В епархии Терни-Нарни-Амелия, что в расположенной в центре Италии Умбрии, 19 января начался юбилейный год, посвященный францисканским первомученикам – св. Берарду со товарищи, которых в 1220 г. собственными руками умертвил марокканский султан. Святую Мессу на начало года отслужил епархиальный епископ и последователь св. Франциска монс. Джузеппе Пьемонтезе (OFMConv) в церкви Св. Антония Падуанского.
Этот храм в центре промышленного города Терни в годы войны был почти полностью разрушен, когда союзники бомбардировали гражданские цели (в то время как оружейный завод «KruppEssen» почти не пострадал), но затем восстановлен и десять лет назад стал паломнической святыней. По просьбе епархиального епископа и францисканского ордена в него перенесли мощи пяти погибших братьев: Берарда, Петра, Акурса, Адьюта и Ота. Ранее реликвии покоились в португальской епархии Коимбра, где истерзанные тела были погребены восемь столетий назад. Тогда под впечатлением героизма этих мучеников и их верности Христу вплоть до смерти лиссабонский дворянин и каноник-августинец Фернандо решил облечься во францисканский хабит, приняв монашеское имя Антоний, под которым его сегодня как святого почитают не только в Падуе, но и во всём мире. Дело в том, что св. Антонию Великому, основателю восточного монашества, был посвящен скит в Оливайш – восточном пригороде Коимбры, где Фернандо встретил первых португальских францисканцев.
На Св. Мессе в Терни присутствовали также мэры четырех окрестных поселений, откуда были родом первомученики: Кальви (св. Берард), Нарни (св. Акурс и св. Адьют), Стронконе (св. Ото) и Сан-Джемини (св. Петр). Сегодня эти городки, расположенные среди пленительных умбрских пейзажей, вдохновивших сердце ассизского Бедняка на гимн всему творению, соединяет паломническая тропа, не только ведущая по следам францисканцев, но и сохранившая свидетельства давнего присутствия бенедиктинцев в этих местах. Здесь особенно стоит упомянуть два францисканских монастыря, которые, по преданию, основал сам св. Франциск, а затем и проживал в них. Монастырь св. Франциска в Стронконе, родном селе святого первомученика Ота, был основан в 1213 г., а уже в XVII в. стал важным центром исторических и богословских исследований. Здесь по сей день хранится ценная библиотека и одно из самых богатых францисканских книжных собраний во всей Умбрии. Неподалеку от него находится Сакро-Спеко св. Франциска, где изначально находился бенедиктинский скит, носивший то же наименование, что и находившееся рядом село св. Урбана. Свое нынешнее название это святилище получило от горного ущелья (лат. «speculum»), ставшего любимым местом обитания святого из Ассизи. Именно здесь он молился в полной темноте, касаясь распростертыми руками каменных стен, и созерцал страдания Христовы, а в это время «дрожала земля, и лопались скалы».
Живя в скиту, св. Франциск серьезно заболел, и братья построили для него неподалеку от пещеры каменную келью с деревянной кроватью и небольшой молельней, чтобы ему не нужно было спускаться вниз к церквушке св. Сильвестра. Это было трогательным исключением из правила, потому что обычно Франциск спал на голой земле или на камне: настойчивость собратьев на этот раз победила его аскетизм. С болезнью святого также связано чудо, описанное его первым биографом св. Фомой Челанским: «Когда однажды он тяжело больной лежал в скиту св. Урбана и высохшими губами попросил немного вина, ему сказали, что нет ни капли. Тогда он велел принести воду, благословил ее, и она стала лучшим вином. Что не могла дать бедность, подарила святость. Испробовав этого вина, человек Божий вскоре исцелился. Внезапное чудесное исцеление подтвердило чудесность превращения» («Францисканские истоки», 839). Так что не зря Варфоломей Пизанский позже говорил, что именно здесь францисканство обрело свою Кану».
В селениях над долиной реки Нера св. Франциск проповедовал в 1213 г. задолго до того, как перешел через горы в реатинский Греччо и построил там первые ясли (1223 г.). Братьям, решившим по его примеру следовать за Христом и проповедовать Евангелие всем народам, генеральный капитул в Порциункуле (1219 г.) вверил миссию в мусульманском Марокко, как пишет анонимный летописец того времени. Их призвали «возложить свое упование на Бога, Который будет их Проводником и силой в любой нужде». Первоначально группу возглавлял шестой и самый старший по возрасту брат Витале, который, однако, из-за болезни вынужден был отказаться от трудной поездки в Африку. Тогда во главе миссии встал Берард, прекрасно владевший арабским языком, и их первой остановкой стала (пока еще христианская) Коимбра. В Аленкере сестра короля и набожная игуменья Санча (беатифицирована в 1705 г.) убедила их снять монашеские одеяния и в светской одежде отправиться в Севилью, где тогда правили мусульмане. Но там они вновь надели свои хабиты и в таком виде вошли в главную местную мечеть, где начали проповедовать Иисуса – истинного Бога и человека. В ответ их только высмеяли, как сумасшедших, и избили. Не падая духом, они добились аудиенции у султана, который за слова о единственно истинной католической вере запер их в башне, собираясь казнить. Однако по совету одного из своих придворных он позволил братьям продолжить путь в Марокко, приказав им всё же воздерживаться от проповеди. Братья сели на корабль дона Педро, португальского инфанта, и, едва высадившись в Марракеше, тут же принялись бесстрашно возвещать Евангелие. Местный султан сначала запретил им это, а, когда они ослушались его приказа, заключил их на несколько недель в тюрьму, из которой они вскоре вышли благодаря сверхъестественным явлениям (летописец рассказывает о «долгих огненных бурях»). Прочие деяния братьев также сопровождались чудесами: например, Берард велел выкопать колодец в пустыне, который тут же наполнился водой из обильного источника. Когда высокопоставленный вельможа из окружения султана спросил их о причинах их решимости, то в ответ услышал: «Мы пришли возвестить вам путь истины. Хотя вы и не верите нам, мы любим вас от всего сердца по благодати Божьей». И султана также поразила их нравственная сила, и он попытался обратить их в ислам, обещая богатства, общественное положение и, не в последнюю очередь, пять молодых жен. Так как они стойко отвергали его предложения, он, в конце концов, потерял терпение и отрубил братьям головы. Дальнейшему осквернению их тел помешала внезапная гроза, которая позволила христианам сохранить драгоценные останки и похоронить их в церкви св. Креста в Коимбре.
Когда до Франциска дошли известия об их мученической смерти, которой он так желал и для себя, святой сказал: «Теперь у меня пять настоящих братьев». Святая Клара также знала об их подвиге, что следует из обоснования ее канонизации. Святого Берарда со сподвижниками причислил к лику святых 7 августа 1481 г. буллой «Cum alias» Папа Сикст IV, который сам был францисканцем. А нам остается лишь просить францисканских первомучеников об их заступничестве, дабы и мы обрели ту же любовь и веру, что и они.
Яна Груберова
Источник: RV/cz
.