Ватикан. Два года с канонизации и двадцать один год со смерти в Калькутте (05.09.1997). 4 сентября позапрошлого года Папа Франциск канонизировал Мать Терезу (имя при рождении Агнес Гондже Бояджиу) в рамках празднования Года Милосердия для благотворительных работников и волонтеров. Краеугольным камнем, на котором основана святость этой женщины, является «ответ на призвание» и «послушание Божественному вдохновению, которое само по себе
было проверено и принято», сказал вскоре после беатификации (19 октября 2003) этой албанской миссионерки о. Раньеро Канталамесса. Проповедник Папского дома посвятил Матери Терезе цикл адвентовских проповедей, которые в присутствии Иоанна Павла II преподнес Римской курии в декабре 2003 г. Сейчас он собрал свои проповеди в книгу, которая на данный момент выходит в Италии под титулом «Мать Тереза. Святая атеистов и супружеских пар» (Madre Teresa – Una santa per gli atei e gli sposati, Edizioni San Paolo).
– Отец, в Ваших проповедях Вы подчеркнули, что святость Матери Терезы основана на решении следовать призванию. О каком призвании идет речь?
– Несмотря на первоначальное призвание, которое привело ее к посвященной жизни, было и второе, когда Господь попросил Мать Терезу оставить свой орден и прошлую жизнь и взяться за дело, которое в самом начале напугало ее. Она должна была создать новый орден индийских медсестер, которые бы служили беднейшим из бедных. Я сравниваю это призвание с Авраамом, у которого не было никаких причин покидать Ур халдейский, но именно этого хотел от него Господь. Сначала, Мать Тереза действительно немного сопротивлялась, потому что ей было хорошо в конгрегации Лоретанских сестер. Но это довольно часто происходит в начале пути к святости, чтобы затем стало возможным ответить на призвание к новому, которое затем превратилось в великолепное дело, которое мы знаем.
– В Ваших проповедях Вы также замечаете темную ночь, которая сопровождала земную жизнь Матери Терезы. Как этой святой удалось полюбить эту тьму?
– Это был элемент, который немного удивил окружающих, после того, как были напечатаны духовные дневники Матери Терезы. Она говорила об этой темноте как об «отсутствии Бога», даже веровала, что она стала атеистом, потому что не внимает Богу. В христианстве это классическое явление – темная ночь Духа. Некоторые души призваны к тому, чтобы жить без Бога. Бог, очевидно, живет в них больше, чем в ком-либо другом, но они этого не чувствуют. Это очищающее испытание, которое совершенствует веру святых. По словам Матери Терезы, для этого есть и другие причины. Она объясняет, что Он создавал некоторую защиту, это было похоже на огнеупорный комбинезон. Потому что она двигалась между пламенем реклам и средств массовой информации, внутренняя пустота и оставленность защищали ее от пьянящей славы. На мой взгляд, есть и другая интерпретация. Мать Тереза так переживала то, что испытывает конкретная категория атеистов, – тех, кто не хвастается своим атеизмом, но воспринимает это как экзистенциальную тревогу. Альберт Камю описывает это как «святой без Бога». Их святость создается преданностью другим людям, но без веры в Бога. Мать Тереза понимала их ситуацию, и поэтому я с радостью утверждаю, что она является подходящим святым для атеистов, но также и для супружеских пар. Существует определенная аналогия между браком и жизнью святых – сначала есть взаимное притяжение и комфорт, но постепенно может начаться период, когда человек больше ничего не испытывает. Именно тогда он должен продолжать любить, – не для утешения, которое он получает от другого, а ради самой любви. Мать Тереза дает в этом пример, потому что выдержала в любви, даже когда прошла первоначальная привлекательность. Любовь – тонкая материя и многие супруги утверждают, что такая зрелая любовь чище, чем предшествующая ей.
– Почему, по Вашему мнению, сегодня важно опубликовать книгу о Матери Терезе?
– Вопреки тому, что я обычно делаю, я не публиковал свои проповеди сразу после их прочтения, потому что они содержали интервью с Матерью Терезой, которые в то время еще не были официально опубликованы. Кроме того, в прошлом году я посетил Албанию и увидел, что эта женщина значит для албанцев. Апостольское увещевание Папы Франциска о призвании к святости напомнило мне, что Мать Тереза – вместе с отцом Пио, которого я называю ее братом – очевидный пример современной святости. Эта святая постоянно напоминает своим сестрам всем знакомое «Евангелие пяти пальцев» – то «что вы бы сделали», а значит неразрывное единство между Иисусом и служением бедным.
Это сказал Ватиканскому Радио проповедник Папского Дома о. Раньеро Канталамесса.
radiovaticana.cz
.