(Радио Ватикана).- Пусть время Великого Поста «приготовит наше сердце» к Божьему прощению, и в свою очередь также прощать подобно Ему, «забывая» вину других. Такой молитвой Папа Франциск окончил свою проповедь на утренней Мессе, проводимой в часовне Дома Святой Марфы 1 марта 2016.
У совершенства Бога есть слабое место именно там, где человеческое несовершенство, напротив, стремится не делать уступок: умение прощать.
Без памяти
Комментируя Библейские чтения из литургии дня, Святой Отец обратил внимание на отрывок из Евангелия, в котором показан известный вопрос Петра к Иисусу, относительно того, сколько раз надлежит прощать брата, согрешающего против тебя. Помимо этого, Папа обратил внимание на чтение из книги Пророка Даниила, которое сосредоточено на молитве молодого Азарии, приговорённого к смерти в печи за отказ поклоняться золотому идолу. Посреди пламени печи юноша взывает к милосердию Божьему, прося о своём народе, а также просит прощения для себя самого. Папа Франциск подчеркнул, что это правильный способ молиться: зная, речь особом аспекте доброты Бога:
«Когда Бог прощает, Его прощение столь велико, словно если бы Он «забывал». Совершенно иначе поступаем мы, сплетничая: “Но вот этот же сделал это, сделал то и вон то…”, мы знаем стольких людей из древней, средневековой и современной истории, эй! И мы не забываем! Почему? Потому что у нас нет милосердного сердца. «Сотвори с нами по милости Твоей» - говорит молодой Азария. «По Твоему великому милосердию, Спаси нас». Это воззвание к милосердию Божьему, с просьбой о том, чтобы даровал нам прощение и спасение, и забыл наши грехи».
Уравнение прощения
Чтобы объяснить Петру, что необходимо прощать всегда, Иисус в отрывке из Евангелия рассказывает притчу о двух должниках; один из которых получает от своего господина прощение долгов, даже будучи должным ему огромную сумму; сам же он, в свою очередь, неспособен быть в той же степени милосердным к другому, который должен ему лишь маленькую сумму. По этому поводу Папа отмечает:
«В Отче наш мы молимся: “Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”». Это – уравнение, обе части которого идут рука об руку. Если ты не способен прощать, как же Бог простит тебя? Он хочет простить тебя, но не сможет, если твоё сердце закрыто и милосердие не может войти. “Но, Отец, я прощаю, но не могу забыть ту скверную вещь, которую он мне сделал”. “Эй, проси у Господа, чтобы Он помог тебе забыть”: но это уже другое дело. Можно простить, но не всегда удаётся забыть. Но “простить”, “ты мне ещё заплатишь” – нет, это не прощение! Нужно прощать как прощает Бог: прощать в полной мере.
Милосердие, которое «забывает»
Милосердие, сострадание, прощение – повторил Понтифик, напоминая о том, что «прощение от [всего] сердца, которое нам даёт Бог – это всегда милосердие.
«Пусть же Великий Пост подготовит наше сердце к принятию Божьего прощения. Но, приняв его, необходимо потом проявить то же самое к другим: простить от сердца. Сказать другому: “может ты никогда и не здороваешься со мной, но я простил тебя”. И таким образом, мы приблизимся к этому великому делу Бога, которым является милосердие. Прощая, мы открываем наше сердце, чтобы милосердие Божье вошло и простило нас. Потому что все мы должны попросить прощения, все! Простим же и прощены будем! Будем милосердны с другими и тогда сами ощутим милосердие Бога, который, когда прощает, “забывает” ».