V Съезд лидеров мировых и традиционных религий
Астана, 10-11 июня 2015 г.
10-11 июня в Астане с участием Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева состоялся V Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Тема духовного форума: «Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития».
Инициатива Президента Казахстана о созыве регулярных съездов религиозных лидеров обрела значительную поддержку в мире и за двенадцать лет превратилась в авторитетную диалоговую площадку по вопросам межконфессиональных и межрелигиозных отношений.
В работе V Съезда приняли участие 80 делегаций из 42 стран мира, включая авторитетных политиков, деятелей Ислама, Христианства (репрезентанты католичества, православия и протестантизма), Иудаизма, Буддизма, Индуизма, Даосизма, Синтоизма, Зороастризма, а также представителей многих религиозных и общественных организаций.
Впервые в работе Съезда принял участие Генеральный секретарь ООН господин Пан Ги Мун! Присутствовали также Президент Финляндии Саули Ниинистё, Президент Эфиопии Мулату Тешоме, Король Иордании Абдалла II.
V Съезд состоял из двух пленарных сессий и четырех секционных заседаний. Темами дискуссий на секционных заседаниях стали: «Религиозные и политические лидеры: ответственность перед человечеством», «Влияние религии на молодежь: образование, наука, культура и средства массовой информации», «Религия и политика: новые тенденции и перспективы», «Диалог на основе взаимного уважения и понимания между лидерами мировых и традиционных религий ради мира, безопасности и гармонии».
В рамках форума прошло второе заседание Совета религиозных лидеров.
«Нет» насилию во имя религии!
Выступление кардинала Жан-Луи Торана
С католической стороны выступил Президент Папского Совета по межрелигиозному диалогу Святого Престола, кардинал Жан-Луи Торан.
Присутствовали также: Апостольский Нунций Казахстана, архиепископ Мигель Маури Буендиа и его секретарь о. Александр Рагиня, архиепископ Томаш Пэта и специалисты из Ватикана.
Отцы Александр Посацки и Павел Блок выступили от имени католической прессы.
Жан-Луи Торан сказал: «Не должно быть двоякости в религиозных учениях, писаниях, особенно в отношении насилия, творимого от имени религии». Он пояснил, что «основная задача религии – обучить человечество взаимному доверию и братству». «Сегодняшнее заседание – это признак нашего желания братства и мира, наша дружба и сотрудничество, которые развивались за эти годы, а также диалог религиозных лидеров, который проходит на регулярной основе здесь, в Астане. Это показывает, что разнообразие религий может быть богатством нашего человеческого общества», – добавил он.
Кардинал назвал съезд обменом мнений между личностями, а не между организациями: «Мы, религиозные лидеры, считаем, что Казахстан – одна из благословеннейших стран в мире. Здесь есть разнообразие культурного и этнического наследия. Это позволяет жителям страны быть открытыми, мудрыми, благочестивыми» – высказал свое мнение Жан-Луи Торан.
Кардинал Торан говорил о том, чтобы не отождествлять религии с политикой, потому что это способствует насилию, в том числе и против свободы совести и вероисповедания. Это разные области, но связанные между собой. Разделение религии и политики является важным открытием западной Цивилизации, которое не принимается так в исламской Цивилизации.
Представители Ислама против насилья
во имя Аллаха
Поэтому столь радостным было присутствие важных персон исламского мира. Докладчики подчеркивали, что настоящий Ислам не имеет ничего общего с экстремизмом, насилием и терроризмом. Все говорили согласно, что насилие и убийства во имя религии, всегда обращаются против нее же самой и ее авторитета. Доказывали, цитируя Коран и другие Священные Книги Ислама, что это – не Воля Аллаха.
На этой встрече присутствовали следующие важные представители Ислама: заместитель Генерального секретаря Всемирной Исламской Лиги Абдрахман бен Абдалла аз-Зейд, Генеральный секретарь Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов Мохсен Мохаммади Араки, Генеральный секретарь Организации Исламского Сотрудничества Ияд Амин Мадани, а также министр по делам ислама Королевства Марокко Тауфик Ахмед.
Присутствовали также важные представители других религии: главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосиф, председатель Института по исследованию индологии и межрелигиозного диалога Самир Шантилал Сомайя, Генеральный секретарь Всемирного сообщества буддистов Фаллоп Тайиари, и другие.
Все они убедительно высказывались о необходимости диалога и о солидарной борьбе против насилия во имя религии, против убийств во имя Бога, во имя Аллаха.
Слова Президента Казахстана – важны
для Всех!
В первый день Съезда на пленарной сессии выступил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Выступая во Дворце мира и согласия в Астане, он сказал:
«Мы в Казахстане создали успешную модель сосуществования 18-и конфессий, живущих в мире, согласии и взаимопонимании друг с другом. Наше законодательство о религиозных объединениях основано на принципе равенства и свободы совести (...). У нас издаются 47 средств массовой информации религиозного направления. В стране работают почти 500 иностранных миссионеров. Главные даты Исламского и Христианского календарей – общие праздники всех казахстанцев. Паствы всех религий, действующих в нашей стране – члены одной большой казахстанской семьи (...).
Я солидарен со словами Папы Римского Франциска: «То, что нас объединяет, уже намного превосходит то, что разъединяет». Убеждён, что межэтнические и межрелигиозные конфликты порождает неверная политика. Она губит страны, людей и общества. Мы и сегодня это видим в разных частях света. Но более долговечным всегда было и остается взаимное притяжение народов, взаимное познание языков, культур, духовного мира, развитие торговли и добрососедства».
Президент Нурсултан Назарбаев назвал кощунственными попытки использовать ислам для оправдания экстремизма и терроризма, выступая в ходе заседания Совета религиозных лидеров: «Все религии мира призывают к сдержанности и терпению, прекращению войн, конфликтов, к миру и согласию между людьми. Одна из самых толерантных религий, как и другие религии мира, – это ислам» – сказал Президент Казахстана.
Президент предложил новую парадигму безопасности мира: «Сегодня важно наладить широкий диалог по выработке новой парадигмы безопасности и развития. В ее основе должны быть принципы равноправия, взаимного уважения, признания интересов друг друга, сотрудничества, толерантности и взаимопонимания. В XXI веке альтернативы диалогу во всех сферах – политической, экономической и культурной – не существует», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
Он отметил, что за три года, прошедших с момента предыдущего Съезда в Астане, мир столкнулся с «изощренными попытками сеять рознь между людьми на почве религиозных различий». «Стало больше военных внутренних конфликтов, в которых стороны активно используют фактор религиозной принадлежности людей», – заявил Президент Нурсултан Назарбаев.
Президент Казахстана призвал принять меры по увеличению моральной ответственности средств массовой информации. «Нельзя не видеть, как мировые социальные сети насыщаются беспрецедентными нападками на религии и религиозных деятелей», – сказал он.
Глава государства представил ряд предложений для внесения в итоговую декларацию съезда.
ДЕКЛАРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ V СЪЕЗДА ЛИДЕРОВ
МИРОВЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ
Около 500 участников форума приняли Астанинскую декларацию. Нурсултан Назарбаев сказал: «Два дня работы V Съезда лидеров мировых и традиционных религий становятся историей. (...) Принятой декларацией мы заявили, что наш диалог будет продолжен.
Президент предложил учредить Премию и почетный знак «За вклад в развитие и укрепление духовного мира и согласия», решением Совета религиозных лидеров вручаться она может участникам Съезда на пленарных заседаниях. Также в числе инициатив Главы государства – создание Музея мира и согласия.
Во время торжественной церемонии закрытия V Съезда его участники запустили в небо символ мира и согласия – белых голубей.
Декларацию провозгласил кардинал Торан, что принесло нам, католикам, много радости!
В документе, в частности, говорится, что участники форума призывают «все стороны военных конфликтов прекратить столкновения, объявить перемирие и посредством переговоров выработать соглашение о прекращении насилия, защите мирных граждан и мирном разрешении всех противоречий».
Участники съезда призывают «решительно отвергать силовые методы любых политических противоречий, как на национальном, так и на межгосударственном уровнях».
В документе также сказано о необходимости активизировать деятельность традиционных и поиск новых механизмов взаимодействия между духовными и политическими лидерами во имя устойчивого мира и развития.
Участники съезда призвали обеспечивать равное уважение к мировым и традиционным религиям, уважать религиозное многообразие при продвижении диалога между мировыми и традиционными религиями, противодействовать провокациям и действиям, направленным на разжигание вражды, ненависти и насилия под прикрытием псевдорелигиозной риторики.
Кроме того, делегаты форума приняли решение поддерживать усилия по противодействию экстремизму и терроризму, стремясь к их искоренению, проявлять особую бдительность, чтобы борьба против экстремизма и терроризма не переросла в войну против религий и их последователей.
Съезд будет содействовать повышению образования молодежи, обратив внимание на аспект религиозного просвещения, воспитания веротерпимости и уважения семейных ценностей, – говорится в декларации. Лидеры мировых и традиционных религий заявили о намерении остановить практику использования СМИ, включая интернет, для разжигания межрелигиозной, межконфессиональной розни, повысив моральную ответственность владельцев и издателей СМИ, а также рекомендовать им, распространять культуру мира и согласия между религиями, народами и государствами.
Вместе с этим участники форума договорились объединить усилия для решения наиболее актуальных проблем современного мира таких, как нищета, голод, эпидемии, безработица, борьба с последствиями природных катаклизмов и техногенных катастроф.
Следующий, VI съезд мировых и традиционных религий состоится в Астане в 2018 году.
о. Александр Посацки
Папа Франциск встретился
с Президентом Путиным
Ватикан. Папа Франциск 10 июня в 18 часов 15 минут в Апостольском дворце принял Президента России Владимира Путина. Их частный разговор длился около 50-ти минут.
Затем Папа Франциск и президент обменялись подарками. В. В. Путин преподнес Папе Франциску вышитое изображение храма Христа Спасителя, а Святейший Отец вручил Президенту России медальон работы художника Гуидо Верои, на котором изображен Ангел мира, призывающий к созиданию солидарного и справедливого мира, а также экземпляр апостольского послания «Evangelii Gaudium».
Как и ожидалось, беседа была сосредоточена на двух темах: украинский и ближневосточный конфликты.
Что касается ситуации на Украине, Святейший Отец заявил, что необходимо приложить искренние и значительные усилия для достижения мира в этой стране. Папа Франциск и В. В. Путин солидарны в том, что необходимо восстановить атмосферу диалога, а все стороны конфликта должны выполнить обязательства Минских соглашений. Прежде всего необходимо дать ответ относительно гуманитарной катастрофы, обеспечив, среди прочего, доступ к гуманитарным миссиям при содействии всех сторон, с целью постепенного разряжения обстановки в регионе.
В отношении конфликтов на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии и в Ираке, Святейший Отец и господин Путин подтвердили безотлагательность мер по достижению мира, вовлекающих все международное сообщество, и обеспечению необходимых условий жизни для всех компонентов общества, включая религиозные меньшинства, в особенности христиан.
В то время как Папа Франциск беседовал с Президентом Российской Федерации, секретарь по связям с государствами монс. Пол Ричард Галлахер встреился с господином Сергеем Лавровым, министром иностранных дел Российской Федерации. Они тоже обсудили вопросы, связанные с Украиной и Ближним Востоком. РВ
Уголок литургических чтений
5 Июля
14-е рядовое воскресенье
Иез 2, 2-5; Пс 123 (122); 2 Кор 12, 7-10;
Мк 6, 1-6
7 Июля
Вторник ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ
– ЦАРИЦА МИРА, торжество
Ис 9, 2-4. 6-7; Пс 85 (84); Еф 2, 12-22;
Лк 1, 26-38
12 Июля
15-е рядовое воскресенье
Ам 7, 12-15; Пс 85 (84); Еф 1, 3-14;
Мк 6, 7-13
19 Июля
16-е рядовое воскресенье
Иер 23, 1-6; Пс 23 (22); Еф 2, 13-18;
Мк 6, 30-34
26 Июля
17-е рядовое воскресенье
4 Цар 4, 42-44; Пс 145 (144);
Еф 4, 1-6; Ин 6, 1-15
2 Августа
18-е рядовое воскресенье
Исх 16, 2-4. 12-15; Пс 78 (77);
Еф 4, 17. 20-24; Ин 6, 24-35
9 Августа
19-е рядовое воскресенье
3 Цар 19, 4-8; Пс 34 (33);
Еф 4, 30 – 5, 2; Ин 6, 41-51
15 Августа
Суббота ВЗЯТИЕ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ НА НЕБЕСА,
торжество
Откр 11, 19a; 12, 1. 3-6a. 10ab;
Пс 45 (44); 1 Кор 15, 20-26;
Лк 1, 39-56
16 Августа
20-е рядовое воскресенье
Притч 9, 1-6; Пс 34 (33);
Еф 5, 15-20; Ин 6, 51-58
23 Августа
21-е рядовое воскресенье
Ис Нав 24, 1-2a. 15-17. 18b; Пс 34 (33);
Еф 5, 21-32; Ин 6, 60-69
30 Августа
22-е рядовое воскресенье
Втор 4, 1-2. 6-8; Пс 15 (14); Иак 1, 17-18.
21b-22. 27; Мк 7, 1-8a. 14-15. 21-23
Папа проповедовал о том, как сохранить сердце
открытым для благодати Божьей
Ватикан. Христианин должен научиться защищать свое сердце от страстей и мирского шума, чтобы быть готовым в любой момент принять благодать Божию, – так можно вкратце передать основной смысл проповеди Папы Франциска на утренней Мессе 15 июня 2015 г. в часовне Дома св. Марфы.
Существует «удобный момент» для принятия щедрой Божьей благодати и этот момент – «сейчас». Христианин – сказал Папа Франциск, – должен осознать это, и иметь готовое сердце к получению этого дара, очищенное от «мирского шума», который, на самом деле, «шум дьявола».
Папа черпал вдохновение для своей проповеди из обоих чтений Литургии дня. В послании Павла к Коринфянам (2 Кор 6, 1-10) он подчеркнул тот факт, что «благодать Божия не была принята тщетно», для нее самое подходящее время – «теперь», как говорит апостол. Это значит, что «Господь дает нам благодать каждый раз» – это дар, который является бесплатным. Давайте примем его и обратим внимание на следующее, о чём говорит св. Павел, а значит на то, что «никому не дадим повода для скандала»:
«Скандальный христианин, – который называет себя христианином, – ходит по воскресеньям в Церковь на Мессу, но не живет как христианин, но как человек мира и язычник. И такой человек соблазняет. Сколько раз мы слышим в наших кварталах и магазинах: «Посмотрите на этого или на эту. Каждое воскресенье на Мессе, а затем делает это и это...». – И люди соблазняются. Поэтому Павел говорит: «Не принимайте напрасно». А как принимать? Во-первых, это благоприятное время, о котором говорит Павел. Мы должны быть бдительными, чтобы застать время Божье, то время, когда Бог будет проходить через наше сердце».
«Порог внимания, – продолжал Папа, – христианин достигает тем, что держит сердце бодрствующим, отказываясь от любого шума, который не исходит от Господа, и, избавляясь от вещей, которые отбирают мир. Сердце освобожденное от страстей, таково, каким показывает сегодняшнее Евангелие (Мф 5, 38-42). Иисус интерпретирует ветхозаветный указ «око за око и зуб за зуб», переворачивая эту перспективу, приглашает нас: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
«Быть свободными от страстей и иметь смиренное и скромное сердце. Сердце, охраняемое смирением и кротостью, но никогда сражениями и войнами. Никогда. Это шум – светский шум, языческий или сатанинский шум. Мирное сердце «никому ни в чём не дает соблазна, чтобы не было порицания нашему служению», – говорит Павел о священстве, но так же и об обязанности христианского свидетельства, чтобы не было критики».
«Охранять сердце, чтобы оно всегда принадлежало Богу, – как говорит об этом святой Павел, – в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах».
«Все эти вещи некрасивы и я должен охранять свое сердце, чтобы получить в дар Божью щедрость? Да! Но как это сделать? Павел продолжает: «чистотой, благоразумием, великодушием, благостью, Духом Святым». Смирением, добротой и терпением, которые заняты только Богом и держат сердце открытым для Господа, Который приходит».
Так закончил проповедь Папа Франциск на утренней Мессе 15 июня.
По мат. Ватиканского радио
Реликвия святого Иоанна Павла II в Караганде
«Желаю, чтобы эта реликвия не была только для Караганды, но для всего Казахстана!», – таковы слова пожелания отца Анджея Щенстного, который в воскресенье 7 июня 2015 г., на утреней Мессе в соборе святого Иосифа в Караганде, при участии Генерального викария о. Евгения Зинковского и настоятеля о. Владимира Дзуренды вручил приходу столь драгоценный дар.
Отец Анджей, бывший настоятель собора св. Иосифа, уехал из Караганды восемь лет назад, но в этот раз специально посетил наш город, чтобы передать эту реликвию. В начале своей проповеди он поделился личным опытом значимости святого в его жизни, а затем немного рассказал о главной черте Иоанна Павла II – личном свидетельстве жизни. Всё очень просто, но свято. Отец Анджей поведал о двух ситуациях из жизни святого: встрече с неподготовленным студентом на экзамене, когда Кароль Войтыла (св. Иоанн Павел II) был еще профессором в Люблине, и встрече с Али Агджой. Историю о покушении на Папу узнал весь мир, но то, что сделал Иоанн Павел II, после покушения, когда, выздоровев, сразу поехал в тюрьму чтобы лично встретиться и простить человека, который покушался на его жизнь, – стало знаком его большой веры. Кто прощает врагам, в том живет дух Христов, – так закончил свое размышление о. Анджей.
Отец Анджей кратко рассказал и о самой реликвии – это кусочек волос святого Иоанна Павла II. Когда Кароль Войтыла был еще архиепископом в Польше, однажды, во время пастырских поездок, он не успел подстричь волосы и шофер остановился где-то по пути, чтобы отца постригли. И часть тех волос он решил оставить себе на память… так, эта реликвия и сохранилась.
В конце литургии верующие могли лично почтить реликвию св. Иоанна Павла II, которая будет храниться в Караганде в соборе святого Иосифа. В это же воскресенье, такой же реликвиарий получил приход Марии - Матери Церкви.
Святой Иоанн Павел II, молись о нас!
мх
Впервые в карагандинском
Кафедральном соборе
9 июня 2015 г. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов посетила делегация из Литвы, Архиепископ Сигитас Тамкявичюс и отец Кестутис Генис из семинарии. Их приветствовал Генеральный викарий о. Евгений Зинковский, который в начале Мессы подчеркнул этот значительный для нашей Церкви момент, так как и епископ из Литвы и верующие Караганды испытывают глубокую благодарность к отцу Альбинасу Думбляускасу (1925-1991), бывшему в 70-е годы настоятелем в Караганде. Он пламенно заботился об общине верующих, занимался постройкой собора святого Иосифа в Караганде и оставил глубокий духовный след в местной Церкви.
Вечером Сигитас Тамкявичюс отслужил Святую Мессу в Кафедральном соборе и произнес проповедь на русском языке, уточнив, что читает проповедь по-русски третий раз в жизни. Первый раз в 1988 году в Омске, когда только что освободился из тюрьмы, где отсидел 5 лет. Он признался в особом почитании Богородицы и коротко рассказал о статуэтке из местного паломнического места, которую всегда возит с собой. Его Преосвященство посетил лагерь «АЛЖИР» и Долинку: «Здесь было много мучеников, это земля мучеников, Церковь стоит на крови мучеников… Вы свет миру, все кто умирает с Богом – остаются той солью, тем светом, подражая Христу. А что нам нужно для подражания? – Вера! Мы живем в мире, где люди верят в вещи, идолы… но мы верим Богу, Иисусу Христу и знаем, что здесь всё кончается… Нужна не только вера, но и любовь. Любовь – не только эмоция, но дарующая себя, пример в этом Иисус Христос, Который отдал себя другим».
В конце Мессы епископ поблагодарил Бога за встречу и попросил о молитве за себя, так как его канонический срок служения в качестве епископа ответственного за епархию заканчивается, чтобы он мог дальше, но уже другим образом служить Церкви и верующим.
мх
О Сотворитель Дух, приди…
Именно этими словами в воскресенье 24 мая в Кафедральном соборе Пресвятой Троицы в Алматы началась праздничная Святая Месса. А накануне 23 мая, в субботу, уже в 8 часов вечера прихожане собрались в Храме подготовить свои сердца, чтобы ожидать и молить Духа Святого снизойти на нас.
И Дух Святой особенным образом снизошел на 40 человек, прихожан Алматы, Талгара, Жанашара, Амангельды, Бельбулака, Александровки, Тонкериса и Азата, принявших Таинство Миропомазания из рук Его Преосвященства Хосе Луиса Мумбиелы Сиерры – нашего дорогого епископа. В тот день Слово Божие, молитвы и обращения епископа Хосе Луиса звучали на русском и английском языках. И даже Вавилонская башня не помешала соединить наши сердца воедино навстречу Господу, и озаренные Духом Святым мы пели и восклицали Богу молитвы радости на русском, казахском, польском, уйгурском, английском, испанском, итальянском и корейском языках.
Вспоминая об истоках праздника Пятидесятницы, связанного с рождением в Духе Святом каждого человека в отдельности – христианина, нельзя забывать также о рождении в Духе новой реальности, особого благословения для всех верующих нашего «острова надежды» – христианской Церкви, в которой христиане составляют некую мистическую общность. Помните, как апостол Павел сравнивал эту общность с человеческим организмом: «так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12, 5 и 1 Кор 12, 27). Он же сравнивал ее с Евхаристией: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10, 17). Таким образом, апостол дал понять, что говорить о реальностях такого рода можно образно, прибегая к языку метафор и символов. Эта богословская традиция успешно развивалась, и св. Игнатий Антиохийский добавил к списку образов Церкви еще один, яркий и выразительный, образ хора: «Составляйте из себя все до единого хор, чтобы согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, воспевать ее единым голосом Отцу через Иисуса Христа». Мы видим, что здесь Церковь представлена в виде мистического Хора, дирижер и главный адресат песнопений которого является сам Господь. Следуя такой аналогии можно быть уверенным, что гармония общего духовного звучания не достигается умалением чьей-либо человеческой индивидуальности ради общего баланса, слаженности и красоты. Но, хотя и уста и сердца «поющих» едины, однако же, это именно разные уста и разные сердца, ибо у каждого в этом Хоре своя, драгоценная для Бога, партия!
Пребывая в таком прекрасном Хоре, каждый из нас, пережив свою личную Пятидесятницу, всей душой благодарит Господа и отвечает верностью и горячей верой на Его обещание: «…излию от Духа Моего на всякую плоть... ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее... И в радости будете почерпать воду из источников спасения... И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой» (Иоиль 2, 28; Ис 44, 3; 12, 3; Иез 36, 26-27).
Приход Пресвятой Троицы
Святейшее Сердце Иисуса вместило всех!
В воскресенье 14 июня в приходе Наисвятейшего Сердца Иисуса в Есике прошел прекрасный праздник, в честь Торжества Святейшего Сердца Иисуса, который начался с праздничной Мессы. В этот день в Церкви, украшенной цветами, шарами и флажками, собралось так много людей, что наша маленькая Церковь не могла вместить всех – люди стояли в проходах и в дверных проёмах. На торжество приехали верующие из Есика, Амангельды, Талгара, Жанашара, Азата, Тонкериса и Омска. Святейшее Сердце Иисуса вместило всех!
Настоятель прихода о. Ливио Лодиджани поздравил всех с праздником и сказал прекрасные слова о том, что каждый из присутствующих должен сегодня заглянуть в себя и проверить, насколько его сердце открыто для присутствия Бога, Который ждет нас всегда.
В своей проповеди во время Святой Мессы о. Казимир Шульчус говорил о безграничной любви Иисуса к людям, к каждому человеку, независимо от его статуса, возраста, национальности. И этот праздник подтвердил его слова. К нам приехали люди из разных сёл, даже отдаленных, собравшись вместе, мы почувствовали, что Бог любит всех и Церковь (в широком понимании этого слова) объединяет всех в одну большую семью: взрослых и детей, мужчин и женщин, здоровых и больных, людей разных национальностей и профессий…
А после Мессы все веселились от души – пели, танцевали, играли, шутили, смеялись, ели шашлык (как и положено на праздник!). Особенно удивили всех монахини: сестра из ордена Миссионерки милосердия прекрасно пела и танцевала индийский танец, а сестра Эмилия задорно и зажигательно танцевала «бельгийку».
Хочется, чтобы такие праздники стали традицией – особенно в небольших приходах. Это так прекрасно, когда люди собираются вместе и объединяются в Пресвятейшем Сердце Иисуса, способном вместить всех!
Ирина
МОЛИТЬСЯ вместе со святой Терезой Иисуса
Молитва учит смирению
Познание сей истины: «Кем является Бог», «пред Которым я стою» (ср. 3 Цар 17, 1б) и «кем есть человек», – является молитвой смиренной.
«Старайтесь, – просит Матушка Тереза своих духовных дочерей:
1) всегда иметь чистую совесть;
2) укрепляться в смирении;
3) всё мирское почитать тщетою;
4) непоколебимо верить всему, чему учит Святая Церковь
и будьте уверенны, что вы на хорошем пути».
В молитвенной жизни бывают такие искушения, когда мы желаем то здоровья, чтобы иметь силы на молитву, то тишины и одиночества для большего сосредоточения и других выгод, а суть ведь в том, чтобы всё и всех принимать, как Божье изволение: «вот теперь день спасения… доколе можно говорить ныне» (ср. 2 Кор 6, 2в и Евр 3, 13б) и всё использовать, как средство для молитвы, а тем самым, приучаться жить в Его присутствии. Тереза говорила, что «жизнь, полная удобств, и молитва не совместимы друг с другом… посмотрите на Распятого, и всё покажется вам легким… Истинная молитва соделывает человека смиренным, а человек кроткий не перестает утешаться возможности научаться путям молитвы… Как-то я задумалась, почему Господь так сильно любит добродетель смирения – и перед глазами встала такая правда, что Бог есть высочайшая Истина, а смирение есть не что иное, как хождение в правде. Не существует истины большей, чем та, что мы сами по себе ничего не имеем доброго, что нашим является лишь нищета и ничтожество. Кто этого не понял, тот ходит во лжи, а кто искренне признаёт эту истину, тот в этом познании себя становится благоугодным высочайшей Истине. И дай нам Боже, чтобы мы не потеряли из вида это истинное познание самих себя. Аминь». А глаза на это нам откроет Тот, Кто воистину «кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 29б).
Далее она продолжает: «Не существует такой высокой ступени молитвы, с которой не нужно было бы вновь часто возвращаться к началам молитвенной жизни; память о своих грехах и о собственном ничтожестве – это хлеб, с которым должно вкушать всё, даже самые прекрасные яства, на этом пире внутренней молитвы; без этого хлеба жить невозможно… Нет такой царицы, которой так легко и охотно поддался бы наш Царь, как смирение; смирение низвело Его с неба в лоно Девы; и через смирение мы тоже с легкостью низведем Его в наши души».
Молитва
благодарения
«Царь наш тому только поддастся, кто полностью, всецело отдастся Ему...». Учиться молиться у Учителя нашего Иисуса Христа – это также учиться благодарить: «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою… И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им...» (Лк 22, 17. 19).
«Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим…» (Ин 6, 11).
Благодарить – это уметь увидеть доброту и заботу Бога о нас. Это – уметь быть благодарным за дар жизни, за родителей и близких, за дар веры, за таинства, за Церковь, и даже, казалось бы, за повседневные «мелочи». Уметь поблагодарить за природу, с какой мудрой любовью создал ее Творец на радость нам, сколько восхитительных тайн она содержит в себе, безмолвно проповедуя о великих делах Божьих, благовествуя просто своей красотой, о существовании Высшей Красоты.
Тереза тоже восхищалась великолепием мироздания, черпая образы для объяснения молитвы из самой природы и писала, что душа – это сад, в котором прогуливается Садовник и наше дело ухаживать за ним, поливать, – это значит молиться и упражняться в добродетелях так, как того желает Хозяин виноградника.
С момента своего обращения Тереза всё время замечает, что она не в силах отблагодарить Бога за все те милости, которыми Он ее одаривал, и вся ее жизнь – благодарение. Она учила сестер всегда быть благодарными за всё всем своим благодетелям (так как Орден Босых Кармелиток является нищенствующим, т. е. живет за счет пожертвований), а уж тем более, прославлять самого главного Благодетеля, «от Которого исходит всякое благо».
Молитва
и заповедь
любви
Одним из главных критериев истинной молитвы и любви к Богу является любовь к ближним: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин 4, 20).
Мы в Кармеле, во время наших молитв в тишине, молимся вместе перед Пресвятыми Дарами в монашеском хоре – это обязательное условие, выраженное в наших конституциях по желанию нашей Основательницы. Также в расписании дня установлено время сестринского общения (рекреация), когда присутствие всех сестер то же является необходимым условием: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди вас, говорит Господь». Тереза говорила, что когда ты в уединении тебе может казаться, что уже достигла какого-то совершенства, а придешь на рекреацию – и становится ясно и видно каково твое «совершенство»… Отец Гвидо Стиниссен, Босой Кармелит, говорит: «Молитва – это мост, соединяющий два берега, человека с Богом, стоящий на трех столбах; посередине – любовь к ближним, а по бокам – смирение и самоотречение».
Тереза пишет: «Такой вот великой является любовь Божья, которой Его всемогущество одаривает нас, что в вознаграждение за любовь, которой мы одариваем ближних, Он устрояет так, что любовь к Нему возрастает в нас всевозможными способами». Св. Тереза характеризует любовь так: «Твоя воля, Боже, да исполняется всегда во мне и как Тебе благоугодно; если Ты хочешь, чтобы я жила посреди мучений, даруй силы их вынести и пусть приходят, если посреди преследований, болезней, недостатков я не отвращусь пред ними, мой Отче. Распоряжайся мною, как Тебе благоугодно, как вещью, Тебе принадлежащей… Любовь представляется мне как бы стрелой, пущенной волей...».
Молитва–это путь
единения с Богом
Молитва помогает распознавать Волю Божию, принимать ее и исполнять: «Не Моя воля, но Твоя да будет…» (Лк 22, 42), – так молился Сын Божий. Тереза спрашивает: «Как вы думаете, чем является Его воля?.. Вот чем – чтобы мы всецело были совершенны и чтобы мы достигли того, дабы стать с Ним едино…», «Придем к нему и обитель у него сотворим» (ср. Ин 14, 23).
Вершина христианской молитвы – это единение души с Богом. И Тереза описывает, как Господь открыл ей это единение: «Душа способна объять и обладать многим сразу; мне кажется, что нечто подобное происходит и со мной, как тогда, когда вода проникает и впитывается в губку. Подобным образом моя душа наполняется Божеством, и я как бы утопаю в Нём и имею в себе три Божественных Лица. Тогда же я услышала еще такие слова: «Не тщись заключить Меня в себе, но старайся, чтобы ты заключилась во Мне». При сем мне казалось, что я вижу три Божественных Лица, обитающими внутри моей души».
Представьте, что если каждый молящийся христианин будет подобен такой «губке, наполненной Богом», то где бы он ни был и с кем бы он ни общался, он везде будет оставлять след Божьей любви, доброты, мира и истинной радости, а тем самым, будет «заражать» мир Богом, и глядишь, «все мы придем к познанию истины во Иисусе Христе», и исполнится воля Божья, чтобы «Бог был всё во всём». Есть такая пословица: «Дурной пример заразителен», ее можно перефразировать и с уверенностью сказать, что святой пример заразителен ещё больше, иначе не было бы стольких святых людей, которые жили, подражая Иисусу Христу и Его Матери, и зажигаясь примерами Его ближних, воплощали в своей жизни слова Господни, каждый согласно своему дару, который получил.
«Чего ради молиться в тишине, в уединении – пишет о. Гвидо Стиниссен ОСD, – и отдавать молитве такое драгоценное время?.. Такое множество дел… Думается, что всё зависит от того, насколько нам хочется, чтобы Христос присутствовал в нашей жизни. Молитва Присутствия (нашего личного присутствия «всем сердцем» и Его Присутствия «Я с вами до скончания дней» (Мф 28, 20) является моим любовным ответом Тому, о Котором, я распознаю через веру, что Он любит меня, и позволяю Ему насытить меня Своей любовью».
Счастлив тот человек, который знает, что он любим. Современный мир полон пессимизма и постоянной депрессии или апатии от того, что не хочет поверить, что он любим Богом, и от этого пропадает истинная радость жизни. Когда знаешь, что ты любим, то начинаешь тоже любить, а «любить – это дарить себя без меры» Богу, ставшему Сыном Человеческим, и людям.
Все мы когда-нибудь умрем, и наша земная жизнь – это подготовка ко встрече со Христом-Женихом в Небе, где мы «вечно с Ним будем». Невеста, когда готовится к свадьбе, заранее думает о наряде, прическе и размышляет об этом очень долго, для того, чтобы только один день быть невестой. Из учительства Церкви мы знаем, что человеческая душа – это невеста, которая изначально призванная быть невестой навеки, а не на один день, и это удивительно прекрасно!
Пусть память об этой благой вести помогает нам помнить о нашем вечном предназначении и всеми силами готовиться к вечной радости с Богом, делясь этой радостью с окружающими. Порадуемся же вместе со словами Терезы: «О, какое же будет счастье в момент нашей смерти, когда мы смогли бы сказать себе, что мы превыше всего любили Того, Который ныне нас будет судить… Когда я слышу как часы пробивают час, душа во мне радуется при мысли, что хоть на столько я ближе к лицезрению Бога, что хоть на столько мне остается меньше жить».
Желаю счастливого пути в этом паломничестве к Небу.
c. Агнесcа,
«Вифания»
Интервью с епископом Антони Длугошом, основателем общины для наркоманов «Вифания».
Самое главное – это семья. Каждый человек нуждается в том, чтобы его любили родные, чтобы в семье он чувствовал себя в безопасности. Он хочет, чтобы у родителей было для него время, особенно когда возникают проблемы. Никто из нас не может быть «одиноким островом».
– Отец, как часто встречаются молодые люди раненые жизнью? Откуда появляются эти проблемы?
– В детстве, особенно в молодости, на человека влияет среда в которой он живет: семья, школа, приход. Когда я встречаюсь с молодыми людьми, то замечаю, что проблемы у них появляются в том случае, если их окружение (эти три среды) патологическое. Утверждать, что приход может быть патологическим – шокирующе, но это бывает. Если где-то не хватает признания и обеспечения безопасности, то такое место или среду можно назвать патологическим.
Самое главное – это семья. Каждый человек хочет быть признанным. Хочет, чтобы у родителей было для него время, особенно когда у него появляются какие-либо проблемы. Никто из нас не может быть «одиноким островом», и поэтому семья должна учить тому, что жизнь невозможна без самопожертвования.
Школа является патологической, когда учителя, оценивая ученика, смотрят только на его подготовку, соблюдение режима и внешность, но не интересуются тем, почему он прогуливает уроки, приходит в школу грязный, не подготовленный к занятиям или сонный. Другой вид школьной патологии, – это когда между учениками нет товарищеских отношении, или же есть разделение на группы богатых и бедных.
Патология приходской общины возникает в том случае, когда священники выполняют свое служение как обычную работу: Святая Месса и исповедь. Тогда приход не функционирует как семья, в которой настоятель замечает не только тех, кто приходит по делам, но радуется и тем, кто желает просто встретиться или посоветоваться.
Чаще всего патологической является семья. Если молодые люди чувствуют себя плохо в окружении семьи, то они ищут общины, которая бы их признавала, где бы они чувствовали себя в безопасности. В таких ситуациях молодежь часто попадает в патологические группы, которые, на первый взгляд, ничего от них не требуют. «Приди к нам и тебе будет хорошо» – призывают они и предлагают наркотики, алкоголь или раннюю сексуальную жизнь. Поэтому сегодня так необходимо исцеление семейной, школьной и приходской среды.
Чтобы иметь более точные представления об этой проблеме, я привожу пример одного молодого человека по имени Конрад. Он жил в богатой семье, но мать никогда не находила времени, чтобы отложить свою работу, сесть рядом с сыном и поговорить. Молодой человек всегда разговаривал с «её спиной». Одно время ему хватало игрушечной собаки, которой он доверял свои проблемы, однако, игрушка не могла заменить родителей. Случайно на вокзале – когда был уже подростком – Конрад встретил наркомана, который уделил ему время, выслушал и сказал: «Не переживай, я дам тебе средство, которое поможет забыть о проблемах». Так всё началось... Потом Конрад попал в наш дом, но долго не выдержал. Я узнал, что спустя два года после ухода из «Вифании» он умер от передозировки.
– Сколько ему было лет?
– Когда умер – около 25-ти лет. К нам он попал, когда ему было 20 – это был его очередной центр.
Мне кажется, что самые большие проблемы появляются тогда, когда у родителей нет времени на своих детей, и они оправдываются тем, что им надо зарабатывать деньги, или, когда ребенка не признают таким, какой он есть. Знаю одного отца из Кракова, который пытался заставить сына стать инженером, только потому, что он сам – инженер, но у молодого человека были другие интересы. Он поступил в университет, потому что у отца были там связи. Когда появились первые проблемы с учебой, и молодой человек стал пропускать занятия, – он встретил наркоманов. Так началась его трагедия.
Особой раной может стать то, что родители сами имеют зависимость, живут отдельно, отдают детей в детский дом или ребенок остается с одним из них. Дети протестуют и начинают искать поддержку в группах, которые оказываются патологическими.
– Отец, как помочь таким людям?
– Первая помощь, которую надо оказать таким людям, – это принять их такими, какими они есть, и уделить им внимание. Нужно чтобы они поняли, что есть те, кто хочет их выслушать, кто интересуется их жизненными проблемами, кто ценит их. Они удивляются таким отношениям. Помню как в доме, где я работаю, приходящие удивлялись тому, что могут так просто поговорить со священником, они удивлялись тому, что у меня, как и у других, было дежурство на кухни. Чаще всего, я налаживал с ними отношения, когда мы вместе готовили обед. Во время общей работы я ничего не говорил им про Бога, но они знали, что я епископ. Мы разговаривали о жизненных проблемах, например, кто-то говорил: «Позвонила мать, но я был обижен на нее, а сейчас рад, что она звонит».
В такие моменты молодые люди чувствуют, что кто-то ими интересуется, понимает их, невзирая на то, что они в жизни где-то оступились. Мы не требуем, чтобы они сразу стали святыми, но просто говорим о том, что надо наладить отношения с отцом, матерью или женой, которая ушла из-за того что муж выпивал. Объясняем и не принуждаем к чему-либо. В таких разговорах они открываются и начинают задавать вопросы: «Что мне делать, чтобы моя жизнь имела смысл?». Но простого объяснения недостаточно и поэтому мы ищем помощи у Того, КТО лучше всех знает человека и его беды – ищем помощи у БОГА.
Кто-то скажет: «…потому что не хочу больше жить!» – и тогда я объясняю, что жизнь драгоценна, и что он сам нужен. Бывает, что кто-то в общине заметит, как другие поднимаются после своих падений и начинают справляться с проблемами. Не все, но некоторые начинают глубже смотреть на жизнь и замечают ее духовный смысл.
– Тогда молитва появляется как что-то спонтанное?
– У кого нет опыта в духовных практиках, сначала наблюдают за другими. У неверующих есть обязанность приходить в часовню на молитву и присутствовать на катехизисе. В это время они слушают, как молятся другие.
Когда не было опасности заразиться СПИДом не многие оставались, приходили на зиму для того чтобы была еда и крыша над головой, а весной, когда начинали цвести маки, уходили. В то время я не мог вести регулярный катехизис. Но сейчас наркоманы боятся заразиться СПИД-ом, и большинство из них остается в центре. Поэтому и стало возможным проводить занятия катехизиса регулярно, по этапам.
Первый этап заключается в том, чтобы ответить на их вопросы, разговоры таких встреч касаются не только религии, но и других тем, например: супружеских проблем. Если проблемы требуют ответа специалистов, например адвоката или врача, – тогда мы приглашаем этих людей к нам. Когда заканчивается обсуждение этих тем, мы начинаем говорить о праздниках. И третий этап – жизнь ИИСУСА. Если они входят в связь с ИИСУСОМ, то начинают наводить порядок в своей жизни.
– Как молодые люди принимают религиозные ценности, восхищаются ли они духовной жизнью?
– Бывает, что кто-то просит об исповеди, крещении, елеопомазании. Тогда готовим его. Если он хочет принимать Таинства, то должен пройти экзамен перед всеми членами общины. Не только священник, но каждый может задать ему вопрос, этого боятся больше всего, говорят: «Вы, Отец, добрый, но другие…». Это их опыт делиться с общиной, и он бывает трудным.
Когда мы принимаем кого-то в нашу общину «Вифания» разговор с ним – это исповедь всей жизни. Было время, когда я сопротивлялся этому, я говорил: «Извините, но есть граница, которую может переступать только БОГ», – я не хотел, чтобы все слышали о грехах человека. Но они отвечали: «Отец, мы тоже совершали грехи, свинства ещё хуже этих. Мы не заставляем человека исповедоваться перед нами только из-за нашего любопытства, мы делаем это, чтобы помочь ему. Потому что если наступит кризис, мы будем знать, как ему помочь, чтобы он не ушел из общины.
Похожее требование искренности есть и в еженедельных встречах. Кто-то должен рассказать всем о хорошем и о плохом в своей жизни. Если человек молчит, то другие сразу напоминают ему о законе принятом у нас. Это не значит, что кто-то становится доносчиком, но только если человек что-то скрывает, прячется от других в своём мире, ему трудно помочь.
– Такие требования кажутся очень трудными. Мы живем в обществе полном масок, откуда у людей такая перемена?
– Это лекарство для раненой психики зависимого. Он не руководствуется добром, самые важные чувства: любовь к родителям, жене, детям подчинены чувству «дайте». Откуда берутся кражи и обманы? Случается так, что зависимый посылает свою девушку или жену зарабатывать на наркотики своим телом. Говорит, что любит её, но ему надо на что-то покупать себе пить. Для того чтобы освободиться от этого, нужно чтобы сам зависимый сказал: «Я слабый, мне нужна помощь общины», а верующий: «Господи, без Твоей помощи я не справлюсь».
– Насколько такую позицию открытости и искренности можно контролировать?
– Просто такой человек должен быть хорошим актером, чтобы утаить правду о себе. Члены нашей общины знают всё на своем опыте, и задают такие вопросы, что любого поймают на обмане.
С самого начала, когда я был свидетелем подобных разговоров, я стеснялся, мне было жалко людей, над которыми словно издевались, задавая такие вопросы. Однажды кто-то сказал, что он ел мухоморы. Другие спросили его: «Как выглядит этот гриб?». Я тогда еще подумал: «Зачем спрашивать его, как выглядит этот гриб, если он уже признался, зачем мучить человека?». Но потом я понял, что это для того, чтобы проверить так ли на самом деле это было? В конце концов, зависимый «лопнет». Когда такой человек приезжает к нам, мы должны знать повод: для чего он пил, принимал наркотики, сделал столько гадости. В разговоре он должен прийти к осознанию своей слабости, тогда он сможет сказать: «Мне необходима ваша помощь». Потому что если он уверен в себе или скрывает какую-либо тайну про себя, – процесс лечения будет бесполезным. Особенно если кто-то не соблюдает правил нашего дома и не делится с другими, тогда его «исцеление» приговорено к поражению.
– Как долго длится процесс исцеления?
– Две недели чтобы отойди. После того как человек перестает испытывать физическую боль, еще года два длится процесс исцеления психики. После этого времени община подтверждает, что человек может уже жить один, но когда переживает какие-либо трудности, то может вернуться в общину. Если кто-то с самого начала хочет уехать к своим родным, то у него есть так называемый «Ангел Хранитель», потом он приезжает уже сам и, возвращаясь, рассказывает обо всём.
– Отец, после лечения зависимые способны начать нормальную жизнь, создать семью?
– После того как пройдет процесс лечения такой человек продолжает восстанавливать свою психику и приводить в порядок семейные отношения. Но для этого необходимо категорически отказаться от среды зависимых. Главное осознать, что зависимый человек останется таким на всю жизнь, а плод лечения – это способность жить в абстиненции.
Но некоторые не хотят возвращаться к родным, и остаются в общине. У них уже не такой строгий режим как у начинающих, они учатся, ходят на работу, а часть заработанных денег отдают в общину.
Первые два года – это не потерянное время, потому что зависимые после шести месяцев продолжают брошенную учебу или работу. Я сам часто ходатайствовал за них.
После терапии некоторые возвращаются в свои семьи, к жене и детям. Но в большинстве случаев бывает по-другому. Один из моих подопечных уговаривал меня акцептировать и благословить его второй гражданский брак, говоря, что у жены есть кто-то другой. Я ответил, что если он сам выбрал водку, то сейчас собирает только плоды своих решений. На что он возразил, что не обязан жить в целомудрии. И тогда я сказал ему, что в этом случае он не будет принимать таинств и приступать к исповеди.
Я сам, общаясь с этими людьми, научился быть с ними категоричным и конкретным.
– К вам приходят люди, которые замечают что их жизнь в упадке, насколько такой момент помогает открыться для БОГА?
– Во время терапии мы пытаемся исцелить сначала их семейные отношения. Один молодой человек говорил: «Не прощу отцу…». Понадобились долгие разговоры, беседы, объяснения, чтобы этот человек понял, что дальше так жить нельзя. Если такой человек сдерживается, не закрывается в себе, он по-другому смотрит на жизнь. Только после исцеления семейных отношений, мы предлагаем ему «рецепт жизни» Иисуса. Такой процесс длится долго, но мы не можем заставить человека, а только предложить: «Если хочешь?».
– Отец, откуда Вы черпаете силы после воспитательных поражений?
– Сначала такие ситуации были болезненными, но Господь формирует человека так, чтобы он смотрел не только по-человечески. Самое смешное было, когда к нам приезжал епископ, а до этого половина подопечных уходила. Это было для меня полезным, я осознавал, что я не главный, а только делаю по своим возможностям.
Бывало такое, что после духовных упражнений уходило шесть человек. Я говорил им: «Что вы делаете?». А они отвечали: «Мы хотели уйти до этого, но ради вас, отец, остались».
Когда епископ приехал к нам на сочельник, и я высказал свое разочарование от того, что много людей уходит, он мне сказал: «Не важно, как долго зависимые живут в общине, но важно то, что они вообще сюда попали. Даже если они были здесь всего один час, в это время они рождаются для Бога».
В центре я должен быть твердым, много говорить, объяснять, чтобы друге видели меня сильным. Но когда я уходил, то чувствовал себя очень слабым, мне хотелось быстрее добраться домой и, ни о чём не думать. Служение в центре – это трудная работа, бывает, что они ничего не говорят, а только молчат, но катехизис – это разговор.
– Ваши подопечные не оказывают давления?
– Нет. Режим в центре составляют сами подопечные вместе с воспитателями, поэтому они соблюдают его. Помню, когда дом был в городе, где находится святилище Девы Марии, каждых воспитанник «Вифании» был обязан участвовать в Святой Евхаристии и в вечерней молитве. Для зависимого человека – это трудно, мы, верующие, сами не можем заставить себя приходить на Святую Мессу каждый день. Потом воспитатели поняли это, и сейчас мы участвуем в Мессе по средам, пятницам и воскресеньям.
– Отец, расскажите о возникновении центра, с чего всё начиналось?
– Это было не запланировано. Началось всё с того, что двое наркоманов поселились в одной квартире, до этого они были в каком-то центре, но оттуда ушли. Потом один из них умер от передозировки, а его друг женился, начал работать и помогать зависимым.
Однажды, они встретили подругу, которая в последнее время не могла справиться со своими проблемами и шла к другу, чтобы взять «золотой укол». Они остановили ее и просили за нее Бога. Когда они так сильно молились, то заметили, что ей стало легче переносить наркотический голод. Спустя какое-то время они вспомнили о молодом человеке, с которым эта девушка планировала самоубийство, они поехали к нему, но парень уже умер от передозировки.
После этого они поняли то, как важна молитва. Сначала приглашали разных священников и сестер, чтобы они им что-то рассказали о Боге, научили молиться. В конце они решили, что должен быть один священник который будет их духовным наставником, попросили одного отца, а он обратился ко мне, чтобы я учил их катехизису. Потом я остался с ними навсегда.
Если кто-то прочитал эту статью и почувствовал, что хочет помогать нам как волонтер или имеет в своей семье подобные проблемы, то может связаться с нами по телефону:
8 705 292 64 11
(с. Беата)