Священник
(1576-1660)
Память 27 сентября
Святой Викентий де Поль родился в Даксе близ Пиренеев. Его родители были крестьянами и изо всех старались прокормить своих шестерых детей. Викентий помогал семье по хозяйству, охраняя небольшое стадо овец.
В дальнейшем его отдали на обучение францисканцам. Владелец земли, увидев его хорошие способности, сделал его учителем своих детей и отправил его на обучение в Сарагосу и Тулузу. В возрасте 19 лет он принял священство.
Направляясь в Тулузу, Св. Викентий отбыл на корабле из Марселя в прибрежный город Нарбонна, но по дороге его корабль подвергся нападению со стороны пиратов-мусульман, он был ранен, взят в плен и увезен в Тунис, где его в качестве раба стали продавать на местной площади. Его осматривали словно коня: смотрели ему в зубы, заставляли бегать и поднимать тяжести, чтобы увидеть его силы.
Св. Викентий переходил из рук в руки словно товар: он был рабом рыбака, алхимика, и, в конце концов, стал рабом христианина-вероотступника, который, чтобы не попасть в рабство, отверг Христа, перейдя в ислам, оказавшись в плену. Распахивая его землю, Викентий напевал стихи 3 и 4 из 136 псалма, где говорится о пленниках, которых просят петь песни Сиона. Это растрогало жену крестьянина, и она сказала мужу, что тот зря поменял веру. Он согласился, и через год, после того как Викентий произвел над ним обряд крещения, они вместе бежали на лодке обратно в Европу. Он прибыл в Париж в 1609 году, а в 1612 году был назначен настоятелем небольшого бедного прихода в Клиши близ Парижа.
Сильное влияние на формирование его взглядов оказало три личных знакомства: со знаменитым богословом кардиналом Берюлем, взгляды которого очень импонировали Викентию и который очень помог молодому священнику в первый период его парижской жизни; со Святым Франциском Сальским, после встреч с которым в Викентии на всю жизнь запечатлелось стремление к святости; а также с Корнелием Янсением, учение которого, впоследствии известное как янсенизм, Викентий не принял и в дальнейшем активно с ним боролся.
Менее чем через год Берюль вызвал его обратно в Париж, чтобы сделать наставником и капелланом семьи генерала Гонди и их детей. Хотя и грустно было оставлять Клиши, но ему предстояло распознать важность семьи Гонди в выявлении своего истинного призвания.
В эти годы сомнения веры терзали одного священника, компаньона Викентия. Он искал помощи у Викентия, который давал ему советы, молился за него и в конечном итоге нес его бремя, как говорит его первый биограф. Как бы то ни было, священник избавился от своих личных сомнений, а у Викентия начался трех- или четырехлетний период сомнений и мрака. Это испытание веры было временами таким суровым, что Викентий записал Символ веры, положил его в карман сутаны, и когда он ничего другого не мог делать, ставил руку на сердце и, таким образом, на Символ веры, сигнализируя о собственной вере. Результатом этого испытания для Викентия стало обещание или, по меньшей мере, как сопутствующая составляющей обещания Богу посвятить остальную свою жизнь служению бедным.
В этом испытании Викентий узнал и глубину собственной нужды, и благодать Божьего милосердия. Этот продолжительный опыт мучений, отчаяния и страданий поднимает вопрос: Кто был самым бедным человеком, с которым когда-либо встречался Викентий? Ответ, напрашивающийся здесь сам собою – он сам. Викентий познал себя как Бедняка.
Как следствие, он никогда не мог бы встретить кого-либо беднее себя. Осознавая свою радикальную бедность, он был открыт к тому, чтобы принять любого человека без осуждения и без презрения. В этом была безграничная свобода, его внутренняя свобода и свобода к ближнему, особенно к бедному человеку. Также возникает сопутствующий вопрос: кто был самым богатым человеком, с которым когда-либо встречался Викентий? Ответ напрашивается сам собою – Викентий. Опыт его радикальной бедности был отплачен обилием безвозмездной Господней благодати. Его потребность в Боге соответствовала вознаграждению Божьей милостью.
То, для чего Провидение Господне готовило Викентия, впервые стало очевидным в 1617 году. Не зная этого, он совершал свою первую проповедническую миссию на празднике обращения в веру Св. Павла, 25 января 1617 года, в приходе храма в Фольвилле. Унылое состояние духовного пренебрежения среди крестьян владений семьи Гонди привело его к этому. Сопровождая мадам де Гонди, осматривавшую свои поместья, он услышал исповедь человека имевшего хорошую репутацию, который сказал, что умер бы в состоянии греха, если бы у него не появилась эта возможность исповедаться. Мадам де Гонди была потрясена, когда узнала, что ситуация, в которую попал этот человек, не была исключительной. Она настоятельно просила Викентия молиться за весь приход, и он избрал темой своей проповеди общую исповедь. Ответ прихода на призыв Викентия к покаянию и общей исповеди всей своей жизни был настолько ошеломляющим, что ему пришлось призвать на помощь иезуитов из соседнего города Амьена, столь велико было количество прихожан, желавших исповедоваться.
Св. Викентий обладал хорошей подготовкой к апостольской миссии. Кроме того, его доброта, его интеллект, его обходительность всегда оказывали воздействие на людей. «Как добр должно быть Бог», - восклицал Боссюэ, если Он сотворил таким добрым Викентия де Поля!».
Перед лицом духовной потребности крестьян в сельской местности Викентий не мог больше видеть себя ограниченным служением одной семье в качестве капеллана и наставника. Однажды он исчез из Парижа, захотев вести более простую жизнь и помогать бедным крестьянам, ведь и он сам был крестьянином когда-то. С помощью Берулля он оставил Париж и семью Гонди, в которой долгое время выполнял обязанности капеллана, и стал приходским священником в Шатильон-ле-Домб, что на юго-востоке Франции. Он не объявил о своем уходе и не попрощался с Гонди. Он не мог рисковать, чтобы не получить от них отказ, но он также не мог больше оставаться в этом богатом домовладении. Тяжелое положение крестьян очень глубоко его затронуло. И снова любовь Викентия к пастырскому служению и к людям, стала очевидна всем.
Его служение в Шатильоне преобразило приход, чьи священники раннее прибывали в глубоком духовном и моральном упадке. Пастырское рвение и верность Викентия и его единомышленника призвали других священников к более правильному образу жизни. Они начали молиться по полчаса каждое утро и отпустили своих слуг. Помогать своим товарищам священникам вести жизнь, более преданную вере, было первостепенной задачей деятельности Викентия, как это было и раньше в Клиши.
Он разделил свой день таким образом, чтобы навещать людей, особенно больных, а также быть в храме и резиденции. Он был во многом похож на Апостола, занимаясь полдня жителями селения. Другую половину он занимался размышлениями: изучал, читал и молился. В это спокойное время он также изучил диалект региона и через несколько недель уже учил катехизису детей, которых любил. Он всегда был удовлетворен пожертвованиями, которые люди давали ему, что удивляло их в свете их предыдущего опыта. Почти за шесть месяцев приход преобразился.
В начале своей пастырской работы в Шатильоне имел место случай, приведший к учреждению первого Братства Милосердия. В августе 1617 года, когда он готовился к воскресной мессе, один прихожанин принес ему новость о том, что целая семья в приходе болеет и очень нуждается. Его проповедь во время Мессы была посвящена их потребностям, и очень много людей откликнулось в тот день, принеся им еду и продовольствие.
После чего Св. Викентий созвал собрание женщин, желавших помочь страдающим в своем приходе, убедив их создать определенный порядок в своих благодеяниях. Результатом чего стало создание группы, которая с течением времени станет первым Братством Милосердия. Св. Викентий также разработал устав будущей конгрегации. Позднее он также проведет подобную работу и со священнослужителями Парижа, оказав им помощь в формировании мужского ордена Конгрегации миссий.
Тем временем для мадам Гонди его отсутствие в ее имении в Париже оказалось невыносимым. С помощью Берюля и других лиц она оказывала давление на святого Викентия, принудив его в конце концов согласился вернуться к тому, что он будет проводить проповеднические миссии в ее владениях, а наставником детей Гонди будет кто-то другой. 23 декабря 1617 года он подъехал к парадной двери имения Гонди. Со времени своего опыта с крестьянами он изменился к лучшему, даже в своем возвращении к семье Гонди его жизнь нашла новое средоточие. В Париже он продолжил благотворительную работу, начатую в Шатильоне. Кроме того, Викентий де Поль организовывал религиозные общины, и, вместе с другими священниками проводил проповеднические миссии в городах и селах в течение последующих семи лет. В 1619 году по просьбе господина де Гонди, Викентий был назначен королем Людовиком XIII ответственным за духовное благосостояние осужденных на каторжные работы во Франции. Зная об их печальной жизни, о всей ее суровости, плетях палачей и оскорблениях, о кажущейся безнадежности, он помогает осужденным, и защищает их. Однажды, он подменяет бедного гребца, чтобы узнать о его горькой жизни. Он разделяет с осужденными их тяготы. Так ему удается добиться изменения в законодательстве и более гуманного отношения к ним.
Таким образом, 1617 год стал решающим для Святого Викентия. Он проделал огромный путь от униженного молодого священника, каким он приехал в Париж в 1609 году, до смиренного, ревностного пастыря в Шатильоне.
В этот период Святой Викентий испытал двойное духовное возрождение. Во-первых, он превратился в бедняка, и бедность стала центром его жизни. Его ранние амбиции уступили путь миру веры, в котором он с любовью обнял бедных, в которых он видел особое присутствие спасительной силы, данной нам Иисусом через Свою искупительную смерть и Воскресение. Во-вторых, он также духовно возрождался к подлинному священническому призванию. Изначально священство было для Викентия возможностью выбраться из нищеты и сделать карьеру. Социальные и экономические преимущества, которые давало священство, преобладали в его мышлении и управляли его планами. Но постепенно, он возрождался духовно, и священничество превратилось для него из карьеры в личные отношения с Иисусом.
Несмотря на это духовное возрождение, путь Св. Викентия не был на этом окончен. Между 1617 и 1625 годами, когда он основал Конгрегации миссий произошли еще три значимых события, три этапа очищения и свободы, необходимые для его служения.
Первым из них встала встреча со Святыми Франциском Сальским и Иоанной де Шанталь, между ними и Святым Викентием завязалась глубокая дружба. Подобно тому, как раннее Берюль сыграл огромную роль в жизни Викентия, так ныне Св. Франциск Сальский зажег его сердце огнем Божьей любви и поразил его силой кротости.
Следующим значимым событием было посещение семьи в 1623 году. Это был его первый визит домой за двадцать три года. Его родители умерли, но еще были в живых другие родственники. Он пробыл там десять дней, наслаждаясь пребыванием у родного очага. В последний день он отслужил Святую Мессу для своих домочадцев. После чего Викентий сказал им, что не претендует на наследство или какое-либо имущество, и что он решил посвятить себя бедным.
Последним событием важным образом повлиявшим на жизнь Святого было посещение отца Дюваля, его старшего наставника в конце 1624 или начале 1625 года, которому Викентий обнажил свою душу, испрашивая наставления. Отец Дюваль сказал, что ясно видит, что Бог призывает Викентия к миссионерскому служению. Св. Викентий ответил на призыв и основал Конгрегацию Миссии для евангелизации бедных в сельской местности, возрождения священнического рвения, повышения морального уровня и образованности священников, получившую название лазаристов. Это произошло в апреле 1625 года.
Его знакомство с королем Людовиком XIII и регентом Анной Австрийской очень помогли Викентию в его делах милосердия. Он собрал рыцарей и дам, создав ассоциации помощи стольким нуждающимся, вследствие войны: бедным, голодным и больным. Викентий появлялся везде, где была нужда.
«Недопустимо потеряться в теориях, когда поблизости есть столько детей, нуждающихся в стакане молока. Бедные будут нашими судьями. Мы можем войти на небо только на плечах бедных» - писал он.
В 1633 году Папа Урбан VIII утвердил конституцию Конгрегации миссий, основанной Викентием, и в том же году Св. Викентий вместе со Святой Луизой де Марийяк создал Конгрегацию дочерей милосердия, главным делом которой стала помощь бедным, больным, брошенным детям и каторжникам. Св. Викентий де Поль дал такое наставление новому движению — «Вашим монастырём будут дома больных и улицы города, решеткой [ваших комнат] – страх Божий, а [вашим] одеянием – святая скромность».
Одной из главных заслуг Святого Викентия является также создание стройной системы подготовки священников: предсеминарий и семинарий. Работой над созданием этой системы во Франции он занимался с 1626 года до самой смерти. Сам он основал 18 семинарий и множество школ и предсеминарий. Система быстро распространилась на соседние с Францией страны, что имело колоссальное значение в улучшении уровня образования клира и его нравственном воспитании.
Помимо всех его трудов, у Св. Викентия еще оставалось время на обращение янсенистов и гугенотов, а также на направление душ Святых, таких как Святая Иоанна де Шанталь. За свои труды и основанные им объединения Св. Викентий по праву считается одним из величайших благотворителей человечества.
Кроме того, Св. Викентий написал ряд писем, лекций и воспоминаний. Он всегда являл себя деятельным человеком, другом бедных, организатором милосердия, апостолом и Святым. Его дела продолжали его духовные сыновья и дочери из основанных им ассоциаций.
Умер Св. Викентий в Париже в 1660 году.
Кредо, по материалам: http://sanctoral.com/es/santoral/san_vicente_de_paul.html ,
http://svincent.org/ru/osnovatel-sv-vikentiy-de-pol/
а также Википедии