и Казахстан, неся им слова поддержки и надежды. Также о. Владислав хоронил на местном кладбище замёрзших детей, выкинутых из транспорта, везущего ссыльных. Святейший Отец Иоанн Павел II назвал эти поступки героизмом свидетеля и пастыря.  За подобное служение людям, 22 августа 1940 г. Буковинский был арестован НКВД, и содержался в Луцкой тюрьме, где был приговорён к 8 годам заключения в трудовых лагерях.

Однако, вследствие стремительного наступления армии нацистов, советские власти, отступая, начинают ликвидировать заключённых. 23 июня 1941 года, отец Владислав чудесным образом спасается от массового расстрела узников советской армией: пуля не задевает его. Кроме того, лежа во дворе лагеря под ружейными выстрелами, он исповедует своих товарищей по несчастью, отпуская им грехи.


Сам Буковинский так вспоминает этот момент: «Когда я лежал на тюремном дворе под градом пуль, я был удивительно спокоен. Вся моя жизнь, тогда 36-летняя, собралась в какое-то одно мгновение. Я дал еще отпущение рядом лежащим людям. Мысль моя работала очень интенсивно. Я переживал конец настоящего и отблеск вечности. Это переживание было неописуемо и прекрасно, абсолютно невозможно забыть. Не знаю, что бы со мною было, если бы я почувствовал боль раны. Но не было никакой боли тела. А дух свободно витал между настоящим и вечным, как никогда до этого и после этого в жизни».
 
Буковинский долгое время пролежал без сознания под трупами, пока в тюрьме не появились немцы, а он не пришел в себя и не выбрался из-под человеческих тел. Отец Владислав покинул тюрьму крайне истощённым и обессиленным, но, несмотря на это, продолжал исполнять вверенное ему служение настоятеля в Луцком Кафедральном соборе.

После повторного занятия Луцка Красной армией, в ночь с 3 на 4 января 1945 г., отец Владислав Буковинский был повторно арестован и с другими священниками заключен в здании НКВД в Луцке. После восемнадцати дней следствия священников вывезли в Ковель, а оттуда доставили в тюрьму НКВД в Киеве. Следствие продолжалось до июня 1945 г., в результате которого все священники были обвинены, а затем заочно приговорены к десяти годам исправительных лагерей. 1946-50 гг. прошли в Челябинских лагерях, где помимо тяжёлой работы о. Владислав вёл тайное священническое служение. Следующие 4 года он провёл на медном руднике в Жезказгане, но даже там он старался использовать любую возможность для апостольства, а пока все спали, совершал Евхаристию, преклоняя колени на нарах, служивших одновременно алтарём, в тюремной робе вместо орната.

Ссылка в Караганду

10 августа 1954 г. о. Владислав Буковинский был освобожден из лагеря и сослан в Караганду, где работал сторожем на стройке и одновременно вёл тайное душепопечительство.

Ключевой момент его призвания произошёл в июне 1955 года, когда он отказался от предложенной ему возможности вернуться в Польшу, на свою историческую родину, и решил принять советское гражданство, и до смерти оставаться преданным местным верующим. Он принял это решение, полностью осознавая тяжёлые последствия, которые мог повлечь этот выбор.


В мае 1956 г., получив паспорт и свободу передвижения по всему Советскому Союзу, о. Владислав уволился с работы ночного сторожа и с этого момента полностью посвятил себя душепопечению, которое ему по-прежнему приходилось проводить тайно. Буковинский поселился на окраинах Караганды в польской семье Мадеров. Тогда же он начал помогать другим священникам, совершая поездки по всему Казахстану и Средней Азии.

Миссионерские поездки

В общей сложности, отец Владислав совершил восемь миссионерских поездок в отдалённые регионы Казахстана и несколько раз побывал в Таджикистане.

В июне 1956 о. Буковинский выехал в окрестности г. Алма-Ата к польским переселенцам, которые уже 20 лет не видели священника. Вот, что он писал по этому поводу: «В одной деревне приветствовал меня коротким обращением в присутствии собравшихся людей местный «патриарх» пан Станислав Левицкий. Была это, пожалуй, самая волнующая речь, обращенная ко мне за всю мою жизнь. Пан Левицкий говорил: «Вывезли нас к этим горам, оставили здесь, и все забыли о нас. Никто о нас не вспоминал. Духовный отец к нам приехал, мы такие сироты, мы такие сироты». Плакал уважаемый «патриарх», плакал весь собравшийся народ, плакал и отец вместе с ними. Но это были добрые слезы».

Следующие две миссионерские поездки он совершил в 1957-1958 гг., а также в 1968 г., когда отправился в Таджикистан, где проживали в основном немцы, переселенцы из Одессы, о которых о. Буковинский узнал ещё в Караганде. Там он также был первым католическим священником, посетившим эти места. Помимо этого, о. Владислав выезжал на Украину, где включался в работу местных священников, а также в Актюбинск и Семипалатинск. Но миссионерская поездка на Восток, в Семипалатинск в 1958 г. была прервана вмешательством полиции.

3 декабря 1958 г. отца Буковинского арестовали за религиозную деятельность (в то время он пытался регистрировать католическую общину в Караганде).  С марта 1959 г. до июня 1961 г., он пребывал в трудовом лагере в Чуне около Иркутска, где работал на вырубке лесов. С апреля до 3 декабря 1961 г. он находился в заключении в Сосновке, в Мордовской Автономной Советской Социалистической Республике (АССР). Всего о. Буковинский провёл в тюрьмах и лагерях труда 13 лет, 5 месяцев и 10 дней.
После освобождения о. Владислав вернулся в Караганду и продолжил пастырское служение. Вместе с греко-католическим Епископом Александром Хирой, о. Владислав основал в Казахстане третий орден св. Франциска, где приносились обеты, и велась подготовка к монашеству.

В 1965 г. отец Владислав Буковинский впервые получил разрешение выехать, чтобы навестить родных в Польше.

3 июня 1965 г., после почти 30-летних скитаний, он приехал на родину, встретился с семьей и старыми друзьями, но остаться не захотел, так как считал, что его место в Караганде.

Он возвратится ещё два раза в Польшу (в 1969 и в 1972 гг.), прежде всего, чтобы поправить здоровье, подорванное за годы заключения и тяжёлого пастырского труда.

Во время этих посещений Польши о. Буковинский встречался с кардиналом Каролем Войтылой, проявлявшим живой интерес к его душепопечительской деятельности в Казахстане. Папа Иоанн Павел II вспоминал об этих встречах во время своего визита в Астану в 2001 г.

Отец Владислав Буковинский подчеркивал, что больной священник тоже является душепопечителем. Поэтому, когда после двухмесячного пребывания в Краковской больнице 19 апреля 1973 г. он вернулся в Караганду, то сказал, что даже его могила будет заниматься апостольством.

Последние месяцы жизни

Пребывание в Польше содействовало улучшению состояния здоровья о. Владислава, но изматывающая работа в неблагоприятных условиях привела к его резкому ухудшению. В конце октября 1974 г. Буковинский выехал на отдых в Вежбовец в Подолье, где остановился в доме о. Юзефа Кучинского и там совершал свои реколлекции. Предчувствуя, что жизнь подходит к концу, он хотел навестить друзей, и среди прочих, о. Юзефа Кучинского, а также посетить могилу о. Бронислава Джепецкого. Несмотря на тяжелое состояние здоровья (сильные опухоли и отеки на ногах), он сохранял радость и душевное спокойствие и проявлял живой интерес ко всему происходящему. Каждый день о. Владислав совершал Св. Мессу и читал проповедь. Здоровье не улучшалось, и, вернувшись в Караганду, Буковинский из последних сил выполнял служение священника. Свою последнюю Св. Мессу он совершил 25 ноября, и после принятия Таинств Исповеди, Елеопомазания, и последнего напутствия (виатика) он был отправлен в больницу. Владислав Буковинский скончался в Караганде 3 декабря 1974 г. До последней минуты он находился в сознании и беспрестанной молитве, умерев с розарием в руках.

Известие о смерти о. Владислава Буковинского быстро разошлось и вызвало всеобщую скорбь. В его похоронах участвовали тысячи людей, несколько священников, в т.ч. из Украины, а также священники других вероисповеданий. Все хотели проводить в последний путь Апостола Казахстана, как его называли. Несмотря на большой мороз, девочки были в белых платьях и с венками на головах, а в руках держали зажжённые свечи. С большим достоинством, с песнопениями все присутствующие прощались с усопшим священником. Похороны прошли на новом кладбище за Карагандой. Католики часто посещали эту могилу, чтобы помолиться, и так исполнилось желание о. Владислава: его могила тоже занималась апостольской деятельностью.

За собственные деньги, заработанные с большим трудом, прихожане поставили своему духовному отцу красивый мраморный памятник с фотографией и надписью на русском, польском и немецком языках. В 1991 г. бренные останки священника торжественно перенесли вместе с памятником к бывшему Кафедральному собору Святого Иосифа, расположенному в Майкудуке (Караганда), и помещены у его стен снаружи. В 2008 году его мощи были перезахоронены внутри этого храма. На сегодняшний день, после эксгумации, они находятся в крипте нового Кафедрального собора Пресвятой Девы Марии Фатимской - Матери всех Народов, окруженные молитвами, заботой и памятью верующих.

Апостол Казахстана

Папа Иоанн Павел II, в 2001 г. в Астане назвал Слугу Божьего о. Владислава Буковинского, Апостолом Казахстана, горевшим тем же апостольским пламенем, что и ученики Христа, и, в присутствии Президента Республики, заявил, что о Казахстане узнал именно от этого подвижника веры.

О. Владислав Буковинский был добрый и приятный в общении человек, и до конца преданный своему святому делу священник. Верующие всегда были убеждены в его святости. Поэтому 26 апреля 2004 г. в Кракове по просьбе ЕпископаКарагандинского, Архиепископа Яна Павла Ленги, был сформирован трибунал, который обратился к кардиналу Франчишку Махарскому с просьбой начать процесс беатификации. В задачи трибунала входил опрос людей, живущих на территории Казахстана, Украины и Польши, и лично знавших о. Буковинского, а также сбор писем священника и различных касающихся его документов. Просьба Архиепископа была удовлетворена, и 19 июня 2006 г. был начат процесс беатификации на епархиальном уровне, его постулатором был назначен о. Ян Новак. 8 марта 2008 г. в Кракове завершился епархиальный этап беатификационного процесса о. Владислава Буковинского и заключения комиссии были переданы в Конгрегацию по канонизации святых в Рим.

На этом этапе постулатором стал монс. Михал Ягош. Для официального признания о. Владислава Блаженным требовалось совершение чуда по его заступничеству. И это чудо произошло: смертельно больной о. Мариуш Ковальски, благодаря непрестанным молитвам верующих по заступничеству о. Буковинского, получил Божественное исцеление.

После состоявшихся в Риме консилиума врачей, богословского Конгресса о чуде и заседания кардиналов был издан декрет о героичности добродетелей, а затем 14 декабря 2015 года Папа Франциск издал декрет о признании чуда, что открыло путь к завершению процесса беатификации.

Сама беатификация отца Владислава состоялась 11 сентября 2016 года в Кафедральном Соборе Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех Народов в Караганде. К этому событию была издана книга о. Александра Посацкого, SJ о Блаженном отце Владиславе, а также альбом на русском и английском языках. Кроме того о. Андрей Зволинский совместно с другими авторами написали брошюры об отце Владиславе на казахском языке, а сестра Алена Брук SJE – детский комикс о нем.


Молитва через заступничество блаженного отца Владислава Буковинского

Боже Отче, поручивший блаженному отцу Владиславу душпастырское служение даже в тюрьмах и лагерях, одаряя его глубокой верой, отвагой и всепрощающей любовью, удели и мне тех же даров, столь необходимых для жизни по Евангелию в сегодняшнем мире.

По заступничеству Твоего блаженного услышь мою молитву и одари меня благодатью, в которой я так нуждаюсь (выразить своё намерение).

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.