Что думают обо мне другие?

Одно из самых распространенных заблуждений современного общества, которым страдают порой даже ревностные католики, состоит в убеждении, что не нужно придавать значения тому, что думают о наших поступках другие. Однако, данная тема требует особого обсуждения, потому что во избежание ошибок здесь следует обратить внимание на две вещи.

Во-первых, добрый человек действительно не должен соразмерять все свои действия только с мнением окружающих. Например, кто-то приходит в кинотеатр, но оказывается, что фильм, который показывают, содержит аморальные сцены. Лучше всего в такой ситуации подняться и уйти независимо от того, что могут подумать другие. Не стану распространяться по этому поводу, поскольку, мне кажется, здесь и так все понятно. В данном случае нам следует не беспокоиться о впечатлении, которое мы производим (будь оно положительное или отрицательное), а поступить в строго определенном смысле (уйти из кинотеатра).

Во-вторых, порой все же стоит подумать, как нормальный человек воспримет наши действия, и в зависимости от этого поступить так или иначе. Чтобы как следует разобраться в этой проблеме, нужно иметь в виду, что другие знают о нас лишь то, что мы показываем сами. Приведу парочку примеров.

Предположим, священник впервые приходит в супермаркет и покупает шесть бутылок вина для Мессы на ближайшие месяцы. Так много он покупает для того, чтобы не ходить лишний раз в супермаркет, так как это отнимает уйму времени, а время – дар Божий, который нужно надлежащим образом использовать. Но кассир и другие покупатели видят только священника с шестью бутылками вина, и у них может сложиться неверное впечатление. Священник не может требовать от них, чтобы они прочли его мысли и угадали его добрые намерения: воздать вящую славу Богу, надлежаще используя отпущенное время. Люди судят по фактам, которые видят своими глазами, а видят они священника с шестью бутылками вина.

В похожей ситуации оказывается священник, прогуливающийся в парке с симпатичной девушкой. Пусть эта девушка – его сестра, которая, заглянув к нему в гости, убедила его, что в такой солнечный день грех не прогуляться. Люди все равно будут с недоумением смотреть на них и, возможно, составят себе ложное представление о священнике или, лучше сказать, не о нем самом, поскольку с ним они незнакомы и имени его не знают, но о той организации, которую он представляет: о Церкви. У меня нет причин полагать, что все поймут, что эта девушка – моя сестра, решившая навестить меня, и мы всего лишь прогуливаемся – не более того.

В обоих примерах речь идет о священниках, чтобы как можно контрастнее проиллюстрировать данную тему. Но нечто подобное можно сказать и о других людях.

Схожие мысли мы находим и у св. Павла, когда он говорит о запрете употреблять в пищу определенные виды мяса, которые некоторые ошибочно считают нечистым. Апостол знает, что нет причин считать это мясо нечистым, а потому его можно есть, не совершая при этом греха. И все же, он советует воздерживаться от таких видов мяса, чтобы не вводить в соблазн других людей, менее подготовленных и потому полагающих, что употребление этого мяса будет грехом. Вот что говорит сам Павел по этому поводу: «Судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого…  Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим 14, 13-23).

Есть такое мясо, зная, что от этого брат соблазнится и даже, возможно, отвернется от Церкви, будет грехом не потому, что мы ели мясо, а потому, что тем самым мы проявим недостаток любви к нашим братьям. Это все равно, что сказать: «Я прав, и меня совсем не волнует, что будет с другими». Апостол народов предостерегает нас: «И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор 8, 11-13).

С нашей стороны будет намного лучше и по-христиански желать, чтобы никто не погиб, и прилагать все усилия к тому, чтобы все окружающие нас люди спаслись: «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим 14, 19-20).

Один современный святой писал: «Не будучи злым по натуре, ты кажешься злым. Это глупо. А глупость – повод к соблазну и хуже, чем злоба» (св. Хосемария, «Путь», п. 370).

И сам Иисус призывает нас к благоразумию в наших поступках: «…будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф 10, 16). Мудрый человек знает, когда следует придавать значение мнению других, а когда нет.
 

 

о. Карлос Лаоз