Св. Люция, дева и мученица





Св. Люция, дева и мученица
13 декабря (память)
Сиракузы,
III в. – 13 декабря 304 г.

 

«Святая Люция, по всей видимости, обрела мученический венец в Сиракузах при императоре Диоклетиане. Она является одной из семи женщин, упомянутых в "Римском каноне". Ее почитание распространено повсеместно и засвидетельствовано документами V в. Один из антифонов литургии воспоминания ее мученичества прославляет ее как "sponsaChristi" (лат. "невеста Христова")» («Римский миссал»).

 

Покровительница: Сиракуз, слепых, окулистов, электриков; защитница от слепоты и голода.

Имя: лат. «светящаяся», «сияющая».

Символ: глаза на блюде, лилия, пальма, свиток или томик Евангелия.

 

Источники наших сведений о жизни св. Люции – это латинский текст «Passio», повествующий о ее мученичестве, и более древний греческий текст «Maртирион» такого же содержания, называемый Пападопульским кодексом. Она родилась в Сиракузах в конце III в. в знатной христианской семье. Еще в детстве Люция лишилась отца и была заботливо воспитана матерью Евтихией, преподавшей ей христианскую истину. Красивая, умная и находчивая девочка, она любила размышлять над св. Писанием и регулярно участвовала в христианских богослужениях в сиракузских катакомбах. Вдохновленная любовью к Христу и примером первых дев-мучениц, она принимает решение посвятить себя Богу в обетах вечного девства.

Тем временем ее мать на протяжении многих страдала кровотечением, которое не поддавалось лечению несмотря бесчисленные и дорогостоящие попытки лучших медиков. Люция, заботившаяся о матери, однажды решила совершить паломничество в Катанию ко гробу святой девы и мученицы Агаты, чтобы просить там о чуде исцеления. Мать поддержала эту идею, и они отправились вместе. Там во время св. Мессы как раз читалось евангельское повествование о том, как женщина, страдавшая кровотечением, исцелилась от прикосновения к одеждам Иисуса. Вдохновленная этими словами, Люция сказала матери:

- Если ты веришь в то, что только что было провозглашено, то поверишь и в то, что у св. Агаты, пострадавшей ради Христа, есть беспрепятственный доступ к Его престолу. Если хочешь, с верой коснись ее гроба, и будешь исцелена.

И тут Люции явилась св. Агата:

- Сестричка моя Люция, посвятившая себя Богу дева, зачем ты просишь меня о том, что сама можешь сделать для твоей матери? Вот, она уже исцелена по твоей вере. Своей девственностью ты воздвигла святилище, угодное Богу, и я говорю тебе, что, как благодаря мне превознесся город Катания, так благодаря тебе украшен будет Господом город Сиракузы.

После видения Люция сказал  матери:

- По ходатайству Своей невесты Агаты Иисус исцелил тебя, - и Евтихия вскоре почувствовала, что, действительно, излечилась. А Люция продолжала:

- Мне очень хотелось бы, чтобы с этой минуты ты перестала говорить мне о земном женихе, так как отныне я посвящена Иисусу. Лучше выдай мне то, что ты приготовила мне в приданное, чтобы я могла раздать это бедным.

- Мне не хотелось бы тебя огорчать, однако, с моим и отцовским имуществом ты можешь делать все, что пожелаешь, но только после моей смерти, - ответила Евтихия, но тут же была обезоружена словами дочери:

- Твое предложение не из самых угодных Иисусу. Отдай сейчас Ему в бедных то, с чем и так тебе придется расстаться в могиле.

Евтихию убедили эти слова, и Люция раздала все свое богатое имущество бедным и стала бедной ради Христа.

Но тогда как раз свирепствовали жестокие преследования Диоклетиана, и один влюбленный в Люцию юноша в отместку за отказ выйти за него замуж выдал ее властям. Люция была арестована и приведена к префекту Сиракуз Паскасию, который велел ей принести жертвы богам.

- Чистая жертва пред Богом – это попечение о страдающих. Я отдала Богу все, что имела, и, поскольку у меня не осталось ничего, что можно было бы принести в жертву, я пожертвую саму себя, - услышал префект в ответ и рассмеялся:

- Прибереги этот вздор для глупцов, вроде тебя. А я исполняю распоряжения императоров.

- Ты соблюдаешь повеления императоров, а я – заповеди своего Бога. Ты трепещешь перед императорами, а я – перед своим Богом. Ты хочешь угодить императорам, а я – своему Богу. Ты не смеешь ослушаться императоров, так как же я могу ослушаться своего Бога? Делай, что хочешь, но и я поступлю по велению сердца!

- Ты растратила свое имущество с беспутными людьми, - сказал Паскасий.

- Я вправе сама распоряжаться своим состоянием, а мое тело не познало нечестия, - заявила юная дева.

- Ты – само олицетворение бесчестия, - воскликнул Паскасий.

- Бесчестие – это вы, о ком апостол говорит: «Развращаете души человеческие, чтобы они хулили Бога живого и служили дьяволу и ангелам его, пребывающим в тлении. Предпочитая мимолетные наслаждения благам вечным, вы лишаете себя блаженства вечного, - воскликнула на это Люция.

Префект был в гневе:

- Пытки заставят тебя замолчать!

- Никто не в силах заставить молчать слово Божье.

- Так значит ты - бог?

- Я раба Бога вечного, Который сказал: «Когда приведут вас к сильным мира сего, не заботьтесь, что вам говорить, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый, обитающий в вас.

- То есть в тебе есть Дух Святой?

- Апостол говорит: «Живущие целомудренно суть храм Божий, и Дух Святой обитает в них».

- Тогда я прикажу отвести тебя в позорное место, где тебя заставят жить в бесчестии, так что Дух Святой убежит от тебя, - усмехнулся Паскасий.

- Тело не может быть обезображено без согласия души: даже если ты вложишь в мои руки благовоние для жертвы, Богу известны мои помышления. Он испытывает совесть и ненавидит насилующих чистоту. Если ты повелишь, чтобы я претерпела насилие вопреки моей воле, мое целомудрие удостоится двойного венца, - отвечала Люция.

- Если не послушаешься меня, я применю к тебе жесточайшие пытки, - в гневе сказал гонитель.

- Ты не сможешь склонить меня ко греху: я готова к любым пыткам.

Тогда Паскасий приказал отвести Люцию в дом терпимости и изнасиловать. Но Святой Дух сделал ее недвижимой: напрасно солдаты толкали ее, валясь с ног от усталости; напрасно пытались тащить ее на веревке; напрасно привязывали ее к нескольким волам. Решив, что имеет дело с колдуньей, префект приказал покропить ее мочой, а маги стали призывать своих богов. В конце концов, разъяренный Паскасий спросил христианку:

- Люция, какую магию ты используешь?

- Это не магия; это сила Божья.

- Почему, хотя тебя и тянули с огромной силой, ты не сдвинулась с места?

- Даже если ты приведешь сюда тысячи солдат и волов, исполнится на мне слово Божье: «Тысяча падет слева от тебя, и десять тысяч – справа от тебя, но никто не сможет приблизиться к тебе».

Паскасий был в отчаянии, а Люция сказала ему:

- Несчастный Паскасий, зачем ты терзаешься, бледнеешь и мучишь себя? Ты смог убедиться в том, что я – храм Бога. Так поверь же и ты в Него.

Тогда гонитель приказал разжечь вокруг нее костер, но огонь не повредил ей. А Люция воскликнула:

- Я просила Господа Иисуса Христа, чтобы огонь не коснулся меня, чтобы придать верующим мужества в мученичестве, а неверующих избавить от ослепления гордыней.

Друзья Паскасия, чтобы заставить ее замолчать, вонзили ей кинжал в горло. Но перед смертью Люция успела еще произнести это пророчество: «Возвещаю вам, что вскоре будет дан мир Церкви Божьей. Диоклетиан и Максимилиан падут. И как город Катания почитает как свою покровительницу св. Агату, так и вы будете воздавать мне честь благодатью Господа нашего Иисуса Христа, соблюдая всем сердцем Его заповеди». Затем она опустилась на колени, приняла Евхаристию и испустила дух. Это было 13 декабря 304 г.

Тело св. Люции было погребено на месте ее мученичества, а в 313 г. здесь было воздвигнуто святилище в ее честь, куда стекались нескончаемые потоки паломников, желавших почтить ее мощи и получавших по ее заступничеству бесчисленные благодати. В 1039 г. останки св. Люции было перевезено в Константинополь византийским полководцем Георгием Миьяче. А в 1204 г., во время IV Крестового похода дож Энрико Дандоло перенес их в Венецию, где они и почитаются поныне.

Заступничество св. Люции многократно проявлялось как в Сиракузах, спасенных в определенные моменты своей истории (голод, землетрясения, войны), так и в других городах, таких как Белпассо (недалеко от Катании) и Брешия. Наряду с 13 декабря в Сиракузах с 1646 г. в первое воскресенье мая празднуется и иное торжество в честь св. Люции, учрежденное в память об очередном приписываемом ее заступничеству избавлении от сильного голода.

 

Культ

Культ св. Люции сразу же распространился во всей Церкви, сохранившись до наших дней. Древнейшим свидетельством о ее почитании является сделанная в мраморе греческая надпись IV в., обнаруженная в 1894 г. в сиракузских катакомбах, уступающих своей протяженностью только римским. В 384 г. св. Урс посвятил ей церковь в Равенне, а Папа Гонорий I - в Риме. Св. Григорий Великий составил чин богослужения и св. Мессы в честь св. Люции, введя ее имя в «Римский канон» и посвятив ей одну из часовен базилики св. Петра. Она упоминается в мартирологе св. Иеронима, в сакраментарии Геласия от св. Галла, в галло-сикульском часослове, в миланском и равеннском каноне. Св. Адельм посвятил ей поэму; св. Фома Аквинский цитирует ей в «SummaTeologiae»;св. Иоанн Дамаскин составил греческий чин богослужения в ее честь. Среди ее особых почитателей были св. Екатерина Сиенская, св. Лев Великий, св. Амвросий и Данте, восхваляющий ее в «Божественной комедии». По всему миру ей посвящено множество храмов; ее мощи окружены почитанием верующих, она вдохновляет художников. В северной Италии считается, что именно св. Люция ежегодно приносит детям рождественские подарки. В Швеции св. Люция глубоко почитается в лютеранской церкви, где ее имя окружено огромным благоговением, так что существует даже особый литургический чин.

Карло Фатуццо