Ватикан. Это неприятно: смотреть на христианина, который желает Иисуса и жизнь этого мира, – предупредил Папа Франциск 26 мая в проповеди на утренней Мессе в часовне Дома св. Марфы. Святой Отец подчеркнул, что в христианской жизни нужно принимать радикальные решения. Не существует христианства только наполовину, невозможно иметь небо на земле.
В сегодняшнем Евангелии (Мк 10, 28-31) Петр спрашивает Иисуса о том, что получат ученики, которые следуют за ним. Вопрос был задан вскоре после того как отошел богатый молодой человек, которому было трудно выполнить совет Иисуса: продать всё что он имел, и раздать бедным. С этого начал свою проповедь Папа Франциск и отметил, что ответ Иисуса указывает другое направление, не то которое ожидали ученики. – «Он не говорит о богатстве. Обещает вечную жизнь, но вместе с ней преследования и крест», – сказал Папа.
«Если христианин цепляется за свое имущество, он смотрится нехорошо, как христиан, который хочет иметь сразу и небо и землю. Пробным камнем является именно то, о чём говорит Иисус – крест и гонения. Это значит отрицать себя и ежедневно нести крест. Ученики имели такое искушение. Следовать за Иисусом – да, но что тогда нам за это будет? Вспомните о матери Иакова и Иоанна, которая просила Иисуса о месте для своих сыновей: «Из этого сделай мне премьер-министра, а из этого министра финансов». В следовании за Иисусом она видела только светскую цель».
Затем сердце учеников было очищено, а на Пятидесятницу они поняли всё. «Самоотверженность в следовании за Иисусом – это ответ на бескорыстие любви и спасения, которые Он нам дал. Следовать за Иисусом и за этим миром с богатством и бедностью – это половинчатое христианство, которое стремится к материальной выгоде. Это дух этого мира».
Такой христианин «хромой на обе ноги», потому что «он не знает, чего хочет». Чтобы понять это, Иисус говорит нам, что «многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мк 10,31), и, таким образом, «тот, кто верит или считает себя большим, должен стать слугой, тем наименьшим».
«Следовать за Иисусом с человеческой точки зрения – это не хорошая сделка. Это служение. Он сам поступал так, и если Господь дает тебе возможность быть первым, ты должен вести себя как последний, это значит – служить. Если Господь дает вам имущество, ты должен действовать как слуга других. Есть три вещи, три ступени, которые отдаляют нас от Иисуса: богатство, напрасная мирская почесть и гордыня. Почему богатство – это риск? Потому что оно приводит к самоуспокоенности, и ты думаешь, что стал важным. И если думая о своей важности ты высоко поднимаешь голову – то заблудишься».
Путь, который указывает Господь – это путь самоотречения. «Кто из вас первый, тот слуга всех» – так делал Иисус. Это та работа, которую выполнял Иисус с учениками, и она заняла много времени, потому что ученики не понимали. Поэтому мы должны просить Его, чтобы Он научил нас этому пути, знанию служения, науке смирения. Это наука быть последним, чтобы служить братьям и сестрам Церкви».
Это неприятно – видеть христианина, или мирянина, священника или епископа, который стремится в двух направлениях: следовать за Иисусом и накапливать богатство, идти за Иисусом и быть из этого мира. Это антисвидетельство, которое отдаляет людей от Иисуса. Сейчас мы продолжаем Евхаристию. Подумайте о вопросе Петра: «Мы оставили всё, как вознаградишь нас?». И подумаем об ответе Иисуса. Наградой, которую Он нам даст, будет уподобление Ему. Это будет платой. Большая награда – быть подобным Иисусу!».
По мат. Ватиканского радио