Священник из Чернигова: однажды бомбоубежища опустеют, как гроб Иисуса











Поддерживать людей своим присутствием, звать их на молитву, рассказывать детям истории, слушать и утешать тех, чьи сердца полны скорби из-за пережитой боли: в этом видит свою миссию молодой греко-католический священник, первым «приходом» которого стало бомбоубежище.

Воскресным утром ученики Иисуса пошли к гробнице, куда положили Его тело, и нашли ее пустой. Точно так же однажды опустеют подвалы и бомбоубежища украинских городов, потому что Христос воскрес из мертвых, а значит и для нас наступит воскресение. Такое сравнение часто использует украинский греко-католический священник о. Роман Гридковец в разговорах с жителями Чернигова, куда приехал в декабре прошлого года, чтобы нести свое служение, и где остался, несмотря на опасности войны. И бомбоубежища он упоминает не случайно: с самого начала российского вторжения о. Роман решил, что послан туда, где люди, т.е. в подвалы, чтобы нести им слово утешения и надежды.

 

Бомбоубежище, ставшее первым приходом

О. Роман родом из Киева, где отучился в духовной семинарии, а затем окончил миссионерскую школу в Риме. В прошлом году он стал священником, и в декабре его отправили в Чернигов, чтобы организовать новую греко-католическую общину. «Приход существовал лишь на бумаге, – с улыбкой рассказывает он. – Тут еще не было ничего: ни людей, ни храма, ни участка для его постройки, так что мне предстояло начинать с нуля». И хотя прихода не было, когда началась война, молодой священник решил остаться в Чернигове. «Люди стали прятаться в убежищах, и я почувствовал, что моя миссия – быть с ними, – говорит он. – Первую ночь с 24 на 25 февраля пришлось провести в большом бомбоубежище, где было множество людей. В рясе и с Библией в руках я просто стоял там между ними и тихо молился. Я все еще не знал, что именно мне делать, но потом стал знакомиться с людьми и предлагать им помолиться вместе. Так как большинство были не практикующими, я предлагал им интенцию (например, за мир) и краткое воззвание “Храни нас, Боже!”, которое они повторяли по десять раз». В подвалах было также много детей, о чем свидетельствуют рисунки на стенах. Каждый вечер перед сном молодой священник с бородой и веселыми глазами собирал их вокруг себя и рассказывал им истории.

 

Молельня в подвале

Чернигов расположен на севере Украины и граничит с Беларусью и Россией, так что войну здесь ощутили с первого же дня. Российская армия окружила город, обстреляла его ракетами и нанесла удары по административным и жилым зданиям, школам и больницам, что привело к жертвам среди гражданского населения. Порой гуманитарная ситуация становилась просто критической, особенно после 25 марта, когда россияне разрушили мост через реку Десна, заблокировав доставку гуманитарной помощи. Но 5 апреля они покинули Черниговскую область.

На сегодняшний день, как рассказывает о. Роман, в убежищах уже почти никого нет. Там остались только люди, чьи дома были разрушены бомбежками. «Один из таких подвалов, – продолжает священник, – стал местом встречи для семей с детьми, с которыми я познакомился, когда мы еще прятались от бомб. Они приходят туда каждый вечер, чтобы снова послушать мои истории. Это практически уже стало привычкой».

 

Молитва об исцелении души

Священник вспоминает также трудные моменты, когда он старался поддержать людей, которые так сильно страдали и были в ужасе от жестокости, насилия и несправедливости. «Вполне естественно, что в такой ситуации человек впадает в гнев, – говорит о. Роман. – Поэтому я был с ними, давал им выговориться, а потом предлагал молиться Богу, чтобы Он придал нам сил и помог избавиться от нападения врага.

 

Свидетельство любви Божьей

«Христос спас наши души, и Церковь должна свидетельствовать об этом во времена и мира, и войны», – говорит о. Роман Гридковец. Несправедливость, зло и страдания будут существовать вплоть до второго пришествия Христа, и миссия христиан, по словам священника, состоит в том, чтобы свидетельствовать о любви Божьей, а это не какая-то абстрактная любовь, потому что она объемлет собой также любовь к Родине и готовность защищать ее в случае нужды. «В первую очередь, – говорит о. Роман, – мы должны помочь людям понять, что есть Некто, Кто спас их, и даже если их тела умирают, их души бессмертны».
 
Свитлана Духович — Vatican News























.