Газета "Кредо" №10(242)'15
ЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ МАГИИ И КОЛДОВСТВА КАК ДУХОВНАЯ ОПАСНОСТЬ
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №10(242)'15
- Опубликовано 09.11.2015 17:37
ЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ МАГИИ И КОЛДОВСТВА
КАК ДУХОВНАЯ ОПАСНОСТЬ
КАК ДУХОВНАЯ ОПАСНОСТЬ
К услугам колдунов, по актуальным данным Института социологии РАН, регулярно обращается 67% гражданок России, при этом доля верующих среди населения составляет 93%. Порой под видом оказания услуг колдовства мошенники обманным путем похищают у доверчивых людей крупные суммы денег.
Примерно то же самое происходит и в Казахстане, и даже в большей степени, учитывая наличие местного шаманизма.
Вера борется против колдовства и магии даже до пролития крови
13 сентября 2015 года Римско-католическая Церковь беатифицировала южноафриканского школьного учителя Бенедикта Дасву, убитого толпой за отказ платить колдуну.
В 1990 году односельчане Дасвы пришли к выводу, что бури и молнии, уничтожившие несколько хижин, были вызваны колдовством. Чтобы противостоять стихии, старейшины решили собрать деньги и обратиться за помощью к местному колдуну.
Дасва отказался сдать деньги, заявив, что платить колдуну ему не позволяет вера, и что молнии являются природным явлением. Разъяренные местные жители забили 43-летнего учителя до смерти.
Дасва еще раньше начал сопротивляться распространенным среди местного населения магическим практикам, подчеркивая, что они нередко приводят к убийству невинных людей, обвиненных в наведении порчи на других. Он также порицал ношение амулетов и талисманов, якобы оберегающих от зла (ККЦ 2117). Уже в 1976 году он вышел из основанного им самим футбольного клуба после того, как футболисты, проиграв матч, обратились за помощью к колдуну.
В январе нынешнего года был обнародован папский декрет, согласно которому Католическая Церковь официально признала Бенедикта Дасву мучеником, «убитым из ненависти к вере», так как вера радикально и бескомпромиссно противостоит колдовству и магии, трактуя их как грех идолопоклонства – самый тяжелый грех (ККЦ 2116-2117).
На церемонии причисления Дасвы к лику блаженных, которая состоялась в провинции Лимпопо на севере ЮАР, присутствовали более 20 тыс. человек.
Колдовские заклинания
и заговоры – это не молитва
и заговоры – это не молитва
С древнейших времен знахарство возникло у всех народов и первоначально не отделялось от народной медицины. Знахари использовали накопленные изначальные знания о целебных свойствах растений, продуктов животного происхождения, минералов. Широко использовались ритуальные обряды, такие как заговоры и заклинания. А они как раз и представляют самую большую духовную опасность.
1. Заклинание (заклятие) – это вид ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме – требования, приказа, побуждения, просьбы, мольбы, предупреждения, запрещения, угрозы. Заклинание может быть самостоятельным вербальным ритуалом (таковы приветствия, например «здравствуй!», проклятия или отсылки, например «иди ты к черту!»), приговором при обрядовом или практическом действии, а также составной частью более сложных вербальных форм – заговоров, благопожеланий, обрядовых песен (например, колядок) и др.
С помощью заклинаний люди пытались добиться исполнения желаний, которые они не могли осуществить обычным способом (повлиять на погоду, урожай или исцеление). В отличие от молитв, которые являются лишь просьбами к Богу или к духам, заклинание предназначено для принудительного исполнения желания. Поэтому нельзя путать заклинания с молитвой, даже если некоторые колдуны и бабки употребляют в начале христианские молитвы, например, «Отче наш». Они только манипулируют молитвой и даже святым именем Божьим, а это – профанация и грех против Второй Заповеди Декалога, которая запрещает «употребление имени Божия в контексте магии» (ККЦ 2149).
2. Заговор (наговор, слова, шептание) — «малые» фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах. Исполнение заговоров носит сугубо индивидуальный характер. Заговоры отличаются ярким своеобразием семантики, структуры и языка; а в жанровом и функциональном отношении ближе всего стоят к заклинаниям, которые – как мы уже сказали – нельзя отождествлять с молитвой.
Лечение посредством магии и колдовства – опасный грех
Здоровье – это ценный дар и каждый желает быть здоровым. Но и болезнь бывает даром. Не следует искать здоровья любой ценой, тем более, лечиться или исцеляться, прибегая к магии или колдовству.
Христианское учение отрицательно относится к заговорам и называет использование заговоров грехом идолатрии (идолопоклонства) и обращением к дьяволу. Упоминания Господа, Богородицы, святых в заговорах – это кощунство и сбивание с толку людей, считающих себя христианами, но не знающих основ христианской веры и не читавших Библию, т.к. в Библии деятельность ворожей, магов, колдунов порицается, как и любой оккультизм.
Иоанн Златоуст, раннехристианский святой, писал по этой теме: «Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда, по попущению Божию, демоны и исцеляют (через ворожбу), то такое исцеление бывает испытанием верных, не потому что Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеление».
Шарлатаны тоже бывают опасны
«Знающие» или «ведающие» («ведуны» – колдуны, знахари, ведьмы), которые активно выступают в средствах массовой информации (далее «масс-знающие»), появились в России в начале 1990-х гг. с распадом СССР и отменой цензуры. Они призывают к восстановлению знания предков. Публикуя поток различных заговоров, они советуют людям изучать магию для здоровья и счастья – своего и близких людей. Однако, «образованные» люди скептически относятся к такого рода «знающим». Часто можно услышать такие слова, как «Они ненастоящие!» или, попросту, «Шарлатаны!».
Как известно, раньше магическое знание было тайным. Оно передавалось только одному или нескольким близким людям. Верили, что если сказать кому-нибудь заговор, то его сила теряется. Поэтому тексты заговоров всегда были трудной, даже «закрытой» информацией для собирателя.
Эта традиция до сих пор не исчезла окончательно. Согласно традиции, заговоры, напечатанные и изданные массовым тиражом, не могут «помогать», хотя по тексту они похожи на традиционные. Однако редакторы книг обычно утверждают, что с помощью знания, доступного всем читателям, каждый может стать «настоящим знахарем». И очень многие люди верят в их целительную силу, пользуются ими и глубоко благодарны тем, кто напечатал такие полезные, на все случаи жизни, слова.
Например, «сибирская целительница» Наталья Степанова – автор псевдофольклорного издания – одна из самых известных масс-знающиих. Она издает заговоры с 1990 г. Насколько мне известно, у нее более 90 изданий, некоторые из которых практически идентичны по содержанию. 15-ый том серии «Заговоры сибирской целительницы» издан в 2003 г. тиражом 250 тыс. экземпляров. К ней обращаются по почте и по телефону со всех концов бывшего Советского Союза. Некоторые из «бабок» тоже имеют ее книги и пользуются ими.
Здесь важен тот факт, что печатные заговоры воспринимаются многими людьми, как имеющие магическую силу. Однако это всегда остается грехом идолатрии. А заговоры – традиционные или нет – всегда будут небезопасны, так как злые духи действуют и в том и в другом случае.
Мученик, сопротивлявшийся колдовству и магии
В конце еще раз вернёмся к Бенедикту Дасве, убитому толпой за отказ платить колдуну. Мы можем молиться о его заступничестве, если стали жертвами магии. Его беатификация – это своеобразный знак времени.
В своем обращении после чтения молитвы «Ангел Господень» Святейший Отец напомнил о том, что в этот день, 13 сентября 2015 г., в Южной Африке был причислен к лику блаженных Самуил Бенедикт Дасва, отец семейства, убитый в 1990 году за верность Евангелию:
«В своей жизни он всегда проявлял большую последовательность, беря на себя мужество, поступать во всём по-христиански, отказавшись от мирских и языческих привычек. Пусть его свидетельство помогает, особенно семьям, распространять правду и милосердие Христа. Пусть его свидетельство присоединяется к свидетельствам многих наших братьев и сестер, молодых, стариков, подростков, детей, преследуемых, изгнанных, убитых за свое исповедование веры в Иисуса Христа. Мы благодарим за свидетельство Самуила Бенедикта Дасву и всех этих мучеников. Попросим их ходатайствовать о нас».
Поместный епископ, ординарий Лимпопо (ЮАР), Хоао Родригес сказал тысячам паломников, собранным на торжественной беатификации, что отвага Бенедикта и его верность католической вере дает пример всем африканцам. Он – герой для всех христиан в Африке и во всём мире, погибший в борьбе за освобождение от рабства магии, – подчеркнул епископ Родригес.
Экзорцисты и христианские демонологи – хоть и неофициально – обрели еще одного покровителя, ведь и они борются с магией и ИЗ-ЗА ЭТОГО ТОЖЕ СТАЛКИВАЮТСЯ С ПРЕСЛЕДОВАНИЯМИ – не только в Африке, но и в «цивилизованной» Европе, не исключая исконно католических стран.
о. Александр Посацки
Доктор богословских наук
Кандидат философских наук