Камилла Крушельницкая – мученица за веру

Камилла Крушельницкая – мученица за веру

 

Представляя религиозную жизнь в Советском Союзе нельзя ограничиться духовенством и монашествующими. Конечно, коммунистический режим преследовал их с особой жестокостью, однако и миряне попадали в лопасти громадной махины ненависти к Богу и к другому человеку. Примером сотен людей, отдавших жизнь за Христа, служит Камилла Крушельницкая – кандидат на представление к лику святых.

Камилла Крушельницкая (бел. Каміла Крушэльніцкая) родилась в 1892 г. в Барановичах (бел. Баранавічы) в семье польских аристократов-католиков. После окончания гимназии она поехала в Москву, где в Народном Университете им. Шанявского получила неполное высшее образование; большую часть жизни прожила в столице СССР, там же работала в различных областях, а ее последним местом работы была контора «Стальсбыта». Понимая, что множество католиков, ведущих активную религиозную жизнь, арестовывают и ссылают в лагеря, Камилла Крушельницкая свидетельствовала о своей вере и ходила на богослужения в Церковь св. Людовика в Москве, напротив Лубянки, где находилась штаб-квартира ГПУ при НКВД. Она была духовной дочерью еп. Пия Эжена Невё (фр. Pie Eugène Neveu), который был в то время апостольским администратором в Москве. Камилла Крушельницкая не боялась разговаривать с людьми на тему религии, а в ее квартире проходили встречи, во время которых читали религиозную литературу и Священное Писание. На эти встречи приходили как верующие, так и ищущие веры.

 

Одной из знакомых Камиллы Крушельницкой была Анна Абрикосова, основательница доминиканских терциарок восточного обряда. За свою деятельность она была осуждена на долгие годы заключения, после девяти лет которого была освобождена, перенеся тяжелую операцию в тюремном госпитале. После освобождения ей, однако, запретили селиться в выбранных ею местах. Анна Абрикосова жила в Костроме, откуда приехала в Москву на лечение, где и встретилась с Камиллой Крушельницкой. Когда Служба Безопасности узнала о собраниях в доме Крушельницкой, все, кто посещал их, были арестованы и обвинены в контрреволюционной монархической террористической деятельности. Главным организатором террористической деятельности признали Анну Бриллиантову. После четырёх суток допросов она подписала признание. Под давлением допрашивающих она сослалась на Камиллу Крушельницкую, как на главного зачинщика заговора. По проведении следствия и судебного процесса Анна Абрикосова и Камилла Крушельницкая были приговорены к десяти годам заключения в лагерях. Камиллу отправили на Соловецкие острова в Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН, «Соловки»). Будучи в лагере, она участвовала в проводимых тайно богослужениях, а также занималась евангелизационной деятельностью среди заключенных атеистов. В ссылке она познакомилась со своим будущим супругом, с которым заключила брак в прачечном помещении Соловецкого кремля. Однако ее муж оказался доносчиком, который передавал властям информацию, услышанную от Камиллы. Сама же Крушельницкая, согласно источникам, так и не узнала об этом. В 1937 г. НКВД приступило к ликвидации лагеря. С одобрения верхушки начались массовые процессы с высшей мерой наказания. Осужденная Особым совещанием (ОСО) Камилла Крушельницкая была приговорена к смерти. Приговор был приведен в исполнение 27 октября 1937 г.

 

Пролитая кровь мучеников после долгих лет дает плод возрождения Церкви на Востоке. Память о мучениках выражает нашу связь с теми, кому мы обязаны верой и любовью ко Христу.

 

о. Блажей Михалевски

Перевод: Максим Пермин





.