Празднование 500-летия Терезы Авильской в Карагандинском Кармеле

Празднование 500-летия Терезы Авильской в Карагандинском Кармеле

 

 

На приглашение сестер-кармелиток – принять участие в завершающих мероприятиях – откликнулись сестры и священники из Караганды, семинария, а также несколько мирян. Поэтому 6 октября, когда о. Аркадиуш Смагач OCD из Рима начал свой доклад «Святая Тереза – наставница молитвы» храм Карагандинского Кармеля был полным.

Отец Аркадиуш в начале доклада рассказал о жизни Терезы и о том, что происходило вокруг нее – в мире, в Церкви, в монастыре. Тереза искала истины и жизни в многочисленном монастыре. О первых 20-и годах своей монашеской жизни она пишет: «Во мне не было целостности… я чувствовала себя нерешительно перед необходимостью целиком предаться Богу… мне не удавалось затвориться в себе самой (чтобы молиться), не волоча за собой всей моей суетности». А в это время мир горел в огне завоевательных войн на Американском континенте, Церковь переживала духовный и нравственный кризис, в Европе разгорался огонь протестантской реформации, да и сам Кармель «горел» в огне неверности монашеским правилам. Бог пригласил Терезу (как и каждого человека) к дружеским отношениям. Плодом этой дружбы Терезы с Иисусом станет «молитвенная армия» – когда Тереза умерла, то после 20 лет реформы Кармелитского Ордена уже было 17 женских монастырей с 200-ми сестрами и более 300 братьев в многочисленных мужских обителях.

Такая деятельная жизнь у Терезы не шла вразрез с созерцательной молитвой, но, напротив, была ее плодом. В молитве Тереза главным считала не слова, но пребывание. Молитва – это труд. Ведь дружба с Богом – как всякая настоящая дружба – нуждается в заботе, борьбе, работе над качеством и глубиной отношений.

После доклада мы вместе помолились первый день Новенны перед праздником святой Терезы Авильской. Потом был маленький перерыв, и началась Святая Месса с Владыкой Аделио Дель Оро.

В этот день Церковь предлагала фрагмент Евангелия о Марфе и Марии – друзьях Иисуса. Отец Аркадиуш в проповеди рассказал о том, что для святой Терезы этот отрывок был очень важным, так как говорил о дружбе с Иисусом, которую она считала фундаментом молитвы. Проповедь была построена на основе «Внутреннего замка» – одной из книг святой Терезы. Во внутреннем замке, который Тереза использует как динамический образ души, стремящейся к дружбе с Богом, есть семь обителей. И самая сокровенная – седьмая обитель – та, в которой Бог вводит человека в глубину Своей жизни. Именно описывая эту седьмую обитель, Тереза использовала образ Марии и Марфы. Если человек погружен в Бога, то его сердце, как Мария, постоянно пребывает у ног Иисуса, но в то же время его руки не остаются бездейственны, как руки Марфы.

Сестры-кармелитки во время Литургии исполнили песни на тексты и в честь Терезы Авильской. А после Причастия звучала прекрасная музыка, исполненная двумя сестрами на флейте и скрипке.

После Святой Мессы Владыка Аделио Дель Оро, священники, семинаристы и сестры были приглашены на агапэ в большой переговорный зал. А после трапезы было несколько минут общения с кармелитками, во время которого мы попытались спеть на испанском языке песню Терезы Авильской «Nada te turbe»:

Да не смущает тебя ничто.

Да не страшит тебя ничто.

Всё минует,

Бог не изменяется.

Терпение

Всё обретает.

Имеющему Бога

Ни в чём нет недостатка.

Достаточно лишь Бога. (св. Тереза Авильская)

 

с. Наталья Ивашковская SJE