(RV).- Что происходит в нашем сердце, когда мы испытываем «духовное опустошение»? Такой вопрос Папа Франциск задал в своей проповеди на утренней Святой Мессе, сосредоточенной на фигуре Иова. Святейший Отец сделал акцент на важности тишины и молитвы для преодоления наиболее темных моментов. И по случаю литургической памяти Святого Викентия де Поля, Папа предложил отслужить это Евхаристическое Священнопразднование за монахинь-викентиан, Дочерей Милосердия, которые как раз осуществляют свое служение в Доме Святой Марфы.
«У Иова были проблем: он потерял все». Папа Бергольо развивал свою проповедь, отталкиваясь от Первого Чтения, которое показывает нам Иова, который потерял все, что имел, включая детей, и хотя он чувствует себя потерянным, он не проклинает Господа.
Все мы рано или поздно переживаем великое духовное отчаяние
Иов переживает великое «духовное отчаяние» и опустошение перед Богом. Это излияние «сына перед отцом». Так же поступает и пророк Иеремия, который изливает Богу душу. Но оба они никогда не богохульствуют:
«Духовное отчаяние – это то, что случается со всеми нами: оно может быть сильнее или слабее… Но это темное состояние души, без надежды и желания жить, когда не видишь света в конце туннеля, с таким беспокойством в сердце и мыслях (досл.: идеях)… Духовное отчаяние заставляет нас чувствовать себя так, словно наша душа раздавлена: потери, потери… и нет желания жить: “Лучше смерть!” – [считает она]. Таково опустошение Иова. Лучше умереть, чем жить так. Мы должны понимать, когда наш дух находится в подобном состоянии распростертой печали, почти безо всякого вздоха. Со всеми нами случается это. Сильное [отчаяние] или нет… [Но] со всеми нами. [Поэтому необходимо] понимать, что происходит в наших сердцах».
«Такой вопрос мы можем задать себе: “Что нужно делать, когда мы переживаем эти темные моменты из-за семейной трагедии, болезни или какой-либо другой вещи, которая угнетает нас? – Некоторые подумывают о том, чтобы принять снотворное и уйти от фактов, или же выпить два, три или четыре бокала. Но это не помогает. Тогда как Литургия дня заставляет нас увидеть, что делать с этим духовным отчаянием, когда мы апатичны, пали духом и потеряли надежду” – сказал Папа Франциск.
Когда мы чувствуем себя потерянными необходимо настойчиво молиться Богу
«В ответном псалме, номер 87, заключается ответ» - напомнил Папа. «Да внидет пред лице Твое молитва моя». «Необходимо молиться. Молиться с силою, как это делал Иов: кричать денно и нощно, чтобы Бог услышал нас» - сказал Римский Епископ.
«Эта молитва – стук в дверь, с силою!: “Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы”. Как часто мы чувствуем себя такими обессиленными… И это – молитва. Сам Господь учит нас молиться в эти скверные моменты. “Господи, Ты положил меня в ров преисподний. Отяготела на мне ярость Твоя. Да внидет пред лице Твое молитва моя”. Такова молитва. Так мы должны молиться в самые скверные, темные моменты, в моменты наибольшего отчаяния, в моменты, более всего раздавливающие нас. Вот что значит подлинно молиться. А также изливать душу, как изливал душу Иов своим детям. Как сын [пред Отцем]».
Книга Иова говорит также и о молчании друзей. «Страдающему человеку слова могут причинить боль. Важно быть рядом, дать [ему] почувствовать [твою] близость и не вести рассуждений» - сказал Папа.
Тишина, присутствие и молитва – так по-настоящему можно помочь тому, кто страдает
«Когда кто-то страдает, когда кто-то находится в духовном отчаянии», - вновь повторил Папа Франциск, - «нужно минимум слов, нужно помогать тишиной, близостью, нежностью и молитвой Отцу»:
«Сначала [нужно] признать в себе моменты духовного отчаяния, когда мы находимся во тьме, без надежды и спрашиваем себя: “Почему?”. Затем – помолиться Господу, как нас учит Литургия этим 87 Псалмом в моменты тьмы: “Да внидет пред лице Твое молитва моя, Господи”. И третье: когда мы приближаемся к тому, кто страдает, из-за болезни или же из-за какого-либо иного типа страдания, для утешения необходима тишина. Но тишина, исполненная любви, близости и нежности. И не [нужно] рассуждать, ведь рассуждения в конечном счете не помогают, а даже делают хуже».
«Помолимся Господу» , - в завершении сказал Папа Франциск, - «чтобы Он дал нам эти три благодати: благодать признания духовного отчаяния, благодать молитвы, когда мы подвергаемся этому состоянию, а также благодать уметь поддержать людей, которые переживают тягостные моменты грусти и духовного отчаяния».
По материалам: Мария Фернанда Бернаскони - RV.