Газета "Кредо" №11(195)'11
Живое евангелие
Св. Мартин Турский, епископ
Доменико Агассо
Сабария (нынешний Шомбателы, Венгрия),
316-317 гг. – Канды (Эндр-э-Луар, Фарнция), 8 ноября 397 г.
Покровитель: нищенствующих.
Имя: посвященный Марсу.
Символ: пасторал, огненный шар, плащ.
Память: 11 ноября
Четыре тысячи приходов по всей Франции почитают его как своего покровителя, тысячи областей и селений и в этой стране, и в Европе, и в обеих Америках носят его имя: Мартин - наднациональный святой. Он родился в Паннонии (впоследствии этот регион станет именоваться Венгрией) в языческой семье. Но еще в детстве ему посчастливилось познакомиться с христианским учением, хотя тогда он и не был крещен. Как и подобает сыну римского трибуна, еще в ранней юности он поступил в императорскую кавалерию и был направлен в Галлию. Именно этим периодом нужно датировать известнейший эпизод из его жизни, ставший источником вдохновения для многих художников: Мартин верхом на коне разрезает надвое свой военный плащ, чтобы спасти от холода нищего.
Оставив воинскую службу, он приходит в Пуатье к умному и энергичному епископу Иларию, с которым они познакомились несколькими годами ранее. Мартин к тому времени уже получил крещение (вероятно, в Амьене), и Иларий назначает его экзорцистом: первый шаг на пути к священству. Из-за своей непримиримой борьбы с арианством, пользовавшимся поддержкой двора, Иларий оказывается в ссылке во Фригии (Малая Азия). Но Мартин продолжает активную пастырскую и миссионерскую деятельность, даже если не все сведения об этом периоде его жизни достаточно достоверны.
По всей вероятности, он побывал и в Паннонии, а около 356 г. прибыл в Милан. Немногим позднее мы находим его на Галлинарии – скалистом островке напротив Альбенги, служившем убежищем для христиан во время преследования. Оттуда Мартин возвращает в Галлию, где вернувшийся в 360 г. из ссылки епископ Иларий рукополагает его во священство. Год спустя он основывает в Лигюже (в 12 км от Пуатье) общину аскетов, которая ныне считается первым монастырем в Европе.
В 371 г. Мартина избирают епископом Тура. На какое-то время его резиденцией становится другой основанный им монастырь Мармутье, располагавшийся в 4 км от города. Отсюда он отправляется в свои миссионерские поездки, посвятив христианизации деревень более двадцати лет: для крестьян Христос все еще оставался «Богом, Которому поклоняются в городах». У него не было культуры Илария; он так и остался импульсивным солдатом, уничтожавшим языческие храмы и символы, пробуждая в идолопоклонниках скорее злобу, чем расположение. Но его евангелизация все же имела успех, поскольку буйный епископ был верным защитником бедных перед безжалостной римской казной, отстаивал справедливость в отношениях между слабыми и сильными мира сего. С ним сельчане поднимали головы. Одно его имя вселяло в них мужество. Этим и объясняется его огромная популярность при жизни и непрестанно растущее почитание после смерти.
Он умер в воскресенье в полночь в Кандах, и жители Пуатье и Тура никак не могли договориться о месте его захоронения. В конце концов, турская паства св. Мартина просто похитила ночью его останки и по рекам Вьенн и Луар переправила в свой город. Его память отмечается в день его погребения, а городок Канды впоследствии получит название «Candes-Saint-Martin», т.е. «Канды св. Мартина».