Газета "Кредо" №11(195)'11
Кирпичи, ставшие храмом. Из истории прихода св. Иосифа в Караганде (1976-1977 гг.)
Елена Журавлева Елена
В 1976 г. в Караганде так и не было еще получено официальное разрешение на открытие католической церкви и регистрацию прихода. Однако верующие уже организовали сбор средств на строительство храма. Сохранились тетради, в которых записывались пожертвования людей. Были отдельные тетради для жителей Майкудука и Мелькомбината, Придолинки и совхоза им. Энгельса. Привозили деньги на храм из обществ украинцев и поляков, из Семипалатинска, станции Акуль, Шокай, из Алтайского края. Есть пожертвования и от пожелавших остаться неизвестными. Так в 1976 г. было собрано 11180 советских рублей.
Нужен был только священник, который помог бы добиться регистрации прихода и разрешения на строительство. Четыре женщины: Гертруда, Клара, Валентина и Флора обратились с просьбой о помощи к о. Альбинасу, который жил уже в это время в Караганде, работал водителем на скорой помощи и тайно служил только для узкого круга надежных проверенных людей. Но выслушав просьбу этих женщин, отец согласился хлопотать перед властями об открытии храма в Караганде.
Первое, что сделал он – объявил новенну в монастырях, которые уже организовал, в январе отправил маленькую группу паломников в Марьямполь, где 27 января они присутствовали на поминальных Мессах, посвященных памяти епископа Георгия Матулайтиса и просили его о заступничестве, а сам составлял и отправлял самые разные прошения, в самые разные инстанции. Тайно передавал информацию и в Рим, прося о молитвах и помощи. И вот чудо - 28 января получено разрешение из Москвы на регистрацию прихода.
Сразу после получения разрешения из Москвы купили землянку в Майкудуке. 10 марта о. Альбинас пишет заявление о согласии исполнять религиозные обряды. И 19 марта служит в землянке первую Мессу.
В это время власти Караганды еще не дали разрешения на строительство церкви, а отец уже связался с архитектором, составлял проект нового храма, купил школу под снос, которую прихожане разбирали, привозили кирпичи к землянке. Многие после работы приезжали, очищали и складывали их.
В это же время хлопочет о. Альбинас и о том, чтобы уполномоченный по вопросам религии позволил назначить Александра Хиру викарием в эту церковь. И 8 апреля получает такое разрешение.
10 апреля – первая открытая Месса на праздник Пасхи. Сестра Петруте сшила балдахин и хоругвь для процессии, которая состоялась ночью при зажженных свечах. Так как обойти землянку вокруг не было возможности, ходили три раза подковой. Процессиантками были сестры, а крест нес Николай Мессмер. Под ноги пришлось постелить шахтный брезент: так было грязно и холодно. Но впервые это было открыто.
Общину в Караганде зарегистрировали, но церковь строить не разрешали. В землянке, в ужасной тесноте служил о. Альбинас ежедневно Мессы, считая розданные хостии. Возле каждого принимавшего причастие человека звучал колокольчик.
На праздник Пятидесятницы священник разобрал крышу в землянке. На вопрос обеспокоенной прихожанки: «В чем дело», ответил: «Как иначе Дух Святой к нам придет сегодня». И действительно, в свою церковь на Мессу прихожане заходили, прижав руки к груди, иначе для крестного знамения внутри их поднять было невозможно.
В октябре 1977 г. купили вторую землянку, 26 получили благословение от Папы, а 31 октября, наконец-то, пришло долгожданное разрешение на строительство церкви от властей города Караганды.