О. Артуро Соса, генеральный настоятель Общества Иисуса: «Церковь будущего должна иметь другую иерархию, с иными служениями»



Отец Артуро Соса, генеральный настоятель Общества Иисуса, дал интервью газете «El Mundo», в котором среди прочего коснулся и таких тем, как роль женщины в Церкви, гомосексуальные «браки» и символичность фигуры дьявола.

El Mundo. Значительная часть общества считает, что Ватикан слишком медленно реагирует на социальные изменения. Написаны ли законы Церкви на камне?
 
О. Артуро Соса, SJ. Церковь существует тысячи лет, действуя и изменяя вещи. Не нужно упрощать ее историю. Закон – это инструмент, и он всегда переживал обсуждения. Потребовались столетия, чтобы принять определенные доктрины, начиная от Евангелий и заканчивая Символом Веры. Церковь никогда не была камнем, хотя иногда и виделась таковой. Когда закончился второй Ватиканский Собор, мне было 18 лет и у меня было огромное желание увидеть все изменения за 10 лет. Уже прошло 50 лет и все еще остается много чего, что предстоит сделать. Дебаты не останавливались и не остановятся.
 
El Mundo. Я говорю о конкретных вопросах, таких, как повышение роли женщин в Церкви, признание прав геев или использование противозачаточных средств.
 
О. Артуро Соса, SJ. Роль женщин в обществе не была легкой, общества по-прежнему страдают от мужского шовинизма. В Евангелии присутствие женщины очень явно…
 
El Mundo. Я имел в виду доступ к священству.
 
О. Артуро Соса, SJ. Иисус принимал во внимание общепринятые стандарты относительно женщин Своей эпохи. Его всегда сопровождали женщины. Церковь никогда не существовала без них. Для меня они являются крупными передатчиками веры. Придет время, когда их роль будет признана больше. Церковь будущего будет иметь другую иерархию, с иными служениями. Я апеллирую к женской креативности, чтобы через 30 лет, у нас были христианские общины с другой структурой. Папа уже открыл двери для [женского] дияконата, создав комиссию. Потом сможет открыться еще больше дверей. Проблема в том, меняется ли Церковь и отражает ли она иные отношения между мужчиной и женщиной.
 
Генеральный настоятель Ордена Иезуитов также высказал свое мнение относительно «однополых браков».
 
El Mundo. А как обстоит дело с однополыми браками?
 
О. Артуро Соса, SJ. Однодело – общественное и официальное мышление, и другое дело – то, что происходит в общинах. Одно дело – гомосексуальность, а другое – мой товарищ–гомосексуал, который является частью моей семьи, моего окружения. В религиозной жизни есть гомосексуалы и они не преследуются, а являются частью общины. Таинство [брака] – это другая тема; одно дело – признать гражданский статус, чтобы не было никакой дискриминации, и другое – богословский аспект. Таинства не рождаются так (щелкает пальцами).
 
Наконец, генерал иезуитов коснулся существования зла и сатаны.
 
El Mundo. В заключение, я хотел бы спросить, считаете ли Вы, что зло – это процесс человеческой психологии, или же, что оно исходит от некой более значимой сущности.
 
О. Артуро Соса, SJ. С моей точки зрения, зло является частью тайны свободы. Если человек свободен, он может выбирать между добром и злом. Мы, христиане, верим, что сотворены по образу и подобию Божьему, поэтому Бог свободен, но Бог всегда выбирает добро, потому, что Он сама доброта. Мы создали символические фигуры, такие, как дьявол, чтобы выразить зло. Социальная обусловленность также представляет эту фигуру, поскольку есть люди, которые поступают так, потому что живут в среде, где трудно поступать иначе.
 
Ниже мы приводим для сравнения Учительство Церкви (Магистериум) по вопросам, затронутым о. Артуро Соса, Генеральным настоятелем Общества Иисуса.
 
Женское священство
 
«Посему, дабы устранить все сомнения в отношении сего весьма важного вопроса, – затрагивающего само божественное устроение Церкви, исполняя свое служение утверждения братьев (ср. Лк. 22:32), я объявляю, что Церковь ни при каких обстоятельствах не имеет власти возлагать священный сан на женщин, и что суждения этого должны безоговорочно придерживаться все верные Христовы».
 
(Св. Иоанн Павел II, Папа. Апостольское послание «OrdinatioSacerdotalis», 4).
 
Гомосексуальные союзы
 
«Церковь учит, что уважение по отношению к гомосексуалам, никоим образом не может вести ни к одобрению гомосексуального поведения, ни к легализации гомосексуальных союзов. Общее благо требует, чтобы законы признавали, поощряли и защищали брачный союз [мужчины и женщины], как основу семьи, первичной ячейки общества. Юридически признавать гомосексуальные союзы или приравнивать их к браку значит не только одобрять девиантное поведение и превращать его в образец для современного общества, но и затуманивать фундаментальные ценности, которые принадлежат к общему наследию человечества. Церковь не может перестать защищать эти ценности, ради блага людей и общества в целом».
 
(Конгрегация доктрины веры, Рассуждения относительно планов юридического признания союзов между гомосексуалами, 11).
 
А также:
 
«Гомосексуализм означает отношения между мужчинами или женщинами, испытывающими сексуальное влечение, исключительное или преобладающее, к лицам одного с ними пола. Он принимает самые разнообразные формы в разные эпохи и в разных культурах. Его психическое происхождение остается в большой степени необъяснимым. Опираясь на Священное Писание, представляющее гомосексуальные действия как тяжкую форму разврата (Ср. Быт 19, 1-29; Рим 1, 24-27; 1 Кор 6, 10; 1 Тим 1, 10), Предание неизменно объявляет «гомосексуальные акты безусловно беззаконными»(Конгрегация доктрины веры, Personahumana, 8). Они противоречат естественному закону. Они лишают половой акт его функции дарования жизни. Они не вытекают из подлинной эмоциональной и сексуальной взаимодополняемости. Ни в коем случае они не могут быть одобрены».
 
(Катехизис Католической Церкви, 2357).
 
Существование дьявола
 
«За выбором непослушания, который сделали наши прародители, слышен голос искусителя, воспротивившегося Богу (Ср. Быт 3, 1–5) и из зависти толкнувшего их в смерть (Ср. Прем 2, 24). Писание и церковное Предание видят в этом существе падшего ангела, называемого сатаной, или диаволом (Ср. Ин 8, 44; Откр 12, 9). Церковь учит, что изначально он был добрым ангелом, сотворенным Богом. “Диавола и других бесов Бог, разумеется, сотворил природно хорошими, но они сами сделали себя дурными” (IV Латеранский Собор 1215 года:  DS, 800)».
 
(Катехизис Католической Церкви, 391).
 
А также:
 
«Зло это не только изъян, но и сила, живое существо, духовное, извращенное и извращающее. Ужасная реальность. Таинственная и жуткая. Уходит от картины библейского и церковного учения тот, кто отказывается признать его существование; или же тот, кто делает из него принцип, существующий сам по себе, и не имеющий, как всякое другое творение своего происхождения в Боге; или тот, кто объясняет его как псевдореальность, как понятийную и фантастическую персонификацию неизвестных причин наших несчастий».
 
(Катехеза Блаженного Павла VI, Папы, на общей аудиенции в среду 15 ноября 1972).
 

 

 

Полный текст интервью в «El Mundo»

По материалам: InfoCatólica