Кто там, внутри тебя – святой или убийца: очерк о свободе

На этих страницах мне хотелось бы поговорить о свободе. При этом я буду обращаться к реальным случаям и различным примерам.

       Первое, что я хочу рассказать, к сожалению, реальная история. Несколько лет тому назад в одном маленьком европейском городке имело место одно очень неприятное происшествие. Некоему господину пришло в голову найти добровольца, который позволил бы съесть себя. Он поместил объявление в интернете, и вскоре у него уже было несколько таких добровольцев. Тот безумец связался с одним из них и по обоюдному согласию убил его, порезал на кусочки и съел разные части его тела. Остатки поместил в холодильник. Оба были старше 18. Полиция узнала о произошедшем, арестовала каннибала и привела его в суд, который вынес обвинительный приговор. Главные герои этой истории действовали по взаимному согласию, добровольно, пользовались своей свободой. Итак, свобода подчинена нормам?

       Один человек очень хотел пить. Рядом стоял отравленный лимонад. Но человек не знал об этом, выпил и несколько часов спустя умер. Действовал ли он свободно?

          Предположим, тот человек знал бы, что лимонад отравлен, но жажда была так сильна, что он решил все же выпить. Действовал ли он в этом случае свободно?
В чем состоит свобода? В какой мере человек свободен? Может ли он расширить границы своей свободы? Как? Попытаюсь ответить на эти вопросы на нижеследующих строках.

Свобода – это самый великий дар Бога человеку. Без нее не было бы ни Максимилиана Кольбе, ни матери Терезы Калькуттской, ни матерей, с безграничной нежностью целующих своих детей, ни чего-либо иного подобного. Свобода – это средство делать добро; но она не цель сама по себе, а орудие, средство. Есть люди, которые, боясь потерять свободу, предпочитают не брать на себя никаких обязательств и думают, что таким образом не теряют свободы, сохраняют ее, остаются свободнее тех, кто связывает себя чем-то конкретным. Именно поэтому, например, для многих людей нелегко связать себя узами брака на всю жизнь. Но эти люди страшно заблуждаются. Это похоже на то, как человек, у которого есть деньги, но он боится пользоваться ими, не хочет их тратить, чтобы не потерять. Но тогда зачем нужны деньги? Человек не только ничего не получает от них, но они еще становятся для него лишней проблемой. Деньги, как и свобода, нужны для того, чтобы пользоваться ими, но пользоваться правильно.

Теперь мне хотелось бы привести пример, который будет особенно легко понять тем, кто когда-нибудь соблюдал диету. Предположим, перед одним человеком на столе стоит очень аппетитный пирог. Он свободен в решении съесть его, или нет. Но этим и ограничивается его свобода: делать это или не делать. Он не может решить, чтобы пирог, который он собирается съесть, не заставил его располнеть. Он мог бы компенсировать такой эффект пирога, сделав гимнастику, но никогда не сможет избежать его (или эффекта похудения, вызываемого гимнастикой). Скажу иначе: человек может воровать, но не может избежать того вреда, который это приносит ему самому. Он может делать зло, но даже если сам того не замечает, злые дела меняют его. И наоборот: когда мы делаем добро, наши добрые дела меняют нас, делают нас лучше. Пожалуй, этим и объясняется существование бесов, которых не творил Бог. Они были добрыми, свободными ангелами, которые дурно использовали свою свободу: совершили зло, которое превратило их в бесов.
Когда, например, говорят, что никто не родится атлетом, то говорят великую правду. Бог сотворил нас незаконченным, сотворил нас «из глины» и каждому дал задание: «Закончи то дело, которое Я начал в тебе». Награда и наказание, небеса и преисподняя – это ответ на это задание.
Возвращаясь к нашей теме, можно сказать, что свобода человека ограничена. Он может решить, делать что-то или нет, но не может решать, как этот поступок изменит его. В Испании есть такая поговорка: «Кто плюет в небо, тот плюет себе в лицо». Тебе решать: плевать в небо, или не плевать, но…
Если все еще нужно отвечать на три вопроса, поставленных в начале (они заданы великим немецким философом Р. Шпеманом), то мы могли бы сказать:

         убийство одним человеком другого – зло, даже если обе стороны согласны на это. И вот почему: свобода – это средство вести добродетельную жизнь, но свобода не выше жизни, но служит ей. 

       чтобы поступать с подлинной свободой, нужно иметь знания, поступать сознательно: человек, пьющий отравленный лимонад не зная этого, делает не то, что хочет (потому что не хочет умереть), а то, что как раз не хочет, т.е. не поступает свободно.

          человек, сознательно выпивший отравленный лимонад, также действовал несвободно: он не хотел умереть; просто желание утолить жажду было таким сильным, что не позволило ему действовать совершенно свободно.

Подытоживая вышесказанное, мы могли бы сказать: человек поступает настолько свободно, насколько он сознает последствия своих поступков, насколько не влияют на него отрицательно страсти (жажда, гнев, страх…) и насколько поступки человека ведут к добродетельной жизни.

Страсти в одних случаях влияют отрицательно, а в других – положительно. Всем нам приходилось жарко спорить с другим человеком и чувствовать, как гнев препятствует нам услышать его аргументы. В этом случае страсти противоречат свободе, хотя бы потому, что мешают разуму мыслить. Но в других случаях страсти помогают нам творить добро: например, когда мы с сочувствием смотрим на людей, которым нечего есть, и решаем, движимые этим сочувствием, подать милостыню.

Если свобода – самый большой талант, дарованный нам Богом, то возникает следующий вопрос: можно ли расширить ее границы? Ответить на этот вопрос нетрудно. Каждый день мы видим на улице двух людей: один – наркоман, другой – нормальный человек. И мы думаем, что второй свободнее первого. Наркоман, хотя знает, что доставляет множество проблем своим родным и близким, не может выйти из сложившейся ситуации, не может не принимать наркотики. Второй может принимать наркотики, а может и не принимать без особых проблем: у него есть две возможности, он более свободен. Но не будем думать о двух людях. Достаточно думать об одном: наркоман, прежде чем стать таковым, был нормальным человеком. Затем он неверно воспользовался своей свободой, начал принимать наркотики и в результате стал наркоманом: утратил частично свою свободу.

Люди теряют свободу, когда дурно пользуются ею, и, наоборот, приобретают свободу, когда пользуются ею хорошо. Если я хочу расширить границы своей свободы, то есть только одно средство для этого ‑ использовать ее правильно. И тот, кто дурно использует свободу, и тот, кто не пользуется ею, идут в обратном направлении. А что значит использовать правильно? Это значит использовать в согласии с истиной человека. Но это уже тема другой статьи.

Мать св. Франциска Ассизского как раз рожала, когда в дом вошел нищий и попросил милостыню. Затем он захотел увидеть новорожденного и так настаивал на этом, что его желанию, в конце концов, уступили. Нищий взял ребенка на руки и, как настоящий поэт, провозгласил, что в тот день в Ассизи родилось два ребенка, один из которых станет лучшим из лучших, а другой – худшим из худших. Спустя много лет были такие, кто пожелал узнать, действительно ли родился тот – плохой, и рассказывали о каком-то несчастном, который кончил жизнь на виселице. Но известный биограф святого Джулиан Грин, автор книги «Брат Франциск», считал, что речь шла об одном и том же человеке: он был и лучшим из лучших, и худшим их худших.

Внутри каждого из нас живут эти два человека, и от того, как мы будем пользоваться своей свободой, зависит, победит святой, или убийца. Важно лишь одно – как мы будем пользоваться своей свободой.

 

 

о. Карлос Лаоз