30 ноября (праздник)
Вифсаида Галилейская - Патрасс (Греция) ок. 60 г. по Р. Хр.
«Андрей, уже будучи учеником Иоанна Крестителя, рассказал своему брату Петру о встрече с Мессией.
Оба были призваны Учителем на берегу озера, чтобы стать «ловцами человеков». Перед чудесным размножением хлебов Андрей показал Иисусу мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками. Он же вместе с Филиппом передал Господу желание нескольких греков увидеться с Ним. По преданию, был распят в Патрассе; особенно почитается греческой Церковью» («Римский миссал»).
Покровитель: рыбаков.
Имя: «мужественный, доблестный» (греч.).
Знак: крест в форме буквы «Х», рыбацкая сеть.
Андрей – первый апостол, которого мы встречаем в Евангелиях: рыбак Андрей из Вифсаиды Галилейской, брат Симона Петра. В Евангелии от Иоанна (в гл. 1) мы видим его вместе с безымянным товарищем рядом с Крестителем, восклицающим при виде проходящего мимо Иисуса, Которого он накануне крестил: «Вот Агнец Божий!». Эти слова сразу же побуждают Андрея и его товарища догнать Иисуса; они подходят к Нему, говорят с Ним, и Андрей спешит сообщить своему брату: «Мы нашли Мессию!» Немногим позднее уже сам Симон стоит перед Иисусом, Который, «взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа». Так прошло их знакомство. Затем наступает призвание. Братья вернулись к своим рыбацким занятиям на «море Галилейском», но немедленно все бросают, когда Иисус приходит к ним и говорит: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф 4, 18-20).
Мы видим Андрея в маленькой группке вместе с Петром, Иаковом и Иоанном на горе Елеонской. Они спрашивают Иисуса «наедине» о знамениях последних времен. В ответе, известном сегодня как «эсхатологическая проповедь» Господа, говорится о том, как следует подготавливаться к пришествию Сына Человеческого «с силою многою и славою» (Мк 13). В последний раз имя Андрея появляется в 1 гл. Деяний апостолов вместе с именами прочих апостолов, вернувшихся в Иерусалим после Вознесения. О его дальнейшей судьбе Писание молчит, зато кое-какие сведения мы можем почерпнуть из апокрифов, хотя это, конечно же, неканонические тексты.
В одном из таких апокрифов, написанном во II в. и опубликованном в 1740 г. Л. А. Муратори, утверждается, что именно Андрей подтолкнул Иоанна к написанию его Евангелия. Один из коптских текстов содержит благословение, произнесенное над Андреем Иисусом: «Ты будешь столпом света в царствии Моем, в Иерусалиме – возлюбленном городе Моем. Аминь». Историк Евсевий Кесарейский (ок. 265-340 г.) пишет, что Андрей проповедовал евангелие в Малой Азии и в южной Руси. Позднее, прибыв в Грецию, он руководил христианской общиной Патрасса. Здесь он и претерпел мученическую смерть: его, согласно одному из преданий, привязали головой вниз ко кресту, сделанному в форме буквы «Х», который стал называться впоследствии «крестом св. Андрея». Это произошло ок. 60 г. в день 30 ноября.
В 357 г. мощи св. Андрея были перенесены в Константинополь, но череп почти целиком, за исключением одного фрагмента, остался в Патрассе. В 1206 г. во время оккупации Константинополя рыцарями католических королей (в IV Крестовый поход), папский легат кардинал Капуано увез реликвии в итальянский город Амальфи, где в 1208 г. они были торжественно помещены в крипту местного кафедрального собора. Что касается черепа, когда в 1460 г. в Грецию вторглись турки, он был доставлен из Патрасса в Рим, где на протяжении пяти веков хранились в соборе св. Петра, пока Папа Павел VI не вернул в 1964 г. реликвии Церкви Патрасса.
Доменико Агассо