Св. Андрей Дунг-Лак со сподвижниками, вьетнамские мученики




Св. Андрей Дунг-Лак со сподвижниками, вьетнамские мученики
24 ноября (память)

«В провинциях Тонкин, Аннам и Кочинчина – сегодняшний Вьетнам – благодаря бесстрашным миссионерам в XVI в. впервые зазвучала проповедь Евангелия. Их мученичество посеяло плодотворное апостольское семя в этом отдаленном уголке Азии. С 1625 по 1886 гг., за исключением редких и непродолжительных периодов затишья, здесь бушевали жестокие преследования, с помощью которых императоры и мандарины, прибегая к всевозможным уловкам и коварству, пытались подавить непрекращающийся рост Церкви.

Общее число жертв составило за три столетия ок. 130 тыс. человек. Жестокость палачей не сломила непобедимой стойкости исповедников веры. Их обезглавливали, распинали, душили, расчленяли, подвергали неимоверным пыткам в тюрьмах и ссылали на рудники. Но они претерпели все, дабы через них воссияла слава Господа, «в слабых умножающего мужество и немощных для свидетельства укрепляющего» (Р.М., префация мучеников). Иоанн Павел II в воскресенье 19 июня 1988 г. причислил к лику святых сонм 117 мучеников различных национальностей и социального и иерархического положения: священников, семинаристов, катехизаторов и рядовых мирян, среди которых была одна мать и несколько отцов, солдаты, крестьяне, ремесленники и рыбаки. Одном имя было особенно выделено: Андрей Дунг-Лак – священник, претерпевший мученичество в 1839 г. и беатифицированный в юбилейном 1900 г. Папой Львом XIII. 24 ноября – день мученичества некоторых из этих святых» («Римский миссал»).

Имя: «мужественный, доблестный» (греч.).

Знак: пальма.

 

История католичества во Вьетнаме началась в XVI в. с прибытием в этот регион о. Александра де Роде – французского миссионера, считающегося первым апостолом молодой Церкви этой азиатской страны, в те времена поделенной на три отдельных провинции: Тонкин, Аннам и Кочинчина.

Но с 1645 г., после изгнания о. де Роде, началась эпоха почти непрерывных гонений. Лишь изредка они перемежались периодами относительного мира, пользуясь которыми миссионеры различных орденов и конгрегаций вновь открывали свои миссии в этом регионе, ободряя верных и, прежде всего, основывая так называемые «Дома Божьи» для подготовки местного клира и катехизаторов.

С 1645 по 1886 гг. было издано 53 антихристианских эдикта, повлекших за собой смерть ок. 113 тыс. верующих. В период царствования императора Минг-Манга (правил с 1821 г.) преследования ожесточились настолько, что к смерти приговаривались даже те, кто лишь укрывал у себя христиан. Другим особенно яростным гонителем христианства был император Тук-Дук, правивший с 1847 по 1883 гг. Глубоко обеспокоенный французской колониальной политикой, он ненавидел все европейское, не отделяя при этом политики от религии. Он объявил, что каждый, кто будет содействовать поимке миссионера, получит в награду в 300 унций серебра; пойманному миссионеру же сначала раскалывали череп, а затем еще живого бросали в огонь. Местным священникам и иностранным катехизаторам перерезали горло, а местным коллегам последних на щеку ставили клеймо: Tadao, т.е. «ложная религия», обрекая их тем самым на всеобщее презрение. Рядовые верующие могли спасти свои жизни, растоптав на глазах у судьи распятие. Кроме того, видя стойкость христиан в своей вере, их расселяли по отдаленным районам страны посреди язычников, разделяя семьи, отбирая детей у родителей и конфискуя все имущество.

Определенное число из всей это мириады мучеников Церковь беатифицировала в 1900, 1906, 1909 и 1951 гг. 117 из них были причислены к лику святых Папой Иоанном Павлом II 19 июня 1988 г.: 8 епископов, 50 священников и 59 мирян. 96 из них были вьетнамцами, 11 - испанцами, 10 - французами. Среди мирян было 16 катехизаторов, одна мать, 4 врача, 6 солдат и множество отцов.

Возглавляет список 117-и мучеников св. Андрей Дунг-Лак – первый местный катехизатор и священник. Он родился в 1795 г. в семье язычников, которые были так бедны, что рады были избавиться от лишнего рта, продав сына катехизатору из миссии Винг-Три. Там Андрей был крещен и, пройдя надлежащую подготовку, тоже стал катехизатором. Затем он продолжил свое богословское образование и 15 марта 1823 г. был рукоположен во священство и назначен настоятелем нескольких близлежащих местностей.

В период преследований императора Минг-Манга его неоднократно арестовывали, но местные христиане каждый раз выкупали его у мандаринов, и он, рискуя собой, продолжал свое апостольское служение среди верных и совершал таинства.

10 ноября 1839 г. св. Андрей был в очередной раз арестован правителем Ке-Сонга и вновь отпущен за 200 кусков серебра, собранных христианами. Но когда он отплывал на лодке от резиденции правителя, возникли какие-то трудности, и он оказался на другом берегу лишь с помощью человека, который, как оказалось, был секретарем правителя. Последний, узнав священника, воскликнул: «Я поймал учителя религии!».

16 ноября 1839 г. он был брошен в ханойскую тюрьму. Во время изматывающих допросов ему неоднократно предлагали отречься от веры и растоптать распятие. Но оставался верен своей вере и был приговорен к обезглавливанию. Приговор приведен в исполнение 21 декабря 1839 г.

Андрей Дунг-Лак упомянут в литургическом календаре из-за того почитания, которым окружено его имя на родине. У всех 116 прочих тонкинских мучеников есть свои истории мученичества, завершившиеся в разных местах и в разное время, но одинаково приведшие их к славе святых. Мы не можем рассказать здесь о каждом из них, поэтому назовем лишь имена 8 епископов: доминиканцы Иероним Гермосилла, Валентин Беррьо-Охоа, Доменик Генарес, Игнатий Дельгадо Чебриан, Иосиф Мария Диаз Санурио, Мельхиор Гарсия Сампредо Суаре и миссионеры из парижской Миссии Есфири Петр Роза Орсола Борье и Стефан Феодор Квено.

Антонио Борелли