Папа Франциск священникам своей епархии: «Не внушать себе, что мы должны защищать то, что защищает только Господь



Ватикан.
Священники Римской епархии вместе со своим епископом отслужили утром 2 апреля в базилике св. Петра missa chrismatis, т.е. Мессу с освящением елеев и обновлением священнических обетов. Епархиальный епископ в ходе этой литургии благословляет елеи катехуменов и больных и освящает миро.

Папа Франциск в своей содержательной проповеди остановился на теме здравой усталости и здравого отдыха священника. При этом он назвал три разных типа усталости: усталость от толпы, усталость от врагов и усталость от самого себя:

 

«Есть усталость, которую можно назвать “усталостью от толпы”, “усталостью от народа”. И для Господа, и для нас, как говорит Евангелие, это, действительно усталость, но добрая, полная пользы и радости. Люди, следовавшие за Ним, семьи, приносившие Ему своих детей на благословение, исцеленные, те, те, кто приводил своих друзей, юноши, вдохновленные этим Раввином…, не оставляли Ему времени даже на еду. Но Господу все ж не надоедало общаться с ними. Наоборот, казалось, что это только прибавляет Ему сил (ср. “Evangelii gaudium”, 11). Эта усталость от наших дел – настоящая благодать, которую всегда может обрести каждый из нас, священников (ср. там же, 279). Как же это прекрасно, когда люди любят своего пастыря, ждут его и нуждаются в нем! Верующий народ не оставит нас без своей привязанности, если только мы не прячемся у себя в офисе или не ездим по городу в автомобиле с затемненными стеклами. Это усталость добрая и здравая. Это усталость священника, от которого пахнет овцами…, но он улыбается, как отец при взгляде на детей и внуков, усталость священника, у которого нет ничего общего с теми, кто разбирается в дорогих духах и смотрит на паству издали и свысока (ср. там же, 97). Мы – друзья Жениха, и в этом наша радость. Пока Иисус пасет стадо вместе с нами, мы не можем быть пастырями с кислыми минами, несчастными людьми, и, что самое худшее, пастырями, которым все уже надоело. Запах овец и отцовская улыбка… Усталый, но довольный этой усталостью, слышит своего Господа, как Тот говорит: “Приидите, благословенные Отца Моего” (Мф 25, 34).

Есть еще другая усталость, которую можно назвать “усталостью от врагов”. Демон и его сторонники не спят, а так как  их уши не выносят слово Божье, они не покладая рук стремятся заглушить его или запутать. Поэтому усталость от защиты от них тяжелее прочих. Нужно не только изо всех сил творить добро, но и защищать от зла паству и себя (ср. “Evangelii gaudium”, 83). Лукавый хитрее нас и способен в одно мгновение уничтожить то, что мы терпеливо строили долгое время. Поэтому нужно просить о благодати умения нейтрализовывать зло – это важное искусство. Но уметь нейтрализовывать зло не значит вырывать сорняки, внушая себе, будто мы, как сверхлюди, должны защищать то, что должен защищать только Господь. Все это поможет нам не опускать рук под тяжестью невзгод, перед насмешками безбожников. Господь по этому поводу говорит: “Мужайтесь: Я победил мир!” (Ин 16, 33). Это слово придает нам сил!

И, наконец, уж точно наконец, чтобы вас не утомила моя проповедь, хочу сказать об “усталости от самих себя” (ср. “Evangelii gaudium”, 277). Эта самая опасная усталость. Ведь первые две вызваны тем, что мы пошли на риск, вышли из себя, чтобы помазывать и трудиться (мы – опекуны). Эта же усталость более относится к нам самим. Это разочарование в себе, но не связанное прямо с тихой радостью того, кто осознает себя грешником, нуждающимся в прощении. Такой просит о помощи и идет дальше. А эта усталость выражает “желание и нежелание” во все включиться, но потом тоскует по египетскому чесноку и луку; это заигрывание с обманчивой мечтой быть кем-то другим. Такую усталость я предпочитаю называть “кокетничаньем с духовным обмирщением”. Оставаясь наедине с самыми собой, мы думаем о том, что многие сферы жизни пропитаны этим обмирщением, и нам начинает казаться, что его уже ничем не вымоешь. Если нас посещают такие мысли, то, возможно, мы имеем дело с плохой усталостью. Слова из Откровения указывают нам на ее причину: “Ты много переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь Твою” (Откр 2, 3-4). Только любовь дает отдых. Нелюбимое утомляет плохо, а если оно еще и длится долго, то утомляет хуже всего».

Св. Мессу Вечери Господней преемник Петров служил в римской тюрьме «Реббибия», где в ходе обряда омовения ног склонился перед заключенными мужчинами и женщинами.

По мат. Ватиканского радио