6 декабря (необязательная память)
Патрас, Малая Азия (нынешняя Турция), ок. 250 г. – Миры, Малая Азия, ок. 326 г.
Родился в знатной семье. Был избран епископом за добродетели благочестия и милосердия,
ярко проявлявшиеся с в нем с раннего детства. Еще при жизни считался святым. Во время преследований Диоклетиана он, по всей видимости, был арестован и пробыл в заключении вплоть до обнародования Константинова эдикта. Почитается как покровитель Бари, а базилика, в которой хранятся его мощи, до сих пор остается целью для непрекращающихся паломничеств. Св. Николай послужил прототипом для англосаксонского Санта-Клауса, немецкого Николауса, русского Деда Мороза (= казахского Аяз-Аты), которые на Рождество и Новый год приносят детям подарки.
Покровитель: детей, юношей и девушек, школьников, фармацевтов, торговцев, моряков, рыбаков, парфюмеров.
Имя: «народ-победитель» (греч.).
Знак: пастырский посох, три мешочка монет (три золотых шара)
Он известен повсеместно, его всеобщее почитание подтверждается церковными документами и произведениями искусств, носящими его имя организациями и связанными с ним преданиями. И все же у нас не так уж много неоспоримых данных о его жизни. Родился он в г. Патрасе, расположенном в области Ликия в Малой Азии (на территории нынешней Турции). Едва достигнув зрелого возраста, был избран епископом ликийского г. Миры. И здесь, согласно некоторым легендам, он совершал чудеса одно за другим. Как это обычно случается с выдающимися личностями, почти каждому его поступку придавалось какое-то особое значение: чудесным образом он избавляет трех чиновников от казни; спасает Миры от голода и т.д. и т.п. Вероятно, речь идет о вполне обычных фактах, приукрашенных впоследствии восторженными писателями. Возможно, в случае чиновниками, он выпросил для них помилования у императора Константина (известно, что однажды он добился от святого кесаря освобождения города от налога), а для предотвращения голода организовал заблаговременную заготовку запасов. Но, помимо этого, рассказывается и о том, как епископ Мир успокоил шторм на море, воскресил трех юношей, убитых грабителем… В «Passionarium» VI в. говорится, что св. Николай пострадал за веру во время последних гонений, предшествовавших воцарению Константина и что затем он участвовал в Никейском соборе 325 г.
Он умер 6 декабря, в каком именно году – точно неизвестно, и его культ распространился сначала в Малой Азии (в VI в. в Константинополе было 25 посвященных ему церквей). К его гробу, расположенному вне городской черты Мир, стекались паломники. Множество повествований о нем на греческом и латинском языках постепенно знакомили с ним византийско-славянский мир и Запад, начиная от Рима и южной Италии, зависимых тогда от Византии.
Но спустя шесть веков после его смерти Апулия оказалась под нормандским владычеством, и «Николай Мирликийский» стал «Николаем Барийским». Шестьдесят два барийских моряка сошли однажды на берег Малой Азии, уже завоеванной тогда турками, пришли ко гробу св. Николая и похитили его мощи, которые 9 мая 1087 г. были доставлены в Бари, где им был устроен торжественный прием: наконец-то у местных жителей был свой собственный святой. Барийцы настолько ревностно берегли реликвии, что, насколько можно судить, запретили даже иногородним приближаться к ним. Сначала мощи епископа Мирликийского были временно помещены в одной из городских церквей, а 29 сентября 1089 г. они нашли свое окончательно пристанище в крипте базилики, специально возведенной в честь св. Николая. Папа Урбан II лично поместил их в алтарь. В 1089 г. тот же Папа Урбан II в той же базилике председательствовал на соборе епископов, среди которых были и несколько «греков» из северной Италии: раскол между Западом и Востоком уже состоялся.
В конце ХХ в. базилика, переданная еще Папой Пием XII доминиканцам, стал местом для встреч между Церквами Востока и Запада и центром Института экуменического богословия св. Николая. В крипте сегодня имеется восточная часовня, где христиане, все еще «отделенные» с 1054 г., могут совершать свою литургию. Джерардо Чоффари из Исследовательского центра св. Николая по этому поводу пишет: «Таким образом, базилика предстает перед нами как некая реальность, в которой уже живет экуменическое будущее Церкви». Николай Мирликийский и Барийский – это святой всех времен и тысячелетий.
В иконографии св. Николая узнать нетрудно: по трем мешочкам золотых монет в руках (иногда вместо трех мешочков можно увидеть один или, что чаще, три золотых шара).
Легенда рассказывает, что в Мирах жил один человек, у которого не было денег, чтобы дать дочкам приданое и вовремя выдать их замуж. Поэтому он решил отправить их заниматься проституцией. Св. Николай, узнав об этом, подарил несчастным девушкам по мешочку золота, обеспечив им тем самым приданое и спасши их чистоту.
По мат.: www.santiebeati.it