«Остановитесь и познайте, что Я - Бог»
Из «Послания генерального Аббата Цистерцианцев на время эпидемии»
Аббат Мауро Лепори
Мир остановился. Деятельность, экономика, политическая жизнь, путешествия, развлечения, спорт прекратились, как бы для вселенного Поста. Но не только это: в Италии, а теперь и в других странах публичная религиозная жизнь, публичное служение Евхаристии, все собрания и церковные встречи, по крайней мере, те, на которых верующие встречаются физически, также прекратились. Это как бы большой Пост, большое универсальное воздержание. Наши проекты и планы были отменены, и мы не знаем до каких пор.
Остановиться, напротив, означает поиск настоящего, мгновения, которое мы призваны переживать сейчас, истинной реальности времени и, следовательно, истинной реальности нас самих, нашей жизни.
«Остановитесь и познайте, что Я - Бог: буду превознесён в народах, превознесён на земле. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова» (Пс 46,10-11).
Бог просит нас остановиться признавая, что Его присутствие для нас наполняет всю вселенную, это самая важная вещь в жизни, которую ничто не может преодолеть. Остановиться перед Богом означает признание того, что Его присутствие наполняет мгновение и, следовательно, полностью удовлетворяет наше сердце, в любых обстоятельствах и условиях, в которых мы находимся.
Пережить принуждение со свободой
Что это значит в нынешней ситуации? Что мы можем пережить её в свободе, даже если вынужденно. Свобода - это не всегда выбирать то, что мы хотим. Свобода - это благодать, с которой мы можем выбирать то, что даёт полноту нашему сердцу, даже когда всё отнимается у нас. Даже когда свобода отнимается у нас, присутствие Бога сохраняет нас и предлагает высшую свободу, чтобы иметь возможность остановиться перед Ним, признать Его присутствующим и другом. Это великое свидетельство мучеников и всех святых.
Когда Иисус ходил по воде, чтобы достичь своих учеников посреди бурного моря, Он обнаружил, что они не могли продвинуться из-за встречного ветра: «Лодка была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный» (Мф 14,24). Ученики беспомощно борются с ветром, который мешал их плану достичь берега. Иисус достигает их так, как только Бог может приблизиться к человеку, с присутствием, свободным от всех принуждений. Ничто, ни один противоположный ветер и даже никакой закон природы не могут противостоять дарам присутствия Христа, пришедшего спасти человечество. «В четвертую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю» (Мф 14,25).
Но есть ещё одна буря, которая хотела бы противостоять дружескому присутствию Господа: наше недоверие и страх. Но Иисус сразу же сказал им: «Ободритесь; это Я, не бойтесь!» (Мф 14,27).
Признание в этом обстоятельстве чрезвычайней возможности принять и поклоняться присутствию Бога среди нас не означает сбежать от реальности и отказаться от человеческих средств, которые используются для защиты нас от болезни. Это было бы оскорблением по отношению к тем, кто сейчас, как все работники здравоохранения, жертвует собой ради нашего блага.
Также было бы богохульным думать, что Бог посылает нам испытания и затем показывает нам, какой Он добрый избавляя нас от них. Бог входит в наши испытания, переносит их с нами и за нас до самой смерти на кресте.
Таким образом, это открывает нам, что наша жизнь, как в испытании, так и в утешении, имеет бесконечно больший смысл, чем разрешение нынешней опасности. Настоящая опасность, нависшая над жизнью, заключается не в угрозе смерти, а в возможности жить без смысла, жить без стремления к большей полноте жизни и спасению, большему от здоровья. Эта пандемия, со всеми вытекающими отсюда последствиями, даёт всем возможность действительно остановиться, признать, что Он, именно сейчас, встречает нас в разгаре шторма обстоятельств и наших тревог, но прежде всего, что Он обновляет дар Своего дружеского присутствия, которое побеждает нашу слабость, полную страха: «Ободритесь; это Я, не бойтесь!», и Он хочет немедленно привести нас к окончательной и полной судьбе существования: к Самому, кто остаётся и ходит с нами.
Мы бы должны были всегда проживать время Великого поста (ср. Устав святого Бенедикта 49,1-3 [1]): с этой чувствительностью к драме жизни, с этим чувством нашей структурной хрупкости, с этой способностью отказаться от лишнего, чтобы охранять то, что в нас и среди нас более глубоко и верно, с этой верой, что наша жизнь не в наших руках, но в руках Бога.
Мы также должны всегда жить с осознанием того, что мы все несём ответственность друг за друга, объединённые в благе и зле наших выборов, наших ещё более скрытых и явно незначительных поступков.
Испытание, которое нас мучит, должно также сделать нас более чувствительными ко многим испытаниям, которые затрагивают других, другие народы, за которыми мы часто наблюдаем с равнодушием, как они страдают и умирают.
Служители мольбы, просящей о спасении
Тем не менее, есть задача, которую мы призваны взять на себя конкретно: приношение молитвы, мольбы о спасении. Тогда наше богатство - это бедность того, что у нас нет никакой другой власти, кроме умения просить с верой. Мы должны больше, чем когда-либо, осознавать, что ни одна из наших молитв и литургий не должна быть прожитой без чувства единства со всем Телом Христовым, которое является Церковью, общиной всех крещёных, нацеленной на объятие всего человечества.
Свет Материнских глаз
Каждый вечер, во всех цистерцианских монастырях мира, мы входим в ночь поя «Salve Regina» [Славься, Царица]. Пусть Мария, «жизнь, отрада и надежда наша», даст нам жить этим призванием со смирением и мужеством, предлагая нашу жизнь для мира и радости всего человечества!
Славься, Царица (Salve Regina)
Славься, Царица, Матерь милосердия,
жизнь, отрада и надежда наша, славься.
К Тебе взываем, изгнанные чада Евы.
К Тебе воздыхаем, стеная и плача
в этой долине слёз.
О Заступница наша!
К нам устреми Твои милосердные взоры
и после этого изгнания яви нам Иисуса,
[1] Глава XLIX - Великийпостмонахов
1. Хотя верно, что жизнь монаха всегда должна иметь постный характер,
2. учитывая, что это добродетель лишь немногих, мы особенно настаиваем на том, чтобы, по крайней мере, во время Великого поста каждый с большим рвением следил за чистотой своей жизни,
3. воспользоваться этими священными днями, чтобы стереть всю небрежность других периодов года.
.