ПРОКЛЯТИЯ, ЗЛОСЛОВИЕ И ЧЕРНАЯ МАГИЯ,
А ТАКЖЕ ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Совершение зла посредством магии или так называемой черной магии в традиции католического богословия и демонологии именуется maleficium (от лат. malum facere – делать зло). Несмотря на злоупотребления, имевшие место в истории Церкви, существование maleficium – объективный факт. Это не было изобретением Церкви или инквизиции, так как maleficium выступает во всех культурах – от первобытных до нынешних. На это обращает внимание и известный религиовед М. Элиаде, говоря о том, что это не изобретение Церкви. Инквизиция не выдумала колдовство, она лишь соотнесла его с ересью.
Maleficium реально и возможно и, согласно св. Фоме Аквинскому, классифицируется как тяжелый грех (Сумма Теологии, часть 2-2, вопрос 76, п. 3). Злоупотребление словом или проклятие людей – спонтанное или ритуальное – связано с магией слова, греховным употреблением слова, использованием злого слова.
Противоположность проклятия – благословение, и оно должно быть истинной позицией человека, о чём ясно говорил сам Христос (Мф 5, 43-44).
Черная магия – это реальность
Злое намерение в черной магии часто утверждается символическим ритуалом. Но иногда достаточно злого намерения, злой мысли, злого взгляда или злого слова – того, что по-русски называется сглазом или порчей и тоже относится к формам черной магии.
Негативное магическое воздействие в виде порчи, сглаза и проклятий может разрушить не только судьбу одного человека, но целого рода на протяжении нескольких поколений. Многие из человеческих бед приходят через ненависть, зависть, сглаз и порчу. Наверняка вам доводилось слышать такие словосочетания как «родовое проклятье», или «порча на смерть».
Порча или сглаз не всегда бывает иллюзией или плодом больного воображения, хотя и такое тоже встречается часто. Однако нельзя в попытке избавиться от сглаза или порчи обращаться к колдунам или бабкам. Это не только не будет эффективным, но даже будет грехом. Таким образом, мы добавляем один грех к другому, и черная магия еще больше может влиять на нашу жизнь.
От такого губительного воздействия люди всегда пользовались амулетами от сглаза и порчи. Многие современные казахстанцы думают, что такой амулет, как Красная нить, имеет необходимое действие. Это большое заблуждение и грех.
Грех и Сатана – это не «негативная энергия». Дьявол не может защитить от дьявола. Поэтому амулеты и талисманы не помогают, а мешают и даже вредят, о чём мы уже несколько раз писали (Кредо № 2 (234) 2015; № 6-7 (238-239) 2015).
Красная нить и подобные предметы не будут защищать нас от таких негативных воздействий, как грех и Сатана, не сохранят нас от дурных мыслей завистников и их черных проклятий. Только молитва, раскаяние и покаяние могут по-настоящему помочь.
Доказательства существования и действия проклятий и иных форм maleficium можно найти как в народной культуре у поляков, так и у украинцев, белорусов, литовцев, русских и казахов, где механизмы действия очень похожи. Maleficium, злоупотребление словом и проклятия людей – или черная магия – явление, распространенное равно как в простонародной, так и в высокообразованной среде, во всех культурах и у народов всего мира.
Множество эзотерических сект (чернокнижных, розенкрейцерских, масонских и сатанинских) имеют проклятия, встроенные в свои ритуалы.
Проклятие людей как действие злого духа
Впрочем, колдуны, ворожеи, эзотерики, оккультисты и парапсихологи переоценивают собственные силы. Если проклятие действует – исключая психологическое влияние внушения, самовнушения или гипноза – то, с теологической точки зрения, решающей силой здесь выступает сила Сатаны, а не сила ритуала или возможности человека.
Как пишет признанный испанский демонолог о. А. Фортеа: «Проклятие – это действие, которое совершается с целью повредить другому человеку с помощью демонов. Существуют проклятия, влекущие убийство, одержимость, духовное порабощение, болезнь или безуспешность в делах» (Й. А. Фортеа, «Интервью с экзорцистом», ч. II).
Личности, сознательно связавшиеся с Сатаной (шаманы, ворожеи, сатанисты), получают от него силу наносить вред, заплатив определенную цену, на что указывает существующая издревле теология пакта с дьяволом и практика «союза с духами» в цивилизациях Древнего мира. И этот самый момент даже является основной сутью языческих религий, например, шаманизма.
Так сама природа черной магии показывает, что решающей помощью в освобождении от проклятия будет сила молитвы, а точнее – сила испрошенной благодати, сила самого Бога. В некоторых случаях потребуются специальные молитвы, например, молитва освобождения от злых духов или даже экзорцизм.
Правильная защита от черной магии и проклятий
В этом контексте следует представить или напомнить два важных принципа духовной жизни, достойных того, чтобы все их усвоили:
1. Применение черной магии в какой-либо форме (например, проклятия или злоупотребление словом) – это совершение самых тяжелых грехов против Бога (идолопоклонство) и против человека (ненависть). Эти грехи препятствуют тому, чтобы стать наследниками Царства Божия, согласно святому Апостолу Павлу. Интересно, что в списке грехов, не позволяющих наследовать Царство Божие, В ОДНОМ РЯДУ стоят идолопоклонство, волшебство и вражда (ненависть) (Гал 5, 20).
Поэтому тот, кто сам занимается черной магией рано или поздно станет ее жертвой, гораздо в большей степени, чем тот, против кого магия была направлена.
Так происходит уже в силу самого факта сотрудничества со злым духом. Как пишет демонолог о. А. Фортеа: «Для начала следует уяснить, что демон будет преследовать, в первую очередь, злословящего и проклинающего. Несомненно, что именно эти люди будут испытывать какого-либо рода демоническое влияние – либо через духовное порабощение, либо через болезнь. Никто не может воззвать к демону без последствий» (Й. А. Фортеа, «Интервью с экзорцистом», ч. II).
Это известно из душпастырской практики. Данный принцип духовной жизни следует хорошо запомнить для себя и предостерегать других.
2. С другой стороны, одновременно следует подчеркнуть то, что жертвы черной магии часто становятся таковыми из-за собственных грехов и неверности, а также из-за того, что не приступают к церковным Таинствам (т.е. из-за недостатка духовной защиты). Мы находим подтверждение этому в Библии, церковном Предании и повсеместной практике душпастырей и экзорцистов всех христианских конфессий.
Об этих духовных принципах следует информировать людей. Многие христиане долгое время ими пренебрегали, а сегодня следуют им в ограниченном порядке, тем самым уменьшая возможности душпастырской помощи.
Грехи языка
Невозможно в такой значительной и многогранной теме как «магия слова» не обратить внимания на очень важную, опасную и повсеместно распространенную область зла, как «грехи языка» – будь они совершены в пространстве магических практик или вне его. Хоть временами их трудно отделить.
Убийство словом может касаться как магии, так и обыденных межличностных отношений. Мы хорошо знаем, что можно убить человека словом, если оно оскорбляет или унижает. Человек может умереть на месте или позже, тяжело заболев, попав в депрессию. Можно убить человека клеветой, наговором, сплетнями или опорочив его. Это также нарушение VIII заповеди Декалога, а не только V. Можно кого-то ранить и спровоцировать на месть. Такое очевидное ЗЛО обычно не обходится без участия Злого и его адовых стратегий, вдохновленных злой волей к разрушению отношений между Богом и человеком или отношений между людьми.
Вот как пишет на эту тему святой Апостол Иаков в своем послании: «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?» (Иак 3, 6-11).
Вспомним еще важнейшие слова Иисуса из Нагорной проповеди, которые также касаются злоупотребления словом по отношению к людям: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф 5, 21-22).
Сила Слова Божия, святого Божьего Имени, повторяемого непрестанно в Литургии, молитве Иисуса, Розарии, в каждой молитве показывает значение и реализм святой речи. Она также косвенно указывает и на значение ее противоположности – речи не святой, греховной, демонической, используемой для богохульства, профанации, проклятия или духовного убийства. В этом случае мы нарушаем еще больше заповедей: I и II, V и VIII. Такие грехи часто выпадают из поля зрения во время нашего испытания совести. Таким образом, мы серьезно согрешаем против заповедей любви к Богу, и к ближнему. Отсутствие понимания серьезности этих грехов реально, широко распространено и небезопасно. Поэтому об этом стоит говорить.
о. Александр Посацки
Доктор богословских наук
Кандидат философских наук