Резкий ответ католикам, расхваливающим 500-летие «Реформации»: Кардинал Мюллер дает понять, что дело Лютера «оказало эффект, противоречащий воле Божьей»

 Кардинал Мюллер был префектом Конгрегации доктрины веры в течение пяти лет

 

 

Дело Лютера было не реформой, а революцией

 

Сегодня, когда существует большая путаница, если речь заходит о Лютере, следует четко говорить, что с точки зрения догматического богословия, с точки зрения учения Церкви, это была не реформа, а революция, то есть, полное изменение основ Католической Веры.

Не соответствуют действительности утверждения, что в его намерениях якобы было лишь бороться против некоторых злоупотреблений с индульгенциями или же против грехов Церкви эпохи «Ренессанса». Злоупотребления и грехи всегда существовали в Церкви, не только в эпоху так называемого «Возрождения», но и сегодня. Мы – Святая Церковь по причине благодати Божией и Таинств, и все члены Церкви – грешники, все нуждаемся в раскаянии, покаянии и прощении.

 

Это очень важное разграничение. В книге же, написанной Лютером в 1520 году, «De captivitate Babylonica ecclesiae praeludium» (лат.: О вавилонском пленении Церкви), совершенно ясно видно, что Лютер оставил все основы Католической Веры, Священного Писания, Апостольского Предания (Традиции), папского, епископского и соборного учительства. Следуя этой линии, Лютер нарушил однородность развития христианского учения, каким оно объяснялось в Средние Века, дойдя до отрицания Таинства, как действенного знака благодати, содержащейся в нём, и подменил эту объективную действенность Таинств субъективной верой. Лютер отменил пять Таинств, а также отрицал жертвенный характер Таинства Евхаристии и реальное превращение субстанции хлеба и вина в субстанцию Тела и Крови Иисуса Христа. Более того, он называл Таинство рукоположения, как епископского, так и священнического – изобретением Папы (называемого им антихристом), а не частью Церкви Иисуса Христа. Мы же, напротив, говорим, что сакраментальная иерархия, в общении с Преемником Петра является сущностным элементом Католической Церкви, а не просто элементом человеческой организации.

 

Дело Лютера было не реформой, а революцией / Кадр из фильма «Лютер»

 

Вот почему мы не можем соглашаться с тем, чтобы «реформа» Лютера определялась как реформа Церкви в католическом смысле. Католическая реформа – это обновление веры, проживаемой в благодати, в обновлении привычек, этики; духовное и моральное обновление христиан; а не новое основание, не новая «церковь».

 

Поэтому неприемлемо утверждать, что реформа Лютера «была действием Святого Духа». Напротив, она была против Святого Духа. Поскольку Святой Дух помогает Церкви сохранять свою преемственность посредством церковного учительства, особенно в служении Петра: Иисус основал Свою Церковь только на Петре (Мф 16, 18), Церковь, которая есть «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим 3, 15). Святой Дух не противоречит самому себе.

 

Слышно множество голосов, говорящих с излишним энтузиазмом о Лютере, не зная точно ни его богословия, ни его полемики, ни катастрофических последствий этого движения, которое обернулось уничтожением единства миллионов христиан с Католической Церковью. Мы можем положительно оценить его добрую волю, его ясное объяснение тайн общей веры, но не его высказывания против Католической Веры, особенно в отношении Таинств и иерархическо-апостольской структуры Церкви.

 

Неверно также утверждать, что Лютер изначально имел благие намерения, подразумевая под этом, что к ошибочному пути его подтолкнула последующая жесткая позиция Церкви. Это не правда: у Лютера действительно было намерение бороться с торговлей индульгенциями, но его целью были индульгенции не как таковые, а как элемент Таинства покаяния.

 

Также неверно считать, что Церковь отказалась от диалога: у Лютера был диалог с Иоганном Экком, затем Папа направил для диалога с ним своего легата, кардинала Каэтана. Можно спорить о формах этих диалогов, но когда речь заходит о сущности учения, необходимо отметить, что церковная власть не допустила ошибок. В противном случае, следовало бы признать, что Церковь на протяжении тысячи лет имела ошибки в вероучении, тогда как мы знаем (и это является основополагающим элементом нашего учения), что Церковь не может ошибаться при распространении спасения посредством Таинств.

 

В книге Анджелы Пелличиари углубленно рассматриваются некоторые из тезисов, отстаиваемых Его Высокопреосвященством Кардиналом Мюллером
 

Не следует путать личные ошибки и грехи представителей Церкви с ошибками в вероучении и Таинствах. Те, кто делает это, считает Церковь лишь человеческой организацией, отрицая при этом принцип, что Сам Христос основал Свою Церковь и хранит Ее в передаче веры и благодати в Таинствах Святым Духом. Его Церковь – это непросто человеческая организация, это – Тело Христово, в котором существует соборная и папская безошибочность в точно описанной модальности. Все Соборы говорят о безошибочности Учительства, когда оно касается Католической Веры. В сегодняшней неразберихе многие так далеко заходят, что переворачивают реальность: они считают, что Папа безошибочен, когда высказывает личное мнение, и, напротив, считают, что Папы, на протяжении истории ошибались, провозглашая Католическую Веру.

 

Конечно, прошло уже более 500 лет и сегодня время не для споров, а для поиска примирения: но не ценой [замалчивания или извращения] правды. Мы не должны создавать путаницы. Если, с одной стороны, мы должны уметь признавать действие Святого Духа в тех христианах-некатоликах, имеющих добрую волю, и которые лично не совершали греха отделения от Церкви, – с другой, мы не можем изменить историю – того, что произошло 500 лет назад. Одно дело иметь хорошие отношения с сегодняшними христианами-некатоликами с целью привести их к полному единству с католической иерархией и принятию Апостольской Традиции в соответствие с католическим учением; другое дело – непонимание или фальсификация того, что произошло 500 лет назад, и того разрушительного эффекта, который оно имело; эффекта, противоречащего воле Божьей: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17, 21).

 

 

По материалам перевода Кармело Лопес-Ариаса (Carmelo López-Arias), Religión en Libertad