ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №6-7(238-239)'15

Летний рассказ

из Книги радости Эдуарда Мартина

 

Старая
   тётя

 

«Моя мама – рассказывала госпожа K. K., – имела золовку, которая была намного моложе и принадлежала к тем женщинам, которые свою молодость сильно подчеркивают перед старшими. Она постоянно говорила о «нашем поколении», о том, что другие поколения ведут себя будто бы странно, и вела себе так, словно была воплощением молодости, а остальные просто историческими памятниками».

 

Возможно, вы тоже знаете категорию таких женщин…

А вообще, что же на самом деле молодость?

Мой исповедник сказал, что молодость – это просто возможность быть полезным для окружающих иначе, чем когда мы состаримся.

Эта тётя не была полезна никому, кроме, возможно, своей кожи и волос, для которых не боялась жертвовать свое время и денежные средства. Есть такие люди, которые очень полезны материи, но не душам…

Она мне никогда не нравилась, так как я никогда не уважала людей, которые свои природные качества ставят себе в заслугу. Каждый, прежде всего, должен уяснить себе, кто он есть. Моя тётя, наверное, подсознательно решила, что она – это волосы и кожа.

Тётя выкуривала одну сигарету за другой, громко смеялась, и всегда старалась быть центром внимания. Когда она была молода и красива, ей это хорошо удавалось.

Сегодня всё по-другому, но это уже другая история, не относящаяся к моему рассказу. То, как она вела себя с моей бабушкой, своей свекровью, и принадлежащий ей торжествующий смех, звучит в моих ушах до сих пор, спустя годы, когда вспоминаю ее.

Один раз мы поехали к родственникам. Моя мама, тётя и я, пятнадцатилетняя девочка. Тётя всю дорогу курила, в одной руке руль, в другой – сигарета, у нее были широкие насмешливые жесты, и она всё говорила, говорила…

Мы прибыли к родственникам и были приглашены в сад к столу.

Моя мама подарила ребенку наших родственников, пятилетнему мальчику, подарок, а тётя не дала ему ничего.

Никогда и никому, насколько я знаю, она ничего не дарила. Один раз ей кто-то сказал, что могла бы людям, к которым мы ехали, что-либо привести в подарок. Но она усмехнулась: «Пусть радуются тому, что я приеду».

Просто тётя сама была – подарок. «Подарочек»...

Мы сидели в саду и пили чай, а счастливый пятилетний мальчик, катал игрушечный автомобиль, который дала ему моя мама, по лужайке.

У нас большая семья, поэтому и за столом нас было много, это был один из тех прекрасных моментов жизни, которые, как правило, долго не забывают.

Если что-то не случается.

А потом случилось то, что я помню уже много лет.

Приехал дедушка, глава семьи, прискакал на коне – в свои-то восемьдесят – спешился и подошел к столу. Я знала, что он приехал на коне к столу ради меня, я очень любила дедушку. А он меня – самую любимую внучку – всегда катал галопом по лугам вокруг фермы.

Это была сцена как из кинофильма: к столу на коне подъезжает дедушка, он прекрасен, светловолосый и с белой бородой, за его спиной поднимаются горы, и светит солнце… Пятилетний правнучек бежит к прадедушке и размахивает игрушечным автомобилем:

– Посмотри, что она подарила мне!

Дед взял игрушечный автомобиль и спросил:

– Кто дал тебе это?

– Тётя.

– Какая тётя?

(В нашей семье и за столом было несколько тётушек).

– Тётя молодая.

Дед повернулся к «молодой» тётушке и хотел что-то сказать, но мальчик воскликнул:

– Нет, не старая тётя, а молодая!

И побежал к моей маме и, усевшись ей на колени, прижался к ней.

«Молодая тётя»?

Тогда мне было пятнадцать, и я поняла, что молодость – это нечто иное, чем цифры в паспорте. Молодость, как ее видят дети, и как это есть на самом деле – это что-то больше, это состояние души. Это был урок для меня, который я никогда не забуду.

Иногда я вспоминаю об этом летнем саде. Вспоминаю хитрый взгляд дедушки и иногда слышу голосок моего маленького родственника.

На самом деле, моя мама была молодой, настолько молодой, что могла быть мамой «старой» тёти.

Что же тогда молодость? Упругая кожа? – Нет.

 

Молодость – это способность любить. Способность быть чувствительным. Способность воспринимать мир как большую возможность и великий дар…

Чем сильнее исчезает из нас эта способность, тем больше мы стареем, начинаем походить на камни, перестаем быть похожими на людей.

Молодость заключается не в дате рождения, но в непосредственной близости к вещам Бога. И я думаю, что все мы понимаем, что скрывается под словом «вещи Бога», поэтому не будем об этом говорить подробно. В этом мы будем в согласии даже с атеистами, которые это так не называют, но если они задумаются, то содержание этого слова будет тем же самым.

Как молод был у этого стола мой дед… хотя, по дате рождения, был старше всех.

У меня в пятнадцать лет не было никого ближе деда – за исключением, мамы (его дочери) – мы ходили вдоль склонов, посещали на лошадях разрушенные дворцы, кричали, рассказывали о себе… Я знала, что ему я могу рассказать всё, довериться во всём. Так же, как и моей маме.

Они были молодыми, потрясающе молодыми, прекрасными молодыми людьми – словно расстояние между поколениями было чем-то совершенно забытым. И наоборот, какими старыми мне казались некоторые из моих одноклассников или же «старая тётя».

Мне казалось, что в человеческую кожу зашиты души и неважно молодая кожа или старая, единственное, что имеет значение, это не возраст тела, а возраст души.

На кладбищах на надгробном камне высечена дата, когда умерли эти люди. Но не говорится о том, когда они перестали жить. Сколько мертвых, которые перестали жить намного раньше, чем они умерли, и сколько умерших продолжает жить дальше, жить в нас…

Что такое молодость? Это способность жить уже сегодня в завтрашнем дне. В тот момент, когда мы перестаем стоять одной ногой в настоящем, а другой в будущем, в тот момент мы перестаем быть молодыми. В тот момент мы перестаем жить. Мы об этом не знаем, но наши близкие…

Наши близкие, знают.

И дети сразу же замечают это. Дети являются лучшими судьями тех, кто молод и кто нет.

Тот, кого любят дети – молодой.

Евгений Стариков

Среди гонений /18

Священники Казахстана и Средней Азии

 

 

62) Жолнерович Игнатий Францевич. Родился в 1890 г. в Виленской губ. Окончил Духовную Семинарию в Санкт-Петербурге и в 1915 г. был рукоположен. С 1915 г. служил в Смоленске, с 1916 г. законоучитель в школах в Рыбинске, с 1921 г. администратор прихода в Орше, с 1925 г. временный администратор прихода в с. Свециловичи, с 1925 г. служил в храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, с 1928 г. в Смоленске, где 22 ноября 1929 г. был арестован. 10 апреля 1930 г. приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Канск, где осенью 1930 г. вновь был арестован. Приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, куда прибыл 5 декабря. В 1931 г. переведен на остров Анзер, где 5 июля 1932 г. был арестован по групповому делу католического духовенства, которое обвинялось «в создании антисоветской группировки, ведущей антисоветскую агитацию, тайно совершавшей богословские и религиозные обряды и осуществлявшей нелегальную связь с волей для передачи за границу сведений шпионского характера о положении католиков в СССР». Следствие ходатайствовало об «увеличении срока наказания до 10 лет и его содержании отдельно от всех». В июле 1934 г. освобожден из лагеря и выслан в Рыбинск. В августе 1934 г. освобожден из ссылки, вернулся в Смоленск, стал настоятелем прихода. В начале 1936 г. вновь был арестован. 1 февраля 1936 г. приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей (ПП ОСО при УНКВД по Смоленской области). Отправлен в Карлаг (с. Долинка Карагандинской области). 15 января 1937 г. в Польский Красный Крест пришло его последнее письмо из лагеря. 28 июня 1938 г. польское посольство получило информацию, что в августе 1937 г. о. Игнатий скончался в с. Долинка (в одном из источников указанно с. Долинское, ср. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 73.) (точная дата смерти неизвестна). (Ср. Архив ЦПСИП Карагандинской области; ГАРФ, ф.8406, оп. 2, д. 1732; ГАРФ, ф. 8409, оп. 1:д. 759, л. 154-156; Dzwonkowski Roman SAC, с. 535-536; Madała T., с. 180; Осипова И. 1996, с. 168; Следственное дело № 590614 // ЦА ФСБ РФ, в: Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 72-73).

 

63) Жуковский Антоний Иосифович. Родился в 1885 г. в Борисове Минской губ. Окончил Духовную Семинарию в Санкт-Петербурге и в 1909 г. был рукоположен. С 1909 г. служил в Благовещенске, обслуживал также приход в Барнауле, позднее стал настоятелем прихода и деканом Иркутским. В 1912 г. преследовался царскими властями, но арестован не был. В 1920 г., во время польско-советской войны, арестован большевиками как «польский заложник». После 8 месяцев тюремного заключения был освобожден из-под стражи. С 1924 г. служил в Барнауле, с 1925 г. в с. Переменовка Омского деканата, позднее – в Новониколаевске (Новосибирске) Томского деканата. В июне 1925 г. в связи с обращениями прихожан и по просьбе Томского декана о. Иосифа Демикиса переехал в Иркутск, где стал настоятелем прихода. 17 августа 1926 г. арестован по обвинению «в антисоветской агитации». В октябре 1926 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 3 годам исправительно-трудовых лагерей (ПП КОГПУ по Иркутской области). Отправлен в Вишерлаг (на Урале), откуда 17 августа 1928 г. был освобожден и выслан на 3 года в Сыктывкар. 17 августа 1932 г. по окончании срока ссылки документов об освобождении не получил, несмотря на обращения в разные ведомства. Ввиду огромной дороговизны продуктов в Сыктывкаре о. Антоний обращался в Польский Красный Крест с просьбой о материальной помощи. 28 октября 1933 г. освобожден, наконец, из ссылки и выехал в Сибирь. С 1934 г. проживал в Иркутске, где служил в храме, обслуживал также другие приходы, оставшиеся без священника. В июле 1937 г. выехал по просьбе прихожан в Томск, чтобы провести богослужение. 14 июля 1937 г. арестован в Томске по обвинению в «создании шпионских, диверсионно-повстанческих формирований из числа католиков». Для дальнейшего следствия был переведен в Новосибирскую тюрьму. Во время следствия был вынужден подписать серьезнейшие обвинения против себя. 4 октября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания (ПП ОСО при НКВД СССР). 12 октября 1937 г. расстрелян в Новосибирской тюрьме. (Ср. Архив УФСБ по Новосибирской области; ГАРФ, ф. 8406, оп. 2, д. 1755 и д. 1758, с. 1, 11, 17; Dzwonkowski Roman SAC, с. 537-540; Madała T., с. 180; Осипова И. 1996, с. 168, в: Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 73-74).

 

Продолжение следует

Любовь - это правда,
которая освобождает нас

 

Эту историю, я уже рассказывал много раз и во многих местах. Она ознаменовала один из фундаментальных поворотов в моей жизни. И занимает в ней весьма важное место. Тогда я лично открыл освободительный эффект любви.

Я должен был выступать последним в дискуссии трех человек. Я очень хотел произвести глубокое впечатление на свою аудиторию, дело в том, что это была моя собственная религиозная община. Они еще никогда не слышали моих выступлений, и я хотел, чтобы они знали, что в их среде есть такое сокровище. Я выступал уже много раз. Но сегодня вечером у меня пересыхало во рту, и холодели руки. Я волновался. Когда ждал свою очередь, то в тишине я начал молиться. Но безрезультатно. Я всё равно нервничал.

Я продолжал молиться, вспоминая обещание Господа, что если мы о чём-либо попросим во имя Его, то получим. Но, возможно, не в этот вечер, казалось мне. Во рту пересохло, а руки были холодны. Тогда я вспомнил совет старика, имеющего опыт в духовной жизни. Он говорил: «Если Бог не отвечает на твои просьбы, то попробуй спросить Его по-другому». Таким образом, я задал Богу вопрос: «Почему я нервничаю? И почему Ты ничего с этим не делаешь? Ты хочешь этим мне что-то сказать?»

Хочу отметить, что я не имею никаких проблем с верой в любящего Бога, который вмешивается и находится в контакте с нами. Прежде всего, это один Бог, в которого я верую. Поэтому, когда в тот вечер я сидел перед моими 120-ю иезуитскими собратьями, я знал, что Бог говорит со мной. Я просто знал, что это была Божья благодать. Где-то глубоко внутри, я слышал:

«Ты готов к следующему выступлению. Я не нуждаюсь от тебя ни в каких выступлениях. Мне нужны только дела любви. Ты хочешь показать себя, чтобы твои собратья поняли, насколько ты хорош? Мне это не нужно. Мне нужно, чтобы ты любил их, чтобы они знали, как хороши они».

Я знаю, что эту новость придумал не я. Я знаю, что это пришло от Бога. Это глубоко изменило меня и изменило всю мою жизнь. Когда я услышал эти слова, то посмотрел на членов своей общины. Я наблюдал за теми, кто постарше, которые уже не учат, а находятся в состоянии покоя и готовятся к великому покою смерти. Тогда я был довольно молод и полон жизни; я спросил себя: «Каково это – быть старым? Как себя чувствует человек, когда просто наблюдает, как уходит его жизнь? Когда никто не остановится, чтобы спросить «Как дела?». Каково это?». Тогда я посмотрел на тех, кто был уже долгое время болен физически. Каждый день они вставали с язвами, с болью в костях или другими трудностями. До этого момента своей жизни я имел отличное здоровье, и поэтому, я спрашивал себя: «Что это за чувство, когда ты постоянно болеешь; каково это, ложиться со своей болезнью в кровать и утром просыпаться с ней снова?».

 

Затем, я посмотрел на нескольких членов своей общины, которые принадлежат к Ассоциации Анонимных Алкоголиков. Каково это? – спрашивал я себя. – Каково это – быть постоянно зависимым? Каково это – постоянно, каждый день вести борьбу для того, чтобы оставаться трезвым? Каково это – стоять в центре на встречах группы и называя свое имя добавлять: «… я алкоголик»? Потом я посмотрел на тех, кто не очень успешен в работе. Чтобы быть честным, скажу, что Бог благословил меня бóльшим успехом, чем я мог даже представить себе в самых красочных снах. «Вы чувствуете себя совершенно неспособными? – тихо спросил я моих менее успешных братьев, – Не принимаете или завидуете успеху других? Вы часто задумываетесь, почему у вас всё получается плохо, а у других хорошо?»

 

Пытаться войти в ситуацию другого человека – это не так просто. Это возможно только если есть эмпатия. Эмпатия, как я считаю, это основной элемент любви к другим. Когда я обсуждал множество своих эмпатических вопросов касающихся моих братьев, мне стало стыдно за свою мечту показать себя. Я молился о том, чтобы показать им, насколько я хорош, но должен был молиться о благодати, чтобы полюбить их.

Но Бог в этот вечер еще не закончил со мной. В еще одном всплеске благодати, я вспомнил певицу и актрису Мэри Мартин. Однажды кто-то сказал о ней, что было бы невозможно: сидеть в зале и чувствовать, что зрители любят ее больше, чем она их. И именно эта Мэри Мартин рассказывала, что она никогда не выходит на сцену без того, чтобы предварительно, взглянув через щель в занавесе на аудиторию, не прошептать: «Я люблю вас! Я люблю вас! Я люблю вас!». Мэри Мартин говорит, что когда человек действительно любит, он не впадает в нервозность. Нервным бывает тот, кто думает только о себе. Нервным вы можете быть только тогда, когда спрашиваете: «Как мои дела?», но не когда: «Как твои дела?». Этот вопрос разрушает вашу фиксацию на себе, которой страдает большинство из нас.

И так в тот вечер я посмотрел на свою общину и прошептал тихое обещание: «… Я не знаю, действительно ли я любил вас раньше, но я хочу вас любить, любить, любить». И как по взмаху волшебной палочки ушла вся нервозность и напряженность. Исчезла сухость во рту, и в моих пальцах зациркулировала кровь.

Это был урок, который я начал изучать еще раньше, и, который я должен повторять снова и снова. Возможно, придет тот прекрасный день, когда я ему полностью откроюсь. Любовь – означает освобождение. Любовь делает так, что в жизни всё становится проще. Любовь переламывает напряженность и нервозность из чрезмерного сосредоточения на себе. Освобождает нас для мирной жизни. Любовь предлагает нам единственную реальную надежду на прочное счастье.

 

Как применять на практике эти мысли о любви

 

1. Напишите свою собственную версию того «Что может любовь» и «Чего любовь не может».

Составьте список вещей, которые, на ваш взгляд, включает в себя любовь или же не включает. При помощи этого списка решите, что любовь требует от вас и то чего вы должны избегать.

 

2. Запишите и сравните.

 

Напишите имена десяти человек, которых хорошо знаете. Затем расположите этих десять человек в соответствии с их активной способностью любить. Начиная (на ваш взгляд) с того, о ком вы думаете, что он любит в большей мере. Затем разместите их в соответствии с визуальным уровнем счастья, удовлетворенности и равновесия. Напишите того, кто, по вашему мнению, самый счастливый и того, кто менее всего счастлив.

Теперь сравните эти два списка. К какому выводу вы пришли? Самые счастливые люди, они же и самые любящие! Любовь делает нас счастливыми? Что вы об этом думаете?

 

3. Попробуйте упражнения на эмпатию.

 

Выберите члена семьи или хорошего друга, и напишите что, вы о нём думаете. Пишите очень внимательно. Затем, вручите ему этот список и, со смирением, спросите: «Ты действительно такой? Я правильно воспринимаю тебя или нет?».

 

4. Ведите дневник.

 

Наконец, напишете в дневнике краткий обзор проблем, которые вам недавно приходилось решать. Добавьте старые известные вам страхи проблематичных людей, физические проблемы или проблемы со здоровьем, неприятные обязанности и т.д. К каждой записи подберите те случаи, когда ваше внимание концентрировалось исключительно на проблеме и снижало вашу способность любить. Есть ли у вас какое-то время для других? Как вы относитесь к другим, когда ваша проблема достигла своего пика? Что происходит в это момент?

Помогли ли вам те открытия, которые вы сделали благодаря этому упражнению «самопознания», понять других людей, которых вы встречаете в вашей жизни? Вы пришли к заключению, что раны, видимые и невидимые, уменьшают способность любить?

 

Не забудьте

Любовь – это плохой математик.

Она не ведёт точный учет того, что сделано.

Просто идет дальше... и улыбается.

          Джон Пауэлл

Из: „Štestí začíná uvnitř“,

Продолжение следует. 

Ложные виды поиска счастья
Фэн-шуй

 

Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Феномен счастья изучается в основном философией, психологией, богословием и оккультизмом. Одним из оккультных вариантов поиска счастья является фэн-шуй. Одновременно это и форма «магического мышления».

Фэн-шуй как форма
оккультизма

 

Фэн-шуй или фэншуй (кит. трад. 風水, упр. 风水, пиньинь: fēngshuǐ – дословно «ветер и вода») – даосская практика символического освоения (организации) пространства, восточноазиатский вариант геомантии, которая является очень распространенной формой оккультизма на Западе, а также в России и Казахстане.

 

Геомантия (др.-греч. γεωμαντεία от γῆ – земля и μαντεία – прорицание) – гадание с помощью земли; популярный в арабских странах метод гадания, основанный на толковании отметок на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти земли, камешков или песчинок. Восточноазиатский вариант геомантии называется фэн-шуй.

С помощью фэн-шуй якобы можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения или «верную» разбивку участка. Считается, что специалист фэн-шуй может прогнозировать события.

Невозможный и иллюзорный поиск счастья

 

Цель фэн-шуй – поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека. Это своеобразный технический поиск счастья. Здесь речь идет об искусстве прочтения данных территории, чтобы строение для живых или умерших разместить там, где создается благоприятное энергетическое равновесие, и энергия ци свободно циркулирует. Творя человеческое счастье, в фэн-шуй рекомендуется не создавать мест застоя энергии ци, таких как: нефункциональные углы, длинные проходы, неэстетичная мебель.

Появляется культ своеобразного «энергетизма». Энергетическая гармония (идеология) заменяет религию, мораль и этику. Доминирует своеобразная эстетика. В этой идеологии земная энергия изменяется, как изменяется сама Земля. Она может создавать гармоничные или негармоничные структуры во времени и пространстве. Как это получается – неизвестно. Так как энергия нематериальна, то не впустить «вредоносное ци» (несчастье) в дом невозможно. Но можно располагая определенным образом двери, мебель и необходимые предметы менять места активной жизнедеятельности так, чтобы они не попадали в негармоничный поток.

Как мы видим, счастье и несчастье понимаются в фэн-шуй очень поверхностно. Изменить земное несчастье – этот временный энергетический дисбаланс (!) – можно только положительной энергетикой. В противном случае человек начинает искать благотворную энергетику в других местах – в духовных (например, в молитве) или физических (акупрессура и акупунктура) практиках. Наконец, используя энергию людей, имеющих ее в достаточном количестве. Так появляются амулеты или талисманы – как попытка персонифицировать энергию в виде предмета.

В этом проявляется типичная идеология оккультного и псевдонаучного энергетизма, которую мы встречаем повсюду.

 

 

 

Талисманы китайской
культуры

 

Классический фэн-шуй не имеет никакого отношения к статуэткам, амулетам, талисманам и прочему. Эти атрибуты китайской культуры и фольклора по ошибке относят к фэн-шуй. Но логика магического мышления остается той же самой!

Кроме того, фэн-шуй использует так называемые зоны «любви», «богатства», «семьи», «здоровья». Энергетика каждого дома рассчитывается индивидуально, используя соотношение времени и пространства. Не бывает двух одинаковых домов, как и двух одинаковых людей, потому что каждая точка пространства планеты Земля имеет свою уникальную характеристику, и каждый человек тоже.

Талисманы китайской культуры, ошибочно приписываемые фэн-шуй – это Лазурный дракон (Цин Лун), Лун Гуй – драконочерепаха и – популярная в России и Казахстане – трёхлапая жаба, как талисман богатства.

Трёхлапая жаба (кит. упр. 招財蟾蜍,пиньинь: zhāocái chánchú, палл.: чжаоцай чаньчу), реже Чань Чу – в китайской культуре символ богатства. Некогда была злобным и мстительным существом настолько, что люди обратились к Будде. Но была наказана и утратила одну из своих лап. В качестве расплаты за свои грехи она должна выплевывать золотые монеты, поэтому и изображается сидящей на горке золотых монет и держащей одну монету во рту, часто с красными глазами и ноздрями.

Трёхлапую жабу используют в качестве «магнита» для денег. Лучше всего ее располагать около двери так, словно она впрыгивает в дом. Если имеется несколько фигурок, их ставят в разные комнаты. Жабу нельзя ставить высоко от пола, так как по преданию она боится высоты. Китайцы очень любят этот талисман и используют его дома и в бизнесе. Трёхлапую жабу надо каждый день гладить, чтобы монетка выпадала изо рта (!!!).

Необходимо предостеречь людей в том, что такие деньги не приходят от Бога. А это само по себе уже является духовной опасностью. Это предрассудок и одновременно – грех идолатрии.

 

 

 

Церковь запрещает
использование талисманов

 

Мы говорили уже о талисманах, как о грехе идолатрии (Кредо №2 (234) 2015). Стоит вспомнить и прочитать эту статью заново.

Христианская Церковь крайне отрицательно относится к талисманам, причисляя их к атрибутам магии, считая их «узами души» человека. Это отношение было изложено в Библии и еще в раннем Христианстве. В IV веке Лаодикийский собор, правила которого стали канонами Церкви, принял 36-ой канон, строго запрещающий талисманы. Этот канон гласит:

«Не подобает освященным или причетникам, быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемыя предохранилища, которыя суть узы душ их. Носящих же оныя повелели мы извергати из церкви».

Предохранилища (ст.-слав. ; др.-греч. φυλακτήρια от др.-греч. φῠλακτήριος – несущий охрану; лат. phylacteria) – это талисманы.

Магическое действие часто связано с действием духов, что мы находим и в фэн-шуй.

 

 

 

Фэн-шуй и спиритизм

 

Практика фэн-шуй также связана со спиритизмом (верой в духов), что часто скрывается или недооценивается.

Для убежденности в защите от неудачи или зла часто используются соответствующие ритуалы, медитации (происходящие из Индии, Китая, Тибета), которые должны сохранить людей от «гневных богов» или расставить «ловушки на демонов». Для этого могут служить, например, распространенные в продаже специальные звоночки, подвешивающиеся над входной дверью и якобы отпугивающие злых духов.

Мастер Ян И (кит. 杨益) сформулировал некоторые теории, впоследствии ставшие основой фэн-шуй. Иносказательно его методика называется «Поиск дракона там, где его труднее всего найти». Ян И говорил, что для хорошего ведения домашнего хозяйства важно «дыхание дракона», описывал местности, которые якобы поднимались благодаря этому дыханию. Первая его книга вышла под названием «Хань лун цзин» (кит. 撼龙经) «Искусство пробудить дракона», вторая книга «Цин нан ао юй» (кит. 青囊奥语), третья «И лун цзин» (кит. 疑龙经) «Правила недоумения дракона». Все они предлагают рекомендации по «поискам дракона».

Какого дракона мы ищем?

Практическая база фэн-шуй построена на созерцании и медитации, использующихся для обретения состояния бесстрастия и покоя, а также бессмертия. Шаманство является прародителем даосизма. А потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм или общение с духами – это не аномалия, а норма.

В фэн-шуй язык «спиритизма» приобретает форму «энергетизма». В связи с этим возникает необходимость так называемого «очищения» территории от «негативной энергии» и «информационных матриц», заключающегося в том, чтобы избегать мнимо энергетически вредных заостренных форм, а также предметов в форме креста (то есть как раз того, что соответствует традиции христианских, особенно католических форм, форм церкви или места культа). Подобные высказывания выглядят подозрительно.

В этой идеологии, даже если человек живет в грехе и служит сатане, он слишком легко избегает несчастий и приобретает счастье, успех и благосостояние. Таким образом, здесь речь идет о типичном проявлении «магического мышления», где добро отождествляется с успехом, а зло – с поражением или неудачей. Как мы видим, в этой концепции не существует настоящего добра и зла. Нет в ней ни Бога, ни дьявола. А это ложь.

 

 

 

Духовная оценка фэн-шуй
с христианской точки зрения

 

В основе фэн-шуй лежит взятое из даосизма учение об энергии ци, пронизывающей всю Вселенную и дающей человеку «силу и душу». Материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед – разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т. е. в даосизме материя и дух единосущны – они существовали всегда и не знали Творца. Человек живет в ци. Ци окружает его со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. Это ересь (ошибка идеологии) пантеизма, которую Церковь отвергла на I Ватиканском Соборе.

В даосизме нет Бога Личности. Для даоса Космос есть Бог, а Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек незнающий их может говорить о совместимости этих двух мировоззрений.

Фэн-шуй – учение языческое, заимствованное из китайского философского учения, последователи которого свято верят, что переставляя определенным образом предметы быта в своем доме, можно добиться не только положительных эмоций, но также счастья, здоровья и благосостояния. При подробном рассмотрении в фэн-шуй можно заметить определенные признаки магизма. Предмет важнее личности Бога и человека. – Это форма духовного рабства. Это можно назвать «узами души».

Перестановка предметов в доме носит тот же характер, что и магические заклинания и заговоры. В такой обстановке легко появляются злые духи, которые обманывают людей иллюзией счастья. В отличие от религии, которая предполагает существование Живого Бога как Личности, фэн-шуй наделяет божественными признаками предметы быта или сам дом.

Фэн-шуй – это однозначно магическое, и даже спиритическое учение, пытающееся изменить жизнь человека без какой-либо духовной работы, духовных усилий, духовных перемен со стороны последнего. Это антропологическая ересь!

Магия, спиритизм, гадание и другие формы оккультизма представляют собой грех идолатрии и не могут принести счастья. Такое счастье будет скорее иллюзорным и скрытой или явной формой несчастья, так как оно основано на иллюзии, и даже на грехе. Тем более это касается христиан, которые не имеют права возвращаться к язычеству, потому что принадлежат Христу, Который является Личностью.

o. Александр Посацки

доктор богословских наук

кандидат философских наук

 

Перевод: с. Марина Юрченко

 

Рецепт  6


Крем-суп из свёклы

 

Свёкла – это овощ, который часто ассоциируется с польской кухней. В моей семье, дома, у нас были свои любимые супы и один из них борщ в различном исполнении: со сливками, обычный красный, с овощами и фасолью.

В последнее время, находясь под впечатлением супа, которым угостила меня одна из наших прихожанок – кореянка, я решил поэкспериментировать и приготовить крем-суп из свёклы. Такое небольшое отступление от традиционного борща. Эксперимент удался, и крем-суп оказался бесподобно вкусным, густым, легко-пикантным, красивого свекольного цвета.

Я знаю, что некоторые сначала пекут маленькие свёклы для крема, но я просто сварил их вместе с другими овощами, а также добавил густую сметану и гренки. Это было вкусно.

 

Ингредиенты:

 

1,5 литра воды

5 свёкл средней величины

2 картофелины средней величины

2 яблока

1 морковь,

1 луковица

1 долька чеснока

сок лимона

густая сметана

соль, перец, паприка

 

Способ приготовления:

Свёклу, картофель и другие овощи помыть, очистить и нарезать маленькими кусочками. В кастрюлю налить воды, добавить подготовленные овощи, посолить и, накрыв крышкой, варить около 40 минут (пока овощи не станут мягкими). Добавить натертые яблоки и варить еще 5 минут.

Остудить и взбить блендером для получения густой массы. Приправить солью, перцем, паприкой и соком лимона, и еще раз довести до кипения.

Перед подачей на стол, в готовый суп добавить ложку сметаны и гренки.