ПРОПОВЕДЬ ПАПЫ ФРАНЦИСКА ВО ВРЕМЯ СВЯТОЙ МЕССЫ В ТБИЛИСИ






ПРОПОВЕДЬ ПАПЫ ФРАНЦИСКА ВО ВРЕМЯ СВЯТОЙ МЕССЫ В ТБИЛИСИ

1 октября 2016

 

Среди многочисленных сокровищ этой великолепной страны огромную ценность представляют собой женщины. Они, как писала Святая Тереза Младенца Иисуса, чью память мы сегодня почитаем,  «любят Бога гораздо больше, чем мужчины» (Автобиографические рукописи, Рукопись A, VI). Здесь в Грузии есть много бабушек и матерей, которые продолжают хранить и передавать веру, посеянную на этой земле святой Ниной, и приносить «свежую воду Божьего утешения» во многие «пустынные» и конфликтные ситуации.

 

Это помогает нам понять красоту того, о чем Господь говорит в первом сегодняшнем чтении: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Ис. 66, 13). Как мать берет на себя тяжесть и усталость своих детей, так и Бог хочет взять на Себя наши тревоги и грехи; Он знает нас и бесконечно любит, Он восприимчив к нашей молитве и умеет вытирать наши слезы. Каждый раз, когда Он смотрит на нас, Он взволнован и растроган от глубокой любви, потому что несмотря на зло, которое мы можем делать, мы всегда остаемся Его детьми. Он хочет обнять, защитить нас, избавить нас от опасностей и зла. Пусть же в нашем сердце отзовутся слова, которые Он сегодня адресует нам: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас».

Утешением, в котором мы нуждаемся, посреди бурных жизненных перемен, является присутствие Бога в сердце. Потому что Его присутствие в нас – есть источник подлинного утешения, которое не уходит,  которое освобождает от зла, приносит мир и приумножает радость. Поэтому, если мы хотим быть утешены, мы должны позволить Господу войти в нашу жизнь. А чтобы Господь постоянно пребывал в нас необходимо открыть Ему двери и не позволять Ему оставаться снаружи. Всегда необходимо держать открытыми двери утешения, ведь Иисус хочет войти в них: через Евангелие, читаемое ежедневно и всегда носимое с собой, через тихую молитву и адорацию, Исповедь и Евхаристию. Через эти двери входит Господь и придает вещам новый вкус. Но когда двери сердца закрываются, Его свет не достигает [сердца] и гаснет. Тогда мы привыкаем к пессимизму, к тому, что не работает как надо, к реалиям, которые никогда не изменятся. И, в конечном счете, мы закрываемся в нас самих,  в грусти и подвалах тоски, одни. Если же, напротив, мы полностью открываем врата утешения, то [в нас] войдет свет Господа.

Но Господь утешает нас не только в нашем сердце. Через пророка Исаию Он добавляет: «вы будете утешены в Иерусалиме. (Ис. 66, 13)». В Иерусалиме, в общине, то есть в городе Божьем: когда мы объединены, когда между нами есть общение, действует Божье утешение. В Церкви находится утешение, Церковь – это дом утешения: здесь Бог желает утешать. Мы можем спросить себя: «Являюсь ли я, находящийся в Церкви, носителем Божьего утешения? Умею ли я принимать другого как гостя и утешать того, кого я вижу усталым и разочарованным?». Христианин, даже когда терзается печалью и преследованиями, всегда призван придавать надежду смирившемуся; воодушевлять павшего духом; приносить свет Иисуса, тепло Его присутствия и облегчение Его прощения. Многие страдают, переживают испытания и несправедливости, живут обеспокоенно. Необходимо сердечное рвение. Утешение Господа не устраняет проблем, но дает силу любви, которая помогает перенести боль с миром [в сердце]. Получать и нести утешение Бога – это насущная миссия Церкви. Дорогие братья и сестры, давайте почувствуем себя призванными к этому; скажем «нет» закостенению на  том, что не работает вокруг, [«нет»] огорчению, когда мы видим какое-либо разногласие между нами. Не хорошо привыкать к закрытому церковному «микроклимату», нужно (досл.: хорошо) разделять широко открытые горизонты надежды, живя скромным энтузиазмом «открывания дверей» и «выхода из самих себя».

Но есть одно фундаментальное условие, необходимое для получения Божьего утешения, о котором сегодня нам напоминают Его Слово: будьте как дети (ср: Мф. 18, 3-4),  нужно быть как ребенок на руках своей матери (Пс. 130, 2). Чтобы принять Божью любовь необходимо подобное сердечное малолетство: действительно, только маленькие могут быть на руках своей матери.

«Кто умалится, как дитя», - говорит нам Иисус, - «тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 4). Истинное величие человека заключается в том, чтобы стать маленьким перед Богом. Потому что Бог не познается возвышенными размышлениями и многочисленными исследованиями, но малолетством скромного и доверчивого сердца. Чтобы стать большим перед лицом Всевышнего не нужно накапливать почести и престиж, земные блага и успехи, но очиститься от себя самого. Ребенок – это именно тот, кому нечего дать, и который получает все. Он хрупок, зависит от отца и матери. Тот, кто умаляется, как дитя становится бедным самим собой, но богатым Богом.

У детей, которые не имеют проблем с пониманием Бога, есть многое, чему они могут научить нас. Они говорят нам, что Он творит великие дела в тех, кто не оказывает сопротивления, кто прост, искренен и недвуличен. Это показывает нам Евангелие, где великие чудеса совершаются с помощью маленьких вещей: нескольких хлебов и двух рыбок (ср.: Мф. 14, 15-20), горчичного зерна (ср.: Мк., 4, 30-32), пшеничного зерна, которое умирает, пав в землю (ср.: Ин. 12, 24), одной лишь чаши воды, предложенной другому (ср.: Мф. 10, 42), двух маленьких лепт бедной вдовы (ср.: Лк. 21, 1-4), смирения Марии, Рабы Господней (ср. Лк. 1, 46-55).

В этом заключается удивительное величие Бога, Бога, полного сюрпризов, и Который любит сюрпризы. Мы никогда не должны терять желания и доверия Божьим сюрпризам. Было бы хорошо помнить, что мы, всегда и прежде всего – его дети. Не хозяева жизни, но дети Отца; не самостоятельные и самодостаточные  взрослые, но дети, которые нуждаются в том, чтобы их всегда носили на руках, [нуждаются] в получении любви и прощения. Счастливы те христианские общины, которые живут этой подлинной евангельской простотой. Они бедны ресурсами, но богаты Богом. Счастливы пастыри, которые не обращены к логике мирского успеха, но которые следуют закону любви: принятия, слушания и служения. Счастлива Церковь, которая не уступает перед критериями функционализма и организационной эффективности, и не обращает внимания на свое отражение. Малая и любимая паства Грузии, как же ты посвящаешь себя  воспитанию и милосердию, прими дух, которым наполняет тебя Добрый Пастырь, уповай на Того, Кто несет тебя на своих плечах и утешает.

Я хотел бы обобщить эти идеи словами Святой Терезы Младенца Иисуса, которую мы вспоминаем сегодня. Она указывает нам свой «малый путь» к Богу, «самозабвенность  маленького ребенка, который бесстрашно спит на руках своего отца», потому что «Иисус не просит о великих подвигах, но лишь о самозабвенности  и благодарности» (Автобиографические рукописи, Рукопись B). К сожалению, как она писала это тогда, и это происходит и сегодня, Бог находит «мало сердец, которые безоговорочно вверяют себя Ему, которые понимают всю нежность Его бесконечной любви» (там же). Эта молодая святая и Учитель Церкви, напротив, была экспертом в «науке Любви» (там же), и учит нас, что «совершенное человеколюбие заключается в том, чтобы терпеть недостатки других, не удивляться их слабостям, учиться на малейших добродетельных действиях, которые мы видим, что они практикуют». Она напоминает нам также о том, что «человеколюбие не должно оставаться закрытым в глубинах сердца» (Рукопись C). Попросим сегодня, все вместе, благодати простого сердца, которое верит и живет в благодатной силе любви, попросим о том, чтобы жить со спокойной и полной уверенностью в Божьем милосердии.

Перевод:  Кредо

По материалам: https://www.aciprensa.com