Иезуит Гумпель о малоизвестном уважении почетного Папы к Пию XII









 

Италия. «Выяснится, что в ватиканских архивах нет компрометирующих документов», – так прокомментировал известие об открытии доступа к документам времен понтификата Пия XII (1939-1985 гг.) немецкий иезуит Питер Гумпель, докладчик по делу беатификации только что названного Папы, чьи героические добродетели десять лет назад признал Бенедикт XVI (19.12.2009 г.). «На этот пост меня назначил в 1983 г. Иоанн Павел II», – поясняет о. Гумпель, родившийся в 1923 г. и являющийся последним живым свидетелем того поколения историков-иезуитов, которым мандат Павла VI дал прямой доступ к секретным архивам Ватикана.

 

 

«Этой привилегией я пользовался вместе с собратьями Буркгартом Шнайдером, Робертом Грэмом, Пьером Бле и Анджело Мартини (авторы знаменитого 12-томника «Actes ed documents du Saint Siége relatifs a la Seconde Guerre Mondiale») и мог изучать любые документы из Ватиканского архива. Мы, иезуиты, два-три раза в месяц обменивались информацией о Пие XII», – рассказывает о. Гумпель, опубликовавший в газете «Avvenire» (01.03.2020 г.) воспоминания о своих личных отношениях с Папой Пачелли:

 

«Мне довелось поближе познакомиться с ним сразу после войны, еще в годы моей иезуитской подготовки. Как докладчик по делу его беатификации я записывать также показания его сотрудницы с. Паскалины Ленерто, которая под присягой рассказала о письме Пия XII с протестом против несправедливой депортации евреев. В последний момент Папа сжег это письмо в кухонной печи папских апартаментов. По свидетельству монахини, он поступил так из осторожности, чтобы избежать мести нацистов. Пий XII с его пресловутой дипломатической осмотрительностью прямо вмешивался только тогда, когда его действия могли принести реальные плоды, как это было в странах, напрямую не оккупированных нацистами, например, в Словакии и Венгрии».

 

Немецкий иезуит также добавляет, что Пий XII был Папой великих дел:

 

«Его секретарь, иезуит о. Роберт Лейбер подтвердил мне, что Папа потратил большую часть своего личного состояния на помощь евреям. Чрезвычайно интересны также документы и тезисы еврейского ученого сэра Мартина Гилберта, в своих исследованиях показывающего, что Пачелли, по всей видимости, спас по всему миру более 100 тысяч евреев, из своих средств оплатив при этом многим из них переезд из Германии в Португалию или Бразилию».

 

Из своего альбома о. Гумпель извлекает несколько малоизвестных широкой публике снимков, которые отражают то уважение, с каким почетный Папа относится к своему предшественнику Пию XII. «За несколько месяцев до отречения от престола св. Петра Бенедикт XVI пригласил меня и о. Молинари, постулатора процесса беатификации, чтобы мы подробно рассказали о ходе этого дела. Последнее лето своего понтификата он провел, изучая все материалы, касающиеся святости Пия XII» – рассказал немецкий иезуит, который не ждет от архивов Ватикана каких-то взрывных материалов:

 

«Не думаю, что исследователи найдут там что-то неподобающее или неприятное. К тому же нужно помнить, что Пий XII и вся Римская курия после 8 сентября 1943 опасались появления немцев в Вечном городе и потому спрятали или уничтожили все документы, в которых можно было бы найти информацию о спасении евреев, главным образом римских. Многие материалы были отправлены в Соединенные Штаты или в Лиссабон, другая часть находится в закрытых монастырях или ликвидирована. А остальные? Опытные каменщики Святого Престола замуровали их настолько хорошо, что мы даже не знаем, где искать».


Источник: radiovaticana.cz








.