ПАСХАЛЬНОЕ ТРИДЕНСТВИЕ 2020
(составлено священником Спишской епархии Франтишком Трстенски)
«День сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас!» (Неем 8, 10)
Дорогие братья и сестры!
В этом году обряды пасхального триденствия не будут отмечаться публично. Поэтому призываем всех верующих участвовать в них с помощью средств массовой коммуникации. Просим делать это со всем благочестием и вниманием, как если бы вы лично присутствовали на них.
Кроме того, ниже предлагаем вам тексты домашней литургии. Их цель – помочь вам Молим для вас мира Воскресшего Христа.
Домашняя церковь
Святое Писание рассказывает нам, что первые христиане собирались в частных домах. Во введении своего послания к Филимону апостол Павел также приветствует «домашнюю церковь» (ср. Флм 1). Согласно Деяниям апостолов, дом Лидии стал центром христианской общины в Филиппах (ср. Деян 16, 12-15). Так как в течение первых трех веков христианство не могло свободно распространяться и строить храмы, домашние церкви стали:
1. Место молитвы и совершения Евхаристии.
2. Очагами веры, где возвещалось Евангелие и наставлялись верующие.
3. Общественной средой, в которой христиане встречались и помогали друг другу.
4. Приютом для проповедников Евангелия.
5. Основой и образцом для будущих приходов и общин.
Давайте же стремиться к тому, чтобы и наши семьи были такими пламенными очагами живой веры и молитвы, школой взаимной любви и христианских добродетелей.
Учение Церкви
В семье, которую можно назвать домашней церковью, родители должны быть первыми вестниками веры для своих детей, уча их словом и примером, а также лелея присущее каждому из них призвание, особенно тщательно заботясь о духовном призвании (II Ватиканский собор, «Lumen gentium», п. 11).
Святой Дух, изливающийся при совершении таинств, является живым источником и неисчерпаемой пищей для сверхъестественного общения, собирающего верующих и объединяющего их со Христом и друг с другом в единстве Церкви Божьей. Христианская семья являет и реализует церковное общение, а потом ее можно и нужно называть «домашней церковью». (Иоанн Павел II, «Familaris consortio», п. 21).
Все мы, вспоминая жизнь в своих семьях, должны быть в состоянии сказать: « мы познали любовь, которую имеет к нам Бог» (1 Ин 4, 16). Лишь опираясь на этот опыт, душепопечение семей сможет добиться того, что они были и домашними церквами, и евангельской закваской в обществе. (Франциск, «Amoris laetitia», п. 290).
Литургия домашней церкви в Страстной четверг
(рекомендуется совершать в вечернее время, но так, чтобы это не мешало участию в вечерней св. Мессе воспоминания Вечери Господней с помощью средств массовой коммуникации)
Поставьте на стол распятие или икону распятого Христа и зажженную свечу.
«В.» означает отца, мать или кого-то другого, кто ведет литургию; «О.» означает общий ответ.
В.: Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
О.: Аминь.
В.: Сегодня вечером мы собрались у нас дома вокруг общего стола, чтобы почтить память Вечери Господней. Как Господь Иисус составлял общину вместе со Своими апостолами, так и мы хотим быть общиной Его учеников, братьев и сестер, которых объединяет любовь Христова.
О. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – говорит Господь.
В.: Господи, сначала в тишине мы просим у Тебя прощения за наши грехи. Взгляни на нас в Своем милосердии и прости нам нашу вину.
Минута тишины.
В.: В знак взаимного прощения подадим теперь друг другу знак мира.
Присутствующие, руководствуясь разумными соображениями, обмениваются знаком мира. (подходящим образом)
В.: Господи Иисусе, взгляни на нас, собравшихся здесь, мы веруем и исповедуем, что Ты с нами, как был со Своими учениками на Тайной вечере. Ты видишь наши добрые помыслы и намерения, даруй нам жить друг с другом и с окружающими в согласии, радости и любви.
О.: Аминь.
В.: Где милосердие и где любовь, там всегда с нами Бог.
(или Да любите друг друга, как я возлюбил вас.)
О.: Где милосердие и где любовь, там всегда с нами Бог.
В.: Вот Он, Хлеб которым люди живы,
Вот и чашу поднимают снова,
Дар людей – плоды лозы и нивы,
Дар спасения – Плоть и Кровь Христовы.
О.: Где милосердие и где любовь, там всегда с нами Бог.
В.: Кто грешил и кто грехом измаян,
Кто затерян, кто потерян в мире,
Собери нас, добрый наш Хозяин,
В Отчем доме на едином пире.
О.: Где милосердие и где любовь, там всегда с нами Бог.
В.: Кто упал, кто сам уже не встанет,
У Тебя тепла на всех достанет,
Сотвори нас снова, добрый Боже,
И возьми с Собой в дорогу, Боже!
О.: Где милосердие и где любовь, там всегда с нами Бог.
В.: Чтение из святого Евангелия от Матфея (Мф 26, 17-19. 26-29)
В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
В.: Слово Господне.
О.: Хвала тебе, Христе.
В.: Накануне Своих страданий Господь Иисус пригласил к столу лишь узкий круг Своих двенадцати апостолов на прощальную трапезу. На ней Сын Божий даровал нам таинство Своего Тела и Крови и связанное с ним таинство священства. Сейчас мы не можем участвовать в богослужениях в наших храмах. Но давайте не забывать о поклонении Святейшему Таинству, так как оно подготавливает наши сердца и воспламеняет в них жажду Христа.
В этот вечер поблагодарим Христа за наших священников и помолимся о них. Иисус на Тайной Вечере совершил еще одно особое деяние, о котором упоминает только евангелист Иоанн: Он умыл ноги Своим ученикам. Этот жест символизирует полное самопожертвование и любовь Иисуса, с которыми Он отдает Себя ради спасения мира. Это пример для учеников: любить друг друга так, как возлюбил их Иисус. Об этом говорят Его слова, которыми Он объяснил ученикам Свой поступок: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13, 14-15). Давайте и в наших домах творить дела любви по примеру, который подал нам Сын Божий.
(Желающие могут кратко поделиться своими мыслями, которые навеяло им слово Божье).
В.: О нашей семье, обо всех священниках, о нашем приходе, о нашей стране, о заболевших, как и о тех, кто так или иначе по-разному помогает справиться с болезнью, помолимся одной светлой тайной розария: Иисус дал нам Себя Самого в пищу и питие в Пресвятом Таинстве.
При желании можно добавить собственные интенции.
В.: Господи Иисусе, присутствующий в Святейшем Таинстве в дарохранительницах наших церквей, но также и в нашей общине. Мы вспоминаем тот вечер, когда Ты подал нам драгоценный дар Святейшего Таинства алтаря, таинство священства и заповедь любви. Услышь наши смиренные молитвы. Даруй нам в эти дни терпения и взаимного уважения. Укрепи нашу уверенность в том, что Ты с нами и не покидаешь нас. Сопутствуй Твоим благословением всем, кто стоит сейчас на защите нашего здоровья. Сохрани их и нас от опасностей, угрожающих телам и душам. Дай нам сил пребывать в добре, ибо Ты живешь и царствуешь во веки веков.
О.: Аминь.
(По возможности все участвующие поворачиваются лицом к церкви, преклоняют одно колено и молятся вместе).
О.: Да будет слава и хвала Святейшему Таинству алтаря (3 раза).
Родители благословляют детей, осеняя их лбы крестным знамением. Точно так же супруги благословляют друг друга, осеняя лбы крестным знамением. При этом они произносят следующие слова:
(Имярек), благословляю тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
В.: Давайте закончим нашу домашнюю литургию, препоручив нашу семью, наш приход, нашу страну и все человечество, особенно тех, кто скорбит и страдает, Приснодеве Марии, Матери Церкви.
О.: Радуйся, Мария…
В.: Мария, исцеление больных.
О.: Молись о нас.
В.: Мария, помощь христианам.
О.: Молись о нас.
В.: Благословим Господа.
О.: Благодарение Богу.
Литургия домашней церкви в Страстную пятницу
Рекомендуется совершать днем около 15:00, но так, чтобы это не мешало участию в торжественной литургии в память Страстей Господних
В этот день рекомендуется использовать большое распятие или икону распятого Христа и зажженную свечу, которые ставятся на столе.
«В.» означает отца, мать или кого-то другого, кто ведет литургию; «О.» означает общий ответ.
В.: Сегодня мы собрались у нас дома у креста, чтобы почтить память Страстей Господних. На вершине Голгофы Христос явил нам свою безграничную любовь. Бог позволяет людям прибить Себя гвоздями ко кресту. Бог не завоевывает этот мир войсками или деньгами. Христос царствует, привлекая нас любовью.
О. «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», – говорит Господь.
Можно читать попеременно на два хора.
В.: Христос пострадал за вас, оставив вам пример, дабы вы шли по следам Его.
О.: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
В.: Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
О.: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
В.: Вы были, как овцы блуждающие, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
О.: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, как было в начале, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
В.: Чтение из святого Евангелия от Иоанна (Ин 19, 25-42)
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.
В.: Слово Господне.
О.: Хвала тебе, Христе.
В.: Согласно одной древней пословице «даже у мест есть души». Давайте духом перенесемся сейчас в Иерусалим, где христиане почитают то место, на котором был распят Иисус, и гроб, где он был похоронен, а на третий день он воскрес из мертвых. В 614 г. персы разграбили Иерусалим, похитив из базилики Гроба Господня реликвию св. Креста. Византийский император Ираклий победил персов и в 629 г. в торжественной процессии вернул реликвию св. Креста. Когда император в богатых одеждах собирался войти в ворота, ведущие на Голгофу, то не смог сделать и шага. Тогда епископ Иерусалимский Захария велел ему снять богатые одежды, так как они противоречили смирению Иисуса Христа. Император подчинился, снял корону, надел одежду обычного человека, разулся и босым принес святыню на ее место. С почтением относясь к кресту Иисуса в наших домах, мы не поклоняемся дереву. Мы вспоминаем Того, Кто умер на нем ради нас и ради нашего спасения «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16) Крест – это истинный лик любви Божьей. Господи Иисусе, Ты учишь нас любить с креста. Дай нам сил быть Твоими учениками.
(Желающие могут кратко поделиться своими мыслями, которые навеяло им слово Божье).
В.: В этот день, вспоминая страдания Господа Иисуса, пролившего Свою Кровь на кресте, чтобы спасти нас и весь мир, вознесем к Нему наши мольбы. Воззовем же все вместе: распятый Иисус, услышь нас.
О.: Распятый Иисусе, услышь нас.
В.: Молим Тебя о нашем Святом Отце Франциске, о наших епископах, священниках и дьяконах, чтобы они усердно служили народу Божьему.
О.: Распятый Иисусе, услышь нас.
В.: Молим Тебя о тех, кто правит нашей страной, нашими городами и селами, чтобы они всегда помнили об общем благе и справедливости для всех.
О.: Распятый Иисусе, услышь нас.
В.: Молим Тебя о тех, кто в эти дни страдает от болезни, одиночества и тревоги, будь для них утешением и силой.
О.: Распятый Иисусе, услышь нас.
В.: Молим Тебя о врачах, медсестрах и добровольцах, укрепи их дух и тело.
О.: Распятый Иисусе, услышь нас.
В.: Молим Тебя о наших умерших, прими их в Свое Царство Небесное.
О.: Распятый Иисусе, услышь нас.
В.: Молим Тебя о нас самих, не покидай нас в испытаниях, но избавь нас от всякого зла.
О.: Распятый Иисусе, услышь нас.
В.: Молим Тебя вас также в этих наших интенциях…
(Желающие могут добавить собственные интенции).
О.: Распятый Иисусе, услышь нас.
В.: Страдающий Иисус, сегодня Ты принес Себя в жертву ради нас, с упованием приносим Тебе эти наши мольбы. Услышь нас, смиренно молящих о твоем милосердии, ибо ты живешь и царствуешь во веки веков.
О.: Аминь.
(Все присутствующие преклоняют колени перед крестом на столе).
В.: Святой крест, ты напоминаешь нам о кресте, на котором умер наш Господь Иисус Христос, чтобы вывести нас из вечной смерти, в которую ввергло нас наше убожество, к вечной жизни, которую мы утратили из-за греха.
О.: Покланяемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты святым крестом Твоим искупил мир.
В.: Покланяюсь, величаю и прославляю крест, образом которого ты являешься. Перед этим крестом преклоняюсь перед нашим милостивым Господом и перед всем, что Он сделал для нас в своем милосердии. Крест, достойный любви, в котором наше спасение, наша жизнь и воскресение.
О.: Покланяемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты святым крестом Твоим искупил мир.
В.: О крест, избранный и предуготованный для столь невыразимого блага, то, свершилось на тебе, возвышает тебя больше, чем всякая хвала человеческих или ангельских помыслов и слов. В тебе и через тебя моя жизнь и мое спасение; в тебе и через тебя все мое благо; «да не хвалюсь я ничем, кроме Тебя».
О.: Покланяемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты святым крестом Твоим искупил мир.
В.: Да будет слава моя чрез тебя и в тебе; да будет моя истинная надежда чрез тебя и в тебе. Тобою стерты мои грехи, тобою моя душа умерла для моей старой жизни и живет новой жизнью праведности.
О.: Покланяемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты святым крестом Твоим искупил мир.
(В зависимости от целесообразности и с учетом правил гигиены каждый может поцелуем почтить крест. Можно спеть вместе песню, например, «Придите христиане» или другая подходящую песню).
В.: О нашей семье, обо всех священниках, о нашем приходе, о нашей стране, о заболевших, как и о тех, кто так или иначе по-разному помогает справиться с болезнью, помолимся венчиком Божьего милосердия.
(При желании можно добавить собственные интенции).
В.: Господи Иисусе, в день Твоих скорбных страданий и смерти перед Твоим кресте мы исповедуем, что хотим жить в этом мире как Твои возлюбленные ученики. Ты призываешь нас: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). Просим у Тебя сил и терпения и уверенно следовать за Тобой. Господи Иисусе, устами апостола Павла Ты повелел нам: «Носите бремена друг друга» (Гал 6, 2). Научи нас вниманию и человечности, чтобы мы в наших общинах сочувствовали другим и утешали в скорбях, ибо Ты живешь и царствуешь во веки веков.
О.: Аминь.
В.: В заключение нашей домашней литургии давайте обратимся с молитвой к Скорбящей Приснодеве Марии, покровительнице Казахстана. Мария, Мать Иисуса и наша Мать, верно стоявшая под крестом, в эти дни и недели будь для нас силой, а особенно для престарелых, оставленных и страдающих, а также для тех, кто печется о них.
О.: Скорбящая Приснодева Мария, ради тайны твоих скорбей испроси для нас милосердия Бога Отца. Принеси Ему твое пронзенное сердце и Сердце Иисусово и все все страдания, которые Ты с Иисусом перенесла ради нас на земле. Аминь.
В.: Скорбящая Приснодева Мария,
О. Молись о нас.
В.: Приснодева Мария, Царица семьи.
О. Молись о нас.
В.: Благословим Господа.
О. Благодарим Бога.
Литургия домашней церкви пасхального Всенощного бдения
(рекомендуется совершать в вечернее время, но так, чтобы это не помешало участию в обрядах Пасхального бдения воскресения Господня посредством средств массовой коммуникации)
(На столе устанавливается распятие или икона креста Христова, стакан со святой водой, веточка, а также незажженная свеча. Желательно, чтобы по возможности у каждого была своя свеча.
«В.» означает отца, мать или кого-то другого, кто ведет литургию; «О.» означает общий ответ).
В.: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
О.: Аминь.
В.: Сегодня вечером мы встречаемся у нас дома за общим столом, чтобы восславить воскресение Господа Иисуса. Сын Божий не остался в могиле. Он не принадлежит смерти, не персонаж из прошлого. Он не покинул нас. Живой и прославленный Он присутствует среди нас.
О.: «Я был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти», - говорит Господь.
2. Обряд света
(Зажигается свеча на столе).
В.: Христос – свет мира.
О. Благодарение Богу.
По собственному усмотрению каждый может держать в руках свечу, которую в этот момент зажигают от свечи на столе. Затем читается следующий псалом:
В.: Господь – свет мой и спасение мое.
О.: Господь – свет мой и спасение мое.
В.: Господь — свет мой и спасение мое:
кого мне бояться?
Господь крепость жизни моей:
кого мне страшиться?
О.: Господь – свет мой и спасение мое.
В.: Одного просил я у Господа, того только ищу,
чтобы пребывать мне в доме Господнем
во все дни жизни моей,
созерцать красоту Господню и посещать храм Его.
О.: Господь – свет мой и спасение мое.
В.: Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю,
помилуй меня и внемли мне.
Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»;
и я буду искать лица Твоего, Господи.
О.: Господь – свет мой и спасение мое.
В.: Я верую, что увижу благость Господа
на земле живых.
Надейся на Господа, мужайся,
и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
О.: Господь – свет мой и спасение мое.
В.: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,
как было в начале, и ныне, и всегда, во веки веков. Аминь.
О.: Господь – свет мой и спасение мое.
Здесь можно вместе спеть:
Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.
3. Отрывок из Евангелия
В.: Чтение из святого Евангелия от Марка (Мк 16, 1-7).
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
В.: Слово Господне.
О.: Хвала тебе, Христе.
4. Размышление
В.: Женщины несли благовонные масла ко гробу, чтобы помазать мертвое тело. Евангелист добавляет, что они заранее подготовили эти масла. Таким образом, женщины не рассчитали на воскресение. Иисус умер, и помазанием они хотели выказать Ему последнюю дань уважения, которого заслуживает каждый умерший. Речь идет о деле любви. Их ждут два сюрприза. Они не ожидали, что найдут отваленный камень, а тела Иисуса не будет в гробе. Они в смятении, справиться с которым им помогает вестник Божий. Евангелист этим повествованием хочет ясно дать понять, что воскресение Иисуса не было заранее продуманной стратегией Его учеников, а неожиданным делом Божьим. И навсегда им останется. Женщины видят, что Иисуса нет в гробе, но, чтобы принять факт Его воскресения, им нужна вера. Как и верующим всех времен. Ангел Господень поручает женщинам передать эту радостную весть ученикам. Давайте и мы будем радостными носителями и вестниками этой истины.
Желающие могут кратко поделиться своими мыслями, которые навеяло им слово Божье.
5. Литания ко всем святым и обновление крещальных обетований
В.: Прежде чем обновить сегодня наши крещальные обеты, давайте попросим наших небесных покровителей о их ходатайстве и помощи.
В.: Господи, помилуй - О. Господи, помилуй.
В.: Христе, помилуй - О. Христе, помилуй.
В.: Господи, помилуй - О. Господи, помилуй.
В.: Святая Мария, Матерь Божия - О. Молись о нас.
В. Святой Михаил - О. Молись о нас.
В.: Святые Ангелы Божии - О. Молись о нас.
В.: Святой Иоанн Креститель. - О. Молись о нас.
В.: Святой Иосиф - О. Молись о нас.
В.: Святые Пётр и Павел - О.: Молитесь о нас.
В.: Святой Андрей - О. Молись о нас.
В.: Святой Иоанн - О. Молись о нас.
В.: Святая Мария Магдалина - О. Молись о нас.
В.: Святой Стефан - О. Молись о нас.
В.: Святой Игнатий Антиохийский - О. Молись о нас.
В.: Святой Лаврентий - О. Молись о нас.
В.: Святой Климент Римский -О. Молись о нас.
В.: Святой Георгий - О. Молись о нас.
В.: Святой Адальберт - О. Молись о нас.
В.: Святые Перпетуя и Фелицитата - О.: Молитесь о нас.
В.: Святая Агния - О. Молись о нас.
В.: Святой Григорий - О. Молись о нас.
В.: Святой Августин - О. Молись о нас.
В.: Святой Афанасий - О. Молись о нас.
В.: Святой Николай Мирликийский -О. Молись о нас.
В.: Святой Василий - О. Молись о нас.
В.: Святой Мартин Турский - О. Молись о нас.
В.: Святые Кирилл и Мефодий - О.: Молитесь о нас.
В.: Святой Бенедикт - О. Молись о нас.
В.: Святые Франциск и Доминик - О.: Молитесь о нас.
В.: Святой Франциск Ксаверий - О. Молись о нас.
В.: Святой Иоанн Мария Вианней - О. Молись о нас.
В.: Святая Екатерина Сиенская - О. Молись о нас.
В.: Святая Тереза Иисусова - О. Молись о нас.
В.: Святая Тереза Младенца Иисуса - О. Молись о нас.
В.: Святая Тереза из Калькуты - О. Молись о нас.
В.: Святой Иоанн Павел II - О. Молись о нас.
В.: Блаженной Владислав Буковинский - О. Молись о нас.
В.: Святой….можно добавить
В.: Все святые Божии - О.: Молитесь о нас.
В.: Будь милостив - О.: Избавь нас, Господи.
В.: От всякого зла - О.: Избавь нас, Господи.
В.: От всякого греха - О.: Избавь нас, Господи.
В.: От вечной смерти - О.: Избавь нас, Господи.
В.: Ради Воплощения Твоего - О.: Избавь нас, Господи.
В.: Ради Твоей смерти и воскресения Твоего - О.: Избавь нас, Господи.
В.: Ради излияния Духа Святого - О.: Избавь нас, Господи.
В.: Мы, грешники, молим Тебя - О.: Услышь нас.
В.: Иисусе, Сын Бога Живого, молим Тебя - О.: Услышь нас.
В.: Сейчас обновим наше обещание о том, что Христос всегда будет нашим воскресением, жизнью и светом. Давайте вместе исповедуем нашу веру.
По усмотрению каждый берет в руку зажженную свечу.
О.: Верую в Бога…
Каждый совершает личное обновление своей веры:
Я (имя) обновляю свои крещальные обеты во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
О.: Такова наша вера, такова вера Церкви. Мы исповедуем эту веру, и она есть наша слава в Иисусе Христе, Господе нашем.
Ведущий окропляет присутствующих святой водой.
6. Молитва Господня и знак мира
В.: Теперь мы подкрепим наши хвалы и просьбы молитвой, которой научил нас Господь наш Иисус Христос.
О.: Отче наш…
В.: Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Аллилуйя.
О.: Ученики обрадовались, увидев Господа. Аллилуйя.
В.: Мир Христов да пребудет с нами.
В зависимости от обстоятельств присутствующие обмениваются знаком мира.
7. Заключительная молитва
В.: Господи Иисусе, сегодня вечером мы прославляем Твою победу над смертью, которая есть надежда для всего мира. Благодарим Тебя за то, что Ты сделал нас сыновьями и дочерьми небесного Отца и принял нас как Своих братьев и сестер. Помоги нам жить в этом мире новыми людьми, обновленными благодатью, исходящей из источника Твоего славного воскресения, ибо ты живешь и царствуешь во веки веков.
О.: Аминь.
В.: Завершим нашу домашнюю литургию, обратившись в молитве к Приснодеве Марии, Царице Небес:
Молитву можно спеть.
В.: Царица небес радуйся,
О.: аллилуйя.
В.: Ибо Тот, Кого Ты удостоилась носить во чреве,
О.: аллилуйя,
В.: Воскрес, как предсказал,
О.: аллилуйя.
В.: Моли Бога о нас,
О.: аллилуйя.
В.: Радуйся и веселись, Дева Мария, аллилуйя.
О.: Ибо воистину воскрес Господь, аллилуйя.
В.: Помолимся:
Боже, благоволивший возрадовать мир воскресением Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, просим Тебя, даруй нам заступничеством родившей Его Девы Марии достичь радости жизни вечной. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
В.: Благословим Господа.
О.: Благодарение Богу.
Литургия домашней Церкви в Светлое Христово воскресенье
Рекомендуется совершать ее пополудни, но так, чтобы это мешало участвовать в св. Мессе воскресения Господня с помощью средств массовой коммуникации.
На столе устанавливается распятие или икона креста Господня и зажженная свеча.
«В.» означает отца, мать или кого-то другого, кто ведет литургию; «О.» означает общий ответ.
Можно начать с общего песнопения из песенника
Днесь воскрес Спаситель (68)
Смертью смерть поправший;
Жизни бесконечность
Смертным даровавший.
Аллилуйя!
Богу поклонитесь
И Христа святое
Пойте воскресенье!
Аллилуйя!
Радость всему миру,
Претерпев распятье,
Смертью смерть разрушив.
Аллилуйя!
В ад сошёл душою,
Но в раю Он ныне
На престоле вечном.
Аллилуйя!
Ты - Господь и Бог наш,
Нет для нас превыше
Имени Христова!
Аллилуйя!
В духе созерцая,
Поклонимся Богу,
Агнцу без порока.
Аллилуйя!
7. И кресту Христову
Ныне поклонимся,
Воскресенье Божье
В песнопеньях славя.
Аллилуйя!
8. Господи Предвечный!
Гроб Твой живоносный
Обрати в источник
Нашего спасенья!
Аллилуйя!
И Святому Духу
Честь и поклоненье
Ныне и вовеки.
Аминь.
В.: Во имя Отца, Сына, и Святого Духа.
О.: Аминь.
В.: В этот торжественный день мы собрались у нас дома за общим столом, чтобы восславить воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Воскресший Господь явился Своим ученикам, когда они из страха прятались за закрытыми дверями, и принес им мир. Сегодня попросим Его наполнить наши сердца миром, упованием и любовью.
О.: Да владычествует в сердцах ваших мир Христов, аллилуйя, аллилуйя.
В.: Слово Божье вдохновляет нас: «снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы!»(Кол 3, 13). В знак взаимного прощения теперь мы даем себе знак мира. (Соответствующим образом и по усмотрению присутствующих выразят себе знак мира)
Можно читать поочередно.
В.: Апостол Павел призывает нас усвоить образ мыслей Иисуса Христа. Поэтому помолимся:
В.: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
О.: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2, 6).
О.: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,
как было в начале и ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
В.: Христос умер за грехи наши, аллилуйя, аллилуйя.
О.: Был погребен и на третий день Он воскрес из мертвых, аллилуйя, аллилуйя.
В.: Чтение из святого Евангелия от Луки (Лк 24, 13-35).
В тот день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
и разговаривали между собою о всех сих событиях.
И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.
Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,
которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
В.: Слово Господне.
О.: Хвала Тебе, Христе.
В.: Этот отрывок из Евангелия начинается со слов: «В тот день» (Лк 24: 13). Это день воскресения, то есть сегодня. Все начинается с того, что ученники покидают Иерусалим. Не ожидавшие такого конца Иисуса, они уходят в разочаровании. И в этот момент к ним подходит Иисус. Он не покинул их, даже если им так кажется. Слово Божье заверяет нас, что Бог с нами и сопровождает нас. Сын Божий сначала идет стопами человека, чтобы научить людей идти стопами Бога. Он задает ученикам вопросы, чтобы они сами рассказали то, что переживают. Затем Он побуждает их задуматься. Вера состоит, в первую очередь, не в том, что Бог должен исполнить наши ожидания и желания. Евангелист пишет: « Он показывал им вид, что хочет идти далее» (Лк 24, 28). Бог не навязывается человеку, а ждет приглашения. Это ученики уговаривают Его: «Останься с нами!» (Лк 24, 29). Христос не отказывается и принимает приглашение. Таков Бог. Он никогда не отказывает, не «сопротивляется» интересу человека. Только мы должны обратиться к Нему! Пир в Евангелии является важным знаком встречи с Богом. Вспомним блудного сына, чей отец готовит ему пир, Закхея, который принял Иисуса в своем доме, Тайную вечеру. Ученики испытали присутствие Бога среди них. Хотя воскресший Господь, в конце концов, становится невидимым для них, все меняется. Вначале они были печальны, а теперь они полны радости. Возовем вместе с эммаусскими ученниками: «Господи, останься с нами. Останься в нашей семье, в наших отношениях друг с другом, мы нуждаемся в Тебе».
Желающие могут кратко поделиться своими мыслями, которые навеяло им слово Божье.
В.: О нашей семье, обо всех священниках, о нашем приходе, о нашей стране, о заболевших, как и о тех, кто так или иначе по-разному помогает справиться с болезнью, помолимся одной тайной славного розария: Иисус воскрес из мертвых.
При желании можно добавить собственные интенции.
В.: Господи Иисусе, Ты обратил печаль Своих учеников в пасхальную радость и принес им мир. И мы также в эти дни переживаем страх и неуверенность. Вместе с эммаусскими учениками взываемк Тебе: Господи, останься с нами! Просим Тебя, преврати нас в пасхальных людей, и да пребудет в нас Твой мир, ибо Ты живешь и царствуешь во веки веков.
О.: Аминь.
Родители благословляют детей, осеняя их лбы крестным знамением. Точно так же супруги благословляют друг друга, осеняя лбы крестным знамением. При этом они произносят следующие слова:
(Имярек), радость и мир воскресшего Господа да наполнят твое сердце. Благословляю тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
В.: Завершим нашу домашнюю литургию, обратившись в молитве к Приснодеве Марии, Царице Небес:
Молитву можно спеть.
В.: Царица небес радуйся,
О.: аллилуйя.
В.: Ибо Тот, КогоТы удостоилась носить во чреве,
О.: аллилуйя,
В.: Воскрес, как предсказал,
О.: аллилуйя.
В.: Моли Бога о нас,
О.: аллилуйя.
В.: Радуйся и веселись, Дева Мария, аллилуйя.
О.: Ибо воистину воскрес Господь, аллилуйя.
В.: Помолимся:
Боже, благоволивший возрадовать мир воскресением Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, просим Тебя, даруй нам заступничеством родившей Его Девы Марии достичь радости жизни вечной. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
В.: Благословим Господа.
О.: Благодарение Богу.
Перевод Кредо