Его Высокопреосвященство кардинал Герхард Мюллер, Префект Конгрегации Доктрины Веры на покое, предупредил, что Католическая Церковь не может допустить «смены парадигмы» при толковании залога веры.
Немецкий кардинал напоминает, что хотя знание о церковной доктрине развивается, это возможно лишь тогда, когда оно основано на том, что было передано ранее.
«Развитие доктрины касается процесса, посредством которого Церковь, в своем осознании веры, достигает всё более глубокого концептуального и интеллектуального понимания открытия Богом Самого Себя» – пишет кардинал Мюллер на страницах журнала «First Things».
«Развитие доктрины возможно потому, что все открытые истины веры соединены в единственной Божьей истине, и те из них, которые выражены наименее явно, могут стать выраженными более явно». Напротив, модернисты стремятся переосмыслить доктрину и, делая это, они повреждают ее, вместо того, чтобы развивать.
Эти слова были сказаны кард. Мюллером после того, как Его Высокопреосвященство кард. Блейз Супич выступил с докладом «Революция милосердия Папы Франциска: «Amoris Laetitia» как новая парадигма Католичества». В своей речи кард. Супич призывал к «важным изменениям в нашем подходе к служению, чтобы он стал революционным».
Эта «смена парадигмы» означала бы переход от подхода, основанного на «автоматическом применении универсальных принципов» к подходу, основанному на «постоянном погружении» в «конкретные ситуации».
Когда кард. Супича спросили, следует ли считать это попыткой навязать радикальные доктринальные изменения в Церкви, Его Высокопреосвященство ответил, что те, кто выражает подобную озабоченность, должны спросить себя: «Неужели мы действительно верим в то, что Дух больше не ведет Церковь?».
В отличие от кард. Супича, кард. Мюллер пишет, что когда люди говорят о «смене парадигмы» в отношении «Amoris Laetitia» «это напоминает очередное падение в модернистскую и субъективистскую интерпретацию католической веры».
Объясняя происхождение термина «парадигма», Его Высокопреосвященство пишет:
«В 1962 году философ Томас Кун представил свою спорную и в то же время влиятельную концепцию «смены парадигм», относящуюся к внутренним прениям философии науки, тогда это выражение и получило свое точное и техническое значение. Однако, помимо такого контекста, этот термин также имеет повседневное использование, когда речь идет о какой-либо форме фундаментальных изменений в теоретических формах социальной мысли и поведения.
«Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр 13, 8) – такова наша парадигма, и мы не променяем ее ни на одну другую. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор 3, 11).
Его Высокопреосвященство кард. Мюллер также предупредил, что те, кто стремится переосмыслить доктрину, рискуют впасть в ересь гностиков.
«Римская Церковь в целом и ее епископы в частности должны быть последними, кто последовал бы гностическим требованиям, внедряя новые принципы интерпретации, тем самым задавая совершенно иное направление всему учению Церкви» – пишет он.
Касаемо идеи о том, что Святой Дух руководит развитием доктрины, Глава Конгрегации Доктрины Веры на покое заявил: «Развитие означает возрастание понимания духовных и богословских реалий, под руководством Святого Духа (ср.: Dei Verbum, 8). Это возрастание не происходит ни от какого-либо рода естественных потребностей и не имеет ничего общего с либеральной верой в прогресс».
Государственный секретарь Ватикана, Его Высокопреосвященство кард. Пьетро Паролин, первым предложил, чтобы «Amoris Laetitia» ознаменовала собой «смену парадигмы» в своем интервью в январе 2018 года.
Он заявил, что этот документ является следствием «новой парадигмы, которую продвигает Папа Франциск с мудростью, благоразумием и терпением».
«Это смена парадигмы, и сам текст настаивает на этом, ведь именно об этом он просит нас: о новом духе, о новом подходе. Очевидно, что каждое изменение всегда сопряжено с трудностями, но эти трудности необходимо ответственно встретить и преодолеть» – заявил итальянский кардинал.