Уже две тысячи лет нас укрепляет уверенность веры, что мы не одиноки в жизни. Незадолго до Своего возвращения к Отцу Господь Иисус обещал Своим ученикам: «Я с вами всегда, до скончания веков» (Мф 28, 20). Но этим Он сказал то же самое для всех поколений верующих, ибо Он жив «вчера и сегодня и вовеки тот же» (Евр 13, 8). Каждый верующий во Христа может ощутить на себе верность этому обещанию; достаточно открыться Ему с верой и положиться на Него.
Связать всё трудное в нашей жизни со Христом
Таким образом, молитва Крестного пути – это не просто возможность осознать, что наша жизнь полна темных и болезненных реальностей; мы знаем это без нее. Прежде всего, это уникальный способ, как осознанно связать трудности нашей жизни со Христом и с силой Его любви, как осознать и испытать, что мы не одиноки в трудностях жизни. Есть здесь Господь, Который хочет взять нас и провести через каждую долину смерти (ср. Пс 23, 4), дать нам в темноте всего, что мы переживаем, испытать Свое присутствие. Ведь «и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс 138, 12).
Однако жизнь в присутствии Иисуса не означает просто осознание того, что Бог где-то есть, и что каким-то образом Он знает о нас… Своим воплощением Иисус навсегда соединил Свою жизнь с нами, и так интенсивно, что всё, что мы переживаем, переживает вместе с нами. Он это ясно говорит в притче о Страшном суде (см. Мф 25, 31-46), в которой Он отождествляет Себя с голодными, жаждущими, находящимися на дороге, страдающими от нужды, болезней и преследований. Как будто Он хотел нам сказать: «Я был с тобой, когда ты был голоден, когда ты был болен, когда ты страдал от одиночества и беспокойства, когда тебя несправедливо обвиняли».
Иисус понимает нас изнутри
Он с нами иначе, чем другие люди. Наши близкие с нами как будто «снаружи». Они пытаются понять нас, утешить, протянуть нам руку помощи. Однако Иисус, живущий в наших сердцах, с нами «изнутри». Это совершенно другой уровень и качество обмена, любви и помощи. Он с нами не как тот, который какое-то время навещает нас и проявляет свое сострадание, предложит помощь, а затем возвратится домой, к своим заботам и к своей работе. Иисус связал Свою жизнь с нами полностью и навсегда: мы в Нём, и Он в нас, то есть всё, что мы переживаем, Он переживает вместе с нами. Он понимает нас изнутри, потому что это наши заботы, несчастья, наши болезни и боли, которые Он взял на Себя – как обещанный слуга Божий, муж боли, знающий страдания (ср. Ис 53, 3-5). Именно потому, что наш Господь прошел крестный путь перед нами, то есть пострадал во всех возможных формах, Он близок к нам и в наших страданиях и понимает нас. Как сказано в Священном Писании: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всём, кроме греха» (Евр 4, 15).
Это для нас причина, чтобы не отчаиваться даже в сложных жизненных ситуациях и не впадать в отчаяние, глядя на состояние окружающего нас мира. Именно присутствие Христа в нашей жизни является путем, как хорошо пройти и трудными временами, как не потерять надежду в жизненных испытаниях. Но не только это, цель заключается не только в том, чтобы хорошо «справляться» с трудностями – в связи со Христом может быть всё тяжёлое превращено силой Бога в животворный опыт. Если мы придем к Господу со своими слабостями и даже неудачами, они могут стать пространством для излияния новой благодати (ср. Рим 5, 20). И последнее, но не менее важное: мы можем выйти из испытаний сами перемененные, как наш Господь, Которого Дух вывел в пустыню, где Он был искушаем, но вернулся из пустыни, исполненный силы Божьей (ср. Лк 4,14). Благодаря Его победе над злом и над смертью сможет и каждое наше страдание стать путём и иметь глубокий смысл в нашей жизни.
Наша слабость – путь к спасению
Страдания Иисуса и Его путь через человеческую боль и слабость, в котором проявилась безмерная сила и мудрость Бога (1 Кор 1, 23-24), являются фундаментальным способом понятия и изменения нашей жизни. Неудивительно, что апостол Павел выбрал радикальное заявление: «ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…» (1 Кор 2, 2). В страданиях Иисуса речь идет не о божественном театре, а об откровении величия любви Бога к нам: здесь страдает Бог для человека, через страдание Он искупает нас и Своим страданием отождествляет Себя с каждым, кто страдает.
Это также открыло нам путь к спасению через нашу слабость. То, что из слабости в любой форме делает слабость чем-то отрицательным и неприемлемым, так это, прежде всего, отсутствие Бога, наша удаленность от источника Божьей благодати и любви, закрытие в самих себя. Крестный путь может быть уникальным инструментом, для более тесной связи со Христом и ощущения благодати исцеления. В Нём исполнилось ветхозаветное пророчество: «Его раны исцелили нас» (Ис 53, 5; 1 Пет 2,25). И эти раны имеют власть постоянно исцелять и преобразовывать нас.
Стояния, которых нет в Библии
Возможно, остается добавить, почему на Крестном пути мы размышляем и о стояниях, которые не подтверждаются свидетельством в Писании. Ответ прост: сама человеческая жизнь создала эти стояния, в которых люди не хотели оставаться в одиночестве. Сегодня мы уже не можем точно шаг за шагом реконструировать путь Иисуса от Пилата до Голгофы. Но стояния, созданные христианской традицией, являются выражением веры в то, что Иисус с нами в любой ситуации, даже если мы этого не чувствуем, и что Он может изменить все трудные моменты нашей жизни Своим могущественным присутствием.
Молитва Крестного пути – это шанс для нас узнать Его на своем пути; не как того, кто стоит вне нас, кто наблюдает, как мы справляемся с ним, но как Того, Кто живет, радуется и страдает с нами. Это возможность встретить Его в собственном сердце, которое часто охвачено жизненными страданиями, неспособным принять любовь ни Бога, ни человека.
.