После Второго Ватиканского собора (1964) – Католическая Церковь открылась на диалог между религиями и культурами, а также всеми людьми доброй воли.
Это (от греч. dialogos – два языка, два слова) значит, что мы относимся к собеседнику как к достойному уважения партнеру в разговоре, а также хотим от него учиться.
1) Экуменический диалог касается христианских вероисповеданий, точнее, таких, которые признают Святую Троицу, а Христа – как Бога и Спасителя (не касается это, например, Свидетелей Иеговы).
2) Межрелигиозный диалог касается всех традиционных религий мира (таких как ислам, иудаизм, но и индуизм или буддизм), которые сохраняют традиционные религиозные и нравственные ценности (так как это понимает съезд религиозных лидеров в Астане, продвигаемый Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым). Католическая Церковь ищет в этих религиях «зерна истины и святости».
Это отвечает Идее Духовного Согласия, пропагандируемой в Казахстане – то есть открытости на взаимный диалог всех людей совести и доброй воли, которые выступают против насилия, особенно, насилия во имя Бога.
Ни экуменизм, ни межрелигиозный диалог не следует путать с религиозным синкретизмом, который заключается в произвольном смешивании религиозных догм.