О. Станислав Яроми: "Францисканская энциклика Laudato si’ (Хвала Тебе)", EXPO-2017



В течение 10 часов я осматривал павильоны, представленные на выставке «Астана Эскпо-2017». Я сделал более 300 фотографий, на которых запечатлена главная тема – энергия будущего. И у меня сложилось впечатление, что у нас намечено направление, в котором мы должны действовать, у нас есть устойчивые модели развития мира, у нас есть новые технологии… Остается только вопрос: хватит ли нам энергии, чтобы воплотить это в жизнь? Найдут ли наши лидеры мотивацию, чтобы произвести хорошие изменения?

 

И здесь нам на помощь приходит Католическая церковь, представляя полное надежды и веры в добро видение мира как общего дома. Делает это энциклика LAUDATO SI’. Папа Римский Франциск, представляя свой проект, обращается – и это очень интересно – к идее святого Франциска из Ассизи. Уже первые строки документа звучат однозначно:

«Laudato si’, mi’ Signore» — «Прославлен будь, мой Господи», — пел святой Франциск Ассизский. В этом прекрасном песнопении он напомнил нам, что наш общий дом — для нас и сестра, с которой мы разделяем существование, и чудесная мать, заключающая нас в свои объятия: «Прославлен будь, мой Господи, за сестру нашу матерь Землю, что нас поддерживает и правит и разные произращает плоды, и цветов многоцветье, и трáвы». (LS 1).

Слова LAUDATO SI’ взяты из итальянского языка и происходят от первых слов Гимна творений – Песни о Солнце святого Франциска Ассизского, прекрасного произведения итальянской и францисканской культур 1224 года. В папском документе использовано оригинальное, староитальянское написание Laudato si’. Как мы знаем, за несколько месяцев до смерти, уже почти слепой Брат Франциск прославляет Бога вместе со всем Его творением, которое он называет: «братом», «сестрой», землю – «матерью». Даже смерть для него «сестра», а каждый ближний – «сестра» или «брат». Папа Римский, который выбрал себе имя именно от этого Франциска, не только цитирует его, но также и актуализирует и очень интересно интерпретирует:

Эта наша сестра протестует против зла, причиняемого нами из-за безответственного злоупотребления благами, которые заложены в нее Богом. Мы выросли, считая себя собственниками и владельцами, имеющими право на разграбление. Насилие, таящееся в раненном грехом человеческом сердце, проявляется, помимо прочего, и в симптомах болезни, которые мы замечаем в почве, в воде, в воздухе и в живых существах. Поэтому к беднейшим этого мира, к самым оставленным и терпящим насилие причислена и наша измученная, опустошенная земля, которая «стенает и мучится родовыми болями» (Рим 8, 22). Мы забываем, что мы сами — земля (ср. Быт 2, 7). Само наше тело состоит из элементов планеты, мы дышим именно ее воздухом, а ее вода поддерживает в нас жизнь и восстанавливает нас. (LS 2).

Можем ли мы в таком случае читать энциклику как новый «Гимн творений» Святого отца Франциска, написанный Папой Римским вместе со святым Франциском, и в его духе? Кем для Святого отца является святой Франциск Ассизский? 

Я не хочу продолжать эту энциклику, не приведя прекрасный и мотивирующий пример. Я взял его имя как путеводитель и вдохновение в минуту моего избрания Епископом Рима. Уверен, что Франциск — самый выдающийся пример заботы о слабом и образец интегральной экологии, переживаемой радостно и искренне. Он — святой покровитель всех тех, кто ведет исследования и работает в сфере экологии, его любят и многие нехристиане. Он проявлял особое внимание к творению Божию и к самым бедным и отверженным. Он любил и был любим за свою радостную, щедрую самоотдачу, за вселенское сердце. Он был мистиком и странником, жившим просто, в чудесной гармонии с Богом, с другими, с природой и с самим собой. В нем можно увидеть, до какой степени неразделимы забота о природе, справедливость к бедным, служение в обществе и внутренний покой. (LS 10).

Святой Франциск хотел, чтобы мы в Боге видели, прежде всего, Отца каждого из нас и всего Творения. Он призывал нас также возобновить свои отношения с ближними и со всей природой. Папа Римский призывает нас созерцать творение, вслушиваться в его голоса и узнавать себя в отношениях с ним.

Францисканская духовность мира, кажется, проникает, таким образом, в каждый раздел этого документа. Однако тем, что иногда ускользает от нас во время чтения Laudato si’, является необычайный оптимизм Автора и вера, что у нас есть все инструменты, чтобы справиться с современным кризисом, в том числе с экологическим и климатическим кризисом. Как и много веков назад Бедный Брат Франциск не боялся мечтать и ставить великие цели. Пишет, например: «я хотел бы сделать шаг вперед, наметив направления диалога и действий, касающиеся как каждого из нас, так и международной политики». (LS 15), противодействовать «глобализации безразличия», «обозначить основные пути диалога, которые помогут нам выйти из затягивающей нас спирали самоуничтожения» (LS 163). Он призывает к тому, чтобы создавать механизмы, которым сопутствуют великие цели, ценности, гуманистическое понимание, которое для любого общества служит ориентиром благородства и великодушия. (LS 181).

В качестве практического дополнения к этим мыслям Папы Римского, я хочу представить вам материал, разработанный в Польше Экологическим движением святого Франциска Ассизского под названием «Энциклика Laudato si’ и ее практический эффект в заботе о мире как об общем доме». И здесь результат двух семинаров с молодыми христианами: символ веры христианского эколога, то есть 10 идей о том, как думать о важнейших экологических проблемах по-христиански, и призыв к изменению образа жизни. Это предложение, чтобы в течение 3 последующих дней изучить влияние нашего поведения на экологическую деградацию мира. Эти материалы у нас есть на русском и английском языках, они в Вашем распоряжении.

Благодаря Вас за посвященное время и внимание, я хочу пожелать Вам, чтобы этот огромный труд, вложенный в организацию Международной выставки ЭКСПО в Астане, нашел продолжение в хороших изменениях в Вашем городе, в Вашей красивой стране и на всей нашей планете. Потому что она должна стать гостеприимным домом для нас всех, для всего творения и для тех, кто придет после нас. Спасибо!

***

О. Станислав Яроми OFM Сonv. (Stanisław Jaromi) – польский богослов и эколог, доктор PhD, в течение многих лет занимается вопросами христиансого экологического образования. Много лет был представителем ордена францисканцев по делам справедливости, мира и защиты творения. Председатель Экологического движения святого Франциска Ассизского (REFA) и шеф портала www.swietostworzenia.pl  (что в переводе значит „праздник творения”). В сфере его интересов диалог между наукой и верой, культурой и духовностью, христианском видением мира и экофилософией. Работал в Чехии, а также в международных францисканских центрах в Ассизи, Риме и Кракове. В настоящее время живет в Радомске (Польша).