Св. Иоанн-Мария Вианней, священник
Дардилли (Франция), 8 мая 1786 г. – Арс-сюр-Форманс, 4 августа 1859 г.
«Иоанн-Мария Вианней родился 8 мая 1786 г. в с. Дардилли, что в окрестностях Лиона во Франции. Будучи сыном неграмотных крестьян, он все же добился того, что в августе 1815 г.
стал священником. Правда, для этого потребовалось вся настойчивость и упорство о. Шарля Балле, настоятеля прихода в Экулли: именно он направил юного Жана в семинарию и не отказался от него даже тогда, когда его оттуда выгнали. По завершении учебы Жан-Мари был назначен викарием в Экулли. После смерти о. Балле молодого священника направили в Арс-эн-Домбе – маленькую деревушку, в которой не набралось бы и трех сотен жителей. Но о. Вианней, известный сегодня как арсский пастырь, занялся активной евангелизацией, став для местных крестьян образцом доброты и милосердия. И все же его постоянно беспокоила мысль, что он недостоин возложенной на него миссии. Целыми днями он то служил Мессу, то исповедовал, и при этом совсем забывал о себе. Он умер в 1859 г., а в 1925 Папа Пий XI причислил Иоанна-Марию Вианнея к лику святых, объявив его образцом и покровителем приходских священников» (“Avvenire”).
Имя: «Господь благодетелен», «дар Господень» (евр.).
«Римский мартиролог»: «Память св. Иоанна-Марии Вианнея, священника, сорок лет достойным восхищения образом окормлявшего вверенный ему приход в с. Арс неподалеку от Белле во Франции непрестанной проповедью, молитвой и покаянием. Катехизация детей и взрослых, исповедь, уделяемая кающимся, и прочие его ежедневные труды были проникнуты пламенной любовью, черпаемой из источника св. Евхаристии. Его наставления передавались из уст в уста, и он многих мудро приблизил к Богу».
Все, казалось бы, говорило против его желания стать священником: бедная семья, сопротивление отца, революция, которая дехристианизировала Францию. Потом Наполеон призвал его в армию, но он не пожелал служить человеку, арестовавшему Папу Пия VII (Жана-Мари спас брат Франсуа, рекрутировавшийся вместо него). Но его желание все же исполнилось в августе 1815 г., когда ему было уже 29, а англичане как раз везли Наполеона на о. Св. Елены.
Но учеба стала для него настоящим испытанием, и не только из-за революции. Ему никак не давалась латынь, а без нее он не мог ни богословствовать, ни проповедовать… Своим рукоположением Жан-Мари обязан большому упорству о. Шарля Балле, настоятеля в Экулли, что близ Лиона. Именно этот священник преподавал ему каноническое право, направил его в семинарию и не отказался от него даже тогда, когда его оттуда выгнали. И, в конце концов, о. Шарль все же добился того, что его непутевого воспитанника после дополнительной подготовки рукоположили в священники в Гренобле.
Теперь уже о. Жана-Мари назначили викарием о. Балле, умершего в 1817 г. Тогда нашего героя направили под Бурк-ан-Бресс в маленькую деревушку Арс с населением менее трехсот человек, которая приходом-то стала только в 1821 г.
Маленькое стадо, измученное 25-летней разрухой. И вдруг появляется он со своим никому ненужным ригоризмом, неподготовленностью и неуверенностью в своих силах. Страх перед провалом, тревога, желание бежать как можно дальше…
Но прошло всего несколько лет, и в Арс стали стекаться толпы людей со всех концов Франции. Это были почти паломничества. Шли к о. Жану-Мари, которого уже знали в соседних селениях, где он помогал или подменял настоятеля и особенно исповедовал. Исповедоваться – вот зачем приходили люди. Этому священнику, над которым смеялись коллеги, порой даже жалуясь на его «странности» и «беспорядки» в приходе епископу, приходилось все больше и больше времени проводить в исповедальне.
Послушать его уже приходили горожане, чиновники, знатные особы, привлеченные в Арс его необыкновенным талантом наставлять и подкреплять, суждениями, вселявшими в души надежду, преображениями, вызывавшимися его самыми простыми словами.
Итак, можно сказать, что арсский пастырь добился успеха, реванша за былые унижения и триумфальной самореализации. Но он по-прежнему считал себя недостойным и неспособным, дважды пытался бежать, но потом возвращался, потому что в церкви его ждали люди, среди которых были и те, что пришли издалека.
Богослужения, исповеди – они заполняли всю его жизнь, пока однажды холодным летом 1859 г. он не смог придти в храм, потому что умирал. О. Жан-Мари заплатил врачу, чтобы тот больше не приезжал, потому что чувствовал, что любое лечение бесполезно. Один из очевидцев писал, что, когда стало известно о смерти арсского настоятеля, никакие «поезда и личные экипажи не могли уже вместить всех», кто хотел добраться до деревушки. После заупокойной его тело еще десять и дней и десять ночей оставалось в церкви, чтобы все желающие могли с ним проститься. Папа Пий XI причислил его к лику святых в 1925 г.
Доменико Агассо