Ефрем значит «приносящий много плода»
Святой Ефрем уже во время своей жизни достиг большой славы, как поэт и составитель религиозных гимнов, и был величайшим поэтом, воспевавшим Пресвятую Деву. Католическая Церковь объявила его Учителем Церкви, древние же называли его «Арфой Святого Духа».
Он имел особый талант написания стихов. Святой Василий говорит, что древние так ценили написанное им, что во многих церквях, после чтения Священного Писания, читалась какая-нибудь из страниц, написанных этим святым.
Наибольшим успехом Святого Ефрема было то, что мы во многом обязаны ему введением священных песен и гимнов в католические церемонии. С помощью музыки, [его] гимны становились популярными и распространились по всем церквям и стали известны во всём мире.
Ефрем родился в Низибии (в то время – Римская Сирия, ныне - Турция) в 306 году. Точно неизвестно, были ли его родители христианами. Он говорил о себе, что в юности не придавал большого значения религии, но когда в его жизни [настало время] испытания и страданий, он осознал, [насколько] нуждался в Боге. В 18 лет он принял крещение и находился в контакте с известным Епископом Низибии, Святым Иаковом, с которым, как утверждается, участвовал в Никейском Соборе 325 года. После смерти Святого Иакова, Святой Ефрем поддерживал тесные отношения и с тремя иерархами, которые наследовали ему.
Святой рассказывает, что он увидел во сне, как из его языка рождалась виноградная лоза, распространявшаяся во многих регионах, пуская во все стороны приятные и полезные грозди. Поэтому он возвестил, что его произведения (его гимны и песни) должны распространяться, принося радость.
Святой Ефрем находился в Низибии все три раза, что персы пытались атаковать город. Поэтому в некоторых написанных им гимнах содержатся описания опасностей, которые подстерегали население; обороны города, а также окончательного разгрома врага в 350 году. Хотя персам и не удалось взять Низибию прямыми атаками, они получили её без боя тринадцать лет спустя, по условиям мирного договора, заключённого между Римом и Персией, после поражения римских войск. Войдя в город, персы стремились покончить с христианами, и Святой Ефрем, наряду с большим числом католиков, бежал в предместья Эдессы, поселившись в уединённой пещере. Там, в одиночестве, он провёл последние годы своей жизни, в суровом аскетизме, питаясь небольшим количеством ржаного хлеба и овощей. И там же он написал большую часть своих духовных произведений, кроме того уделяя большое время молитве, размышлениям и обучению религии стольких людей, скольких мог. Там, вдали от водоворота общественной жизни, ему приходило вдохновение свыше.
Его отшельничество отражалось и на его внешности. Как говорят хроники, он был низкого роста, наполовину облысевшим, не имеющим бороды, а его кожа была словно пергамент: жёсткая, сухая и тёмная, как глина. Он одевался в залатанные лохмотья, которые были такого же цвета, как и земля; много плакал и никогда не смеялся.
Хотя одинокая пещера и была его домом и местом трудов, молитв и размышлений, он не ограничивал себя ею, часто спускаясь в город, чтобы заняться делами, влиявшими на Церковь. Он называл Эдессу «благословенным городом» и оказал на неё большое влияние, часто проповедуя о втором пришествии Христа и дне Страшного Суда. Он делал это настолько красноречиво, что заставлял народ громко стенать и плакать.
В своих проповедях он считал своим первоочередным долгом подготовить народ, чтобы никто не дал себя опутать заблуждениями сект. Говорят, что сама идея посвятить себя составлению религиозных гимнов пришла к нему, когда он увидел, что еретики привлекали множество людей к своим собраниям посредством музыки и песен, которые они пели. Ефрем понимал важность этих средств и высоко ценил священные песнопения, как предмет публичного культа. Поэтому, вероятно, не зная греческого языка и не будучи сильным в догматике, он посвятил себя защите доктрины через поэзию, предложив перенять тактику у врага. Несомненно, благодаря его личному авторитету, но прежде всего благодаря его собственным произведениям, ему удалось добиться того, чтобы в церквях пел хор женских голов. Это решение было настолько успешным, что еретики жаловались, что песнопения Ефрема так хороши, что привлекают в католические храмы стольких верных, что храмы их сект остаются пустыми.
Епископ Эдессы, осознав художественные способности святого, назначил его руководителем городской школы пения, где он находился 13 лет (с 350 по 363), обучив многих мастеров и учителей пения для приходов. Его гимны служили в церквях для выражения христианского учения, отдаления верующих от ересей и пороков, и помогали им возрастать в духовном рвении. И сегодня его произведения продолжают оставаться в высшей степени полезными для чтецов. Он излагает католическое учение, показывая большое восхищение нашими догматами и великими истинами веры.
Святой Ефрем стал дьяконом в довольно зрелом возрасте. Его скромность была настолько большой, что он считал себя совершенно недостойным быть священником (Несмотря на то, что люди считали его великим святым, а его жизнь была жизнью ревностного монаха). Поэтому он предпочитал оставаться простым дьяконом, о чём свидетельствуют некоторые его биографы. С другой стороны, некоторые отрывки из его произведений могут указывать на то, что он всё-таки, стал в дальнейшем священником.
Около 370 года, он предпринял поездку из Эдессы в Кесарию Каппадокийскую, чтобы навестить Святого Василия, о котором он слышал много хорошего. Как сам Святой Ефрем, так и Григорий Нисский, брат Святого Василия упоминают об этой встрече, Григорий весьма хвалебно отзывается о почтенном сирийце. В одной из хроник также утверждается, что Святой Ефрем расширил свою поездку и посетил Египет, где находился несколько лет, однако, такое заявление не нашло поддержки, поскольку оно не совпадает с общепризнанной хронологией его жизни.
В последний раз он принял участие в общественных делах в 370 году, когда стоимость жизни была очень высока и наблюдалась чудовищная нехватка продуктов. Богачи, владевшие продовольствием, отказывались поделиться им с бедными из страха, что им воспользуются мошенники. Тогда Святой Ефрем предложил быть посредником [в этом споре], и так как ему полностью доверяли, организовал команду обученных людей, раздатчиков пищи, и смог в обилии доставить пищу наиболее нуждающимся. Во время масштабнейшей эпидемии, он собрал группу из 300 носильщиков и вместе с ними собирал больных и отвозил их в специальные места, чтобы они могли получить лечение. Один из его биографов отмечает: «Эти два вида труда – были потрясающими возможностями, которые Бог дал нашему святому, чтобы он обрёл ещё два прекраснейших венца для вечности: венец утоления голода беднейших [людей], и возвращения к здоровью, наиболее покинутых [всеми] больных». И [посему], он, попав на Небеса, непременно услышит из уст Иисуса ту прекраснейшую фразу, которую Он обещал однажды сказать тем, кто помогает нищим и больным: «Я был болен, и вы посетили Меня; алкал Я, и вы дали Мне есть. Придите к трапезе, уготованной вам от создания мира (ср.: Мф. 25, 34-36)». Закончив свою миссию в Эдессе, он возвратился в свою пещеру, где прожил ещё тридцать дней. «Хроники» Эдессы и большинство исследователей полагают, что он скончался в 373 году, хотя некоторые утверждают, что он прожил до 378 или даже 379.
[Из трудов] Святого Ефрема сохранилось 77 гимнов в честь Христа, Пресвятой Девы и [других] священных тем для католиков. Некоторые дошли до нас в сирийском оригинале, другие – в переводах на греческий, латинский и армянский языки. Святой Ефрем испытывал чувство глубочайшей симпатии и восхищения перед Иисусом и Марией, всегда называя последнюю Богородицей, что ещё не было догматически закреплено в то время.
НЕКОТОРЫЕ ГИМНЫ СВЯТОГО ЕФРЕМА
Гимн 32,3
Сокровище любви
Твой родник Господи – прибежище для человека,
Который не может насладиться Тобой.
Твое сокровище – тщета, для отрицающих Тебя.
Любовь – хранительница Твоего небесного Сокровища.
Гимн 20,12
Истина и любовь
Истина и любовь – два нераздельных крыла.
Как истина без любви не может летать,
Так любовь без истины не может подняться.
Гармония – их яремный удел.
Гимн 16,5
Мужество любви
Я хочу быть настойчив в свидетельстве своей любви,
Но не дерзаю отважиться.
Вы же бессовестно наслаждаетесь
Причитающейся вам любовью Бога, играясь Им.
Этим ли приобретаете Его сокровище?
Гимны о вере 1
В один из дней я жемчуг, братья, приобрел;
Узрел в нем таинство Царства;
Присущие и подобающие Величеству;
Жемчуг стал источником,
И я выпил из него таинство Сына.
И положил я жемчуг, братья, на ладонь
Чтобы ее рассмотреть
Смотрел я на нее с обеих сторон,
И она выглядела одинаково.
Изведал я из этого, что и Сын непостижим,
Потому что Он – совершенный свет.
В этом свечении я созерцал Свет,
Который не может быть омрачен,
В его чистоте – великая тайна,
Как и Тело Нашего Бога, которое всесовершенно:
В его цельности я видел неразделимую Истину
Было так, что я увидел в этом чистое Осмысление,
Церковь, и Сын был в Нем.
Облако было завесой, которая приоткрывала Его,
И небеса отображали Его,
И исходил от Него ярчайший свет Его благого Великолепия.
Я видел там его Дары, Его победы, и Его венцы.
Я видел Его скорую помощь и преисполненную благость,
Его невидимые действия и видимые дела.
Гимны о вере 2
Она была вместительнее ковчега,
Я был ей удивлен:
Я видел ее изгибы, не дающие теней,
Потому что она была дочерью света,
Образцовым звуком, рожденным без участия языка,
Произнесением тайны без губ,
Тихой губной гармонью, беззвучно издающей мелодию.
Во время уверенного и громкого шептания трубы
Не будь отважен;
Оставь все скрытое, возьми явное.
Ты видишь в ясном небе ливень с облаков;
Так и расщелины твоих ушей заполнены не прямотой.
Лишь только манна насыщала народ,
Вместо приятного мяса с его сладостью.
Так и жемчужина насытит меня вместо книг
Их чтения,
Их пояснения.
И когда я спросил, о других тайнах,
То не нашлось глашатая, чтобы я мог бы услышать,
Ни ушей, которые бы могли услышать меня.
Это Ты, Боже, Который без рассуждения, Которым я приобрел новое рассуждение!
В.П.
Источники: https://www.aciprensa.com/recursos/san-efren-doctor-de-la-iglesia-2408/
http://www.corazones.org/santos/efren_siria.htm
http://pravlife.org/content/evrem-sirin-gimny-o-vere-i-lyubvi-perevod-protoiereya-andreya-uhtomskogo