Более 1300 мужчин-католиков приняли участие в конференции «Into the breach».
Чарльз Шапью – один из самых влиятельных католических лидеров в Соединенных Штатах. Архиепископ Филадельфийский отличается своей храбростью, силой речи и ясностью в осуждении господствующих идеологий, а также воодушевлением католиков не бежать от мира, но оказывать ему сопротивление в бою.
И здесь мужчины имеют важнейшее значение. Прежде всего, феминизм, но также и другие радикальные идеологии пытаются распространить в обществе и законах обесценивание роли мужчины, пытаясь устранить различия между полами в неверно понимаемом равенстве. Равенство между мужчинами и женщинами не означает, что они одинаковы.
«Восстановить смысл того, что значит быть мужчиной»
Поэтому Католическая Церковь пытается оживить важность мужественности и роли мужчины в семье и обществе. Она проводит различные инициативы, направленные на это, такие как конференция «Into the brench» (англ.: «В пролом»), под покровительством епископа Финикса (США), на которой интересным размышлением поделился монсеньор Шапью, францисканец и индеец из племени потаватоми.
Текст его речи озаглавлен словами «Память, секс и претворение в жизнь „нового человека”» (англ.: «Memory, sex and the Making of the „New Man”»). В нём американский епископ утверждает: «мы здесь, чтобы восстановить смысл того, что значит быть мужчиной, и особенно как жить добродетельно, будучи мужчиной-христианином».
Чарльз Шапью был назначен архиепископом Филадельфии Папой Бенедиктом XVI в 2011 году.
Память – краеугольный камень нашей идентичности
Шапью начинает свой анализ ситуации, подчеркивая важность памяти, «краеугольного камня нашей идентичности». Нельзя забывать откуда мы пришли и какова наша история, чтобы тем самым иметь возможность препятствовать лжи, которую сеяли на протяжении длительного времени.
«Память – это хранилище всего, чему мы научились, всей нашей любви, всего нашего опыта, и всякого смысла. Память дает нашей жизни историю. Она создает форму, через которую мы понимаем мир и приближаемся к будущему. Поэтому, когда мы теряем память, мы не становимся каким-то «нечеловеком». Но мы теряем часть своей сущности. И это означает, что другие люди теперь обладают властью говорить нам, кто мы и какова наша жизнь, неважно говорят они правду или нет» – объясняет Филадельфийский архиепископ.
Таким образом, подобно тому, как память служит якорем индивидуальной истории каждого человека, «история играет ту же роль для культур, стран и религиозных общин». Поэтому, – предупреждает архиепископ, – «когда мы, христиане, теряем знания о своей истории и своей идентичности, другие с большим удовольствием предложат нам свою переработанную версию, версию, соответствующую их собственным целям и их фанатизму, но не истине».
«Наша память, как память христианского народа, очень важна»
Когда это происходит (т.е. забывается своя история, культура и идентичность – Прим. Пер.), последствия могут оказаться роковыми. «Сообщество умирает, когда лишается памяти. Поэтому наша память, как память христианского народа, очень важна» – подчеркивает архиепископ Шапью.
Его Высокопреосвященство также пожелал напомнить о той части нашей истории, истории мужчин-христиан, которая может быть полезна для настоящего. Примерно 900 лет назад (в 1118-1119 годах) группа мужчин собралась в Иерусалиме, чтобы создать религиозную общину. Они были паломниками и рыцарями. Так возникли рыцари-тамплиеры – защитники паломников ко святым местам.
«О тамплиерах было написано множество глупостей: одни мстительные, другие – нелепые, и очень часто ложные» – утверждает архиепископ.
Идеал «нового рыцаря»
В отличие от средневековой кавалерии, которую часто характеризовало тщеславие и агрессивность, тамплиеры имели в своих сердцах идеал построения «нового ордена мужчин-христиан, умеющих обращаться с оружием, и живущих как братья, будучи преданными молитве, аскезе, целомудрию и ревностному служению Церкви и людям, особенно слабым».
Иногда, из-за греха, они предавали этот идеал «нового рыцаря», однако во многих случаях жили им, и он приносил много плода.
Именно к этому моменту хотел подойти в своей речи архиепископ, чтобы применить его к сегодняшнему миру, утверждая, что «Евангелие подразумевает весьма реальную духовную войну: борьбу со злом в нас самих и в окружающем нас мире».
«Вызов» для мужчин
«Мужчины нуждаются в вызове. Мужчины должны проверять и доказывать свою ценность. Мужчины чувствуют себя более живыми, когда посвящают себя более высокой цели, чем свой личный комфорт. Именно по этой причине молодые люди вступают в морскую пехоту, становятся рейнджерами или «морскими котиками». Они делают это несмотря на то, что это трудно, даже скорее потому, что это трудно и больно, потому что они хотят стать лучшими и завоевать себе место среди братьев, которые тоже лучшие. Мужчины присоединялись к первым капуцинам или иезуитам не для того, чтобы сбежать от мира, но чтобы изменить его, чтобы обратить его, отдав всё, что имеет мужчина – каждую каплю своей энергии, своей любви, своего таланта и ума служению более великой и важной миссии, чем «эго» и индивидуальные аппетиты» – говорит американский прелат.
«Вот почему, – объясняет архиепископ Шапью, – идеал рыцарства, несмотря на все фантазии и заговоры, которыми его пытаются окружить, всё еще оказывает такое сильное влияние на сердца и воображение мужчин».
Его Высокопреосвященство напомнил, что мужчина, как по своей природе, так и по Слову Божьему, призван совершать, главным образом три вещи: «обеспечивать, защищать и возглавлять». И делать это он должен не для своей собственной выгоды, а служа другим.
«Мы, мужчины, как духовенство, так и миряне, несем особую ответственность, поскольку это лидерство поручило нам Евангелие. Оно не делает нас меньше других людей. Оно совершенно не лишает талантов женщин и не нарушает равенства мужчин и женщин. Несмотря на это, люди не одинаковые существа. Мы не взаимозаменяемые части социальной машины. Христианское равенство основано не на политической идеологии, а на реальности различий реальных мужчин и женщин и их взаимозависимости» – объясняет он.
Мир нуждается в мужчинах, жаждущих стать святыми
Мужчина призван к святости и к тому, чтобы своим примером привлекать других к Богу. «Это означает, что мир нуждается в верных католиках, мужчинах, жаждущих стать святыми. Роль супруга и отца-католика, мужчины, жертвующего своими желаниями ради любви и служения нуждам своей жены и своих детей, является краеугольным камнем жизни христианского очага».
В продолжение своей речи Его Высокопреосвященство архиепископ Шапью говорит о «сексе и „новом человеке”».
«Не обманывайте свою супругу. Не ставьте себя в ситуацию, когда подобная идея даже просто может прийти Вам в голову. Не вводите в заблуждение и не бесчестите женщин, и не причиняйте вред своему собственному достоинству, достоинству мужчины, вступая в добрачные половые связи. Если же Вы уже это делаете, или если уже это сделали, или же Вы играете с мыслью о том, чтобы сделать это однажды в будущем – остановитесь и исповедуйтесь. И наконец, не унижайте свою супругу, своих дочерей, свою мать и своих сестер, отравляя свое воображение порнографией. Так Вы крадете время и свое сердце у тех людей, которые больше всего в этом нуждаются: у Вашей супруги и семьи, которую Вы любите. Порнография эксплуатирует и унижает женщин. И одновременно дегуманизирует мужчин. Бог создал нас, чтобы мы были выше этого. И наши семьи нуждаются в том, чтобы мы были лучше, выше этого» – подчеркивает в своем тексте архиепископ.
Стать «новым человеком»
Вспоминая о таких случаях, как произошел с Харви Вайнштейном и различными актерами, совершавшими злоупотребления сексуального характера в отношении женщин в Голливуде, архиепископ Шапью считает, что всё это «всего лишь один из симптомов всей культуры раздутого отношения к сексу». Чтобы изменить это в мужчине, необходимо, чтобы изменилось его сердце, оно же «меняется к лучшему только тогда, когда он обнаруживает что-то во что может верить, и это преобразует его, наполняя его жизнь смыслом; это нечто такое, что руководит всеми мыслями и желаниями мужчины. Иными словами, это происходит тогда, когда он становится новым человеком».
«Отдать себя полностью Богу» – это единственный способ стать подлинным новым человеком, «новым человеком, в котором нуждаются наши семьи, наша культура и наш мир».
В заключение архиепископ Шапью утверждает, что образ «нового рыцаря», воспеваемый святым Бернардом Клервосским действительно никогда не исчезнет. Он всегда нов и продолжает обновляться в каждом поколении верных мужчин-католиков». Это призвание «принадлежит нам и никому другому».
Эразм Роттердамский, написавший в 1501 году «Руководство христианского рыцаря».
Задача мужчин-католиков
«Бытность мужчиной, братья, это вопрос биологии. Мужеству же необходимо учиться, его необходимо взращивать в себе. Это наша задача. Поэтому моя молитва за всех нас сегодня состоит в том, чтобы Бог посеял семена нового рыцарства в наших сердцах, и соделал бы нас «новыми людьми», в которых нуждаются наши семьи, наша Церковь, наша страна и наш мир».
В качестве дара современным мужчинам, архиепископ Филадельфии адаптирует для них 22 правила христианского рыцаря, написанные уже более 500 лет назад Эразмом Роттердамским в своей книге «Руководство христианского рыцаря»:
Правило 1: Углубляй и взращивай свою веру.
Правило 2: Действуй в согласии с твоей верой; стань живым свидетелем для других.
Правило 3: Проанализируй и пойми свои страхи; не будь управляем ими.
Правило 4: Сделай Иисуса Христа своим единственным Проводником и единственной Целью своей жизни.
Правило 5: Отдались от материальных вещей; не будь их рабом.
Правило 6: Различай истинную природу добра и зла.
Правило 7: Никогда не допускай, чтобы какой-либо провал или неудача отдаляли тебя от Бога.
Правило 8: Противься искушению, будучи всегда направляемым Богом.
Правило 9: Всегда будь готов к нападкам тех, кто боится Евангелия.
Правило 10: Всегда будь готов к искушению. И делай всё возможное, чтобы избежать его.
Правило 11: Остерегайся двух особых опасностей: моральной трусости и личной гордости.
Правило 12: Встань лицом к лицу со своими слабостями и обрати их в сильные стороны.
Правило 13: Относись к каждому сражению, как к последнему.
Правило 14: В добродетельной жизни нет места пороку; небольшие пороки, которые мы терпим, становятся наиболее смертоносными.
Правило 15: У каждого важного решения есть альтернативы. Обдумай их ясно и честно, в свете того, что правильно.
Правило 16: Никогда, никогда, никогда не сдавайся и не уступай в каком бы то ни было вопросе, имеющем моральную сущность.
Правило 17: Всегда имей план действий. Сражения часто выигрываются или проигрываются до своего начала.
Правило 18: Всегда заранее тщательно обдумывай последствия своего выбора и своих действий.
Правило 19: Никогда, ни публично, ни наедине, не делай ничего, что может причинить вред тем людям, которых ты любишь.
Правило 20: Добродетель сама по себе является твоей наградой; тебе не нужны аплодисменты.
Правило 21: Жизнь требовательна и коротка; принимай это в расчет.
Правило 22: Признавай и раскаивайся в своих ошибках; никогда не теряй надежды, воодушевляй своих братьев, а затем начинай всё сначала.