В канун Года веры Папа Бенедикт XVI освятил прекрасный алтарь для Озерного
В среду 10 октября 2012 г. Святой Отец Бенедикт XVI освятил в Ватикане алтарь адорации для национального святилища Царицы Мира в Озерном. В церемонии освящения участвовал его высокопреосвященство кардинал Анджело Содано. Во время генеральной аудиенции на площади св. Петра Папа сказал: «Приветствую паломников, приехавших из Казахстана. Дорогие друзья, благодарю вас за ваше присутствие и охотно благословляю фасад алтаря из национального святилища Богородицы в Озерном. Хочу также передать через вас мои молитвенные пожелания всем жителям вашей страны, а особенно детям, больным и страждущим. Слава Иисусу Христу!»
Алтарь адорации для Озерного, названный «Звездой Казахстана», является вторым из 12 алтарей, которые европейская община «Царица мира» планирует установить в разных местах земного шара на всех его континентах, чтобы в молитве поклонения испрашивать мир для всего мира.
Первый алтарь, также освященный Папой Римским в 2009 г., находится в Иерусалиме в часовне IV стояния Крестного пути. Следующие два будут установлены в Африке: в Кибехо (Руанда), где в 80-ых гг. являлась Богородица, и в Ямусукро (Кот-д'Ивуар) в базилике Царицы Мира.
Президентом общины «Царица мира» является мирянин из Польши Петр Циолкевич. Алтари изготавливает известный художник Мариуш Драпиковский. В церемонии освящения алтаря для Озерного участвовали архиепископ Томаш Пэта, о. Луциан Поцалунь и о. Томаш Пысь – настоятель из Озерного. Из Польши приехало 35 «друзей Казахстана» (духовных лиц и мирян). Присутствовал также настоятель святилища в Кибехо о. З. Павловский.
Архиепирхия в Астане
- Как родилась идея такого алтаря, и кто поддержал ее?
- Идея молитвы о мире во всем мире путем поклонения принадлежит «Общине Царицы мира» из Польши. Она объединяет мирян, которые изготовили первый алтарь для Иерусалима (часовня IV стояния Крестного Пути). Потом родилась идея сделать 12 таких алтарей, как 12 звезд в венце Царицы мира, чтобы на всех континентах люди молились о мире. Название первого алтаря «Иерусалимский триптих», второго – «Звезда Казахстана». Следующие алтари будут установлены в Африке в Кибехо (место явлений Богородицы) и в Ямусукро в базилике Царицы Мира. Место определяет община.
- Когда он прибудет в Казахстан и будет установлен в Озерном?
- «Звезда Казахстана» прибудет в Астану на время Евхаристического конгресса нашей архиепархии (7-8 июля 2013 г.), а затем поедет в Озерное.
- Этот алтарь можно перемещать. Будет ли он путешествовать по приходам Казахстана?
- Вес алтаря более тонны, общая длина 7,5 м, поэтому не планируется возить его по приходам Казахстана.
Спасибо!
Начинается Год веры. О смысле этого года и должен напоминать казахстанским католикам этот плакат. В левом верхнем углу находится официальный логотип Года веры, утвержденный для всей Церкви. Справа в знак единства помещена эмблема Конференции католических епископов Казахстана.
Как указано в составленном епископами пастырском плане, в этом году мы сосредоточим свое внимание на первой части «Катехизиса Католической Церкви»: на Символе веры – веры, которую нужно стараться лучше познать, воплотить в жизнь, претворять в литургии и передавать.
Поэтому в центре плаката мы видим символ, который мы каждое воскресенье повторяем, совершая Евхаристию – Никео-Константинопольский символ веры. Силуэт «сияющего креста» должен напоминать нам, что центральная тайна нашей веры – Иисус Христос и, прежде всего, Его страдания и воскресение.
Слово «верую», выделенное особым образом, подсказывает нам, что вера – это взгляд на Бога – Бога, превосходящего материальные рамки, Отца, сущего небеса, Творца вселенной, Того, к Кому направлены и наши молитвы, и все предназначение нашей жизни.
Произносить Символ веры, исповедовать нашу веру значит соединять небо и землю, потому что Бог не желает, чтобы мы забывали о человеческом развитии. Вера – это образ жизни, обязательство превращать нашу земную жизнь в счастливый путь на небеса. «Древо жизни», соединяющее землю и небо, временное с вечным – это наша вера в тайну нашего спасения, дарованное нам Богом в Его Сыне Иисусе Христе: благодаря этой вере милосердного сердца Божьего достигают наши молитвы, и посредством нее нисходят от Господа Его благодать, спасения и многочисленные благословения.
Широкий небосвод, столь привычный для казахстанских горизонтов, дополняется и украшается цветущей степью. Эти простые, но радующие глаз цветы – плоды святости, расцветшей на этой земле. Это цветы мученичества, страданий... и ежедневной верности простых людей. Их золотой цвет – цвет надежды. Благодаря верности свидетелей веры крест все глубже и глубже проникает корнями в землю, низводя на нее благословение небес, радость и счастье ее обитателям, благополучие и спасение всем народам (ср. Ис 35, 1).
«Аминь» у подножия креста – это наш ответ и радостное подтверждение, выражение нашей готовности воплощать, претворять в жизнь нашу веру. Сказать: «аминь» это все равно, что сказать: верую». Ведь не случайно в еврейском языке эти два слова происходят от одного корня. Лучшее, что мы могли бы сделать в этом году – это подкрепить это «аминь» на деле как лично, так и общинно: подтвердить нашу убежденность верующих, обновить наши крещальные обещания: «Пусть Символ веры будет для тебя как бы зеркалом. Гляди на себя в нем: чтобы видеть, веришь ли ты во все то, во что утверждаешь, что веришь. И радуйся каждый день в вере твоей» (св. Августин) («Катехизис Католической Церкви», 1064).
+ Епископ Хосе Луйс Мумбиела Сиера
Сделать веру актуальной и живой - такова цель Года веры, провозглашенного
Папой Бенедиктом 16 октября 2011.
Он начался 11 октября 2012 г. и продлится до торжества Христа - Царя 24 ноября 2013 г.
Папа Бенедикт XVI совершил торжественную Мессу открытия Года веры и в честь 50-летия II Ватиканского собора.
Утром 10 октября Папа Бенедикт XVI отслужил на площади св. Петра в Ватикане торжественную Мессу открытия Года веры и в честь 50-летия начала II Ватиканского собора. Помимо сослуживших Папе 400 кардиналов и епископов, на богослужении присутствовали Патриарх Константинопольский Варфоломей I и примас Англиканского сообщества Роуэн Уильямс.
«Год веры, – сказал в своей проповеди Святой Отец, - неразрывно связан со всем путем Церкви последних пятидесяти лет». Папа напомнил о провозглашении Павлом VI Года веры в 1967 г. и о Великом юбилее 2000 г. при понтификате бл. Иоанна Павла II. Как подчеркнул Бенедикт XVI, эти Папы, глубоко и всецело сходятся в том, что «Христос – это центр вселенной и истории».
И если сегодня Церковь снова предлагает Год веры, то не только для того, чтобы воздать дань памяти собору, а «потому что это необходимо, и даже еще более, чем 50 лет назад». «Вера, - сказал Папа, - открывает сердце божественной благодати, избавляющей от пессимизма. И сегодня более чем когда-либо евангелизация означает свидетельство новой жизни, преображенной Богом».
Во время Мессы к присутствующим с приветственным словом обратился Вселенский Патриарх Варфоломей I. Вся его речь, начиная с первой цитаты «Да будут все едино» была пронизана темой совместного «воздаяния славы живому Богу». Варфоломей I процитировал также слова из соборного Декрета об экуменизме. Патриарх выразил пожелание, чтобы «благодаря постоянным усилиям, сообразованным с духом и традицией первоначальной Церкви, и в свете соборов первого тысячелетия мы смогли ощутить видимое единство, которого пока мы не достигли».
По мат. RV
Бенедикт XVI дарует верным полную индульгенцию на Год веры, которую можно будет получить с самого его начала 11 октября 2012 г. и вплоть до завершения 24 ноября 2012 г. Об этом сообщается в декрете, обнародованном сегодня и подписанном старшим пенитенциарием кардиналом Мануэлем Монтеиро де Кастро и правителем Апостольской пенитенциарии епископом Кшиштофом Ныкелем.
«В пятидесятую годовщину торжественного открытия II Ватиканского собора по решению верховного понтифика Бенедикта XVI начнется особенный год, посвященный исповеданию истинной веры и ее верному истолкованию путем чтения или, лучше сказать, благоговейного размышления над соборными документами и над статьями «Катехизиса Католической Церкви».
«Так как речь для нас идет, прежде всего, о достижении (насколько это возможно на этой земле) высшей степени святости жизни и тем самым обретения величайшей чистоты души, нам будет полезен великий дар индульгенции, который Церковь данной ей Христом властью подает тем, кто с надлежащим расположением духа исполнит особые предписания, касающиеся ее получения».
«В течение всего Года веры, т.е. с 11 октября 2012 г. по 24 ноября 2013 г., все верные при условии истинного покаяния, надлежащей исповеди, сакраментального причащения и молитвы о понтифике смогут получить ниспосланную милосердием Божьим полную индульгенцию от временного наказания за собственные грехи, а также для душ усопших верных:
а) каждый раз, когда выслушают, по крайней мере, три проповеди во время священных миссий либо, по крайней мере, три лекции о документах II Ватиканского собора или статьях «Катехизиса Католической Церкви» в любом храме или ином достойном месте;
б) каждый раз, когда посетят в паломничестве папскую базилику, христианскую катакомбу или святое место, указанное на Год веры поместным ординарием (например, малые базилики, святилища Марии или апостолов и покровителей) и примут участие в богослужении либо, по крайней мере, проведут некоторое время в размышлении, закончив его молитвой «Отче наш», исповеданием веры в любой установленной церковными властями форме, воззваниями к Приснодеве Марии и, в зависимости от обстоятельств, к святым апостолам или покровителям;
в) каждый раз, когда в установленные поместным ординарием на Год веры дни в любом святом месте примут участие в евхаристическом богослужении или литургии часов, добавляя при этом исповедание веры в любой установленной церковными властями форме;
г) когда в любой свободно выбранный день в течение Года веры посетят баптистерий или иное место, где они приняли таинство крещения, и обновят там свои крещальные обеты в любой установленной церковными властями форме.
Епархиальные епископы и другие приравненные к ним в правах ординарии в достойные этого дни или по случаю важнейших празднований могут уделить верным папское благословение с полной индульгенцией.
Документ завершается напоминанием о том, что верные, которые «по болезни или иной серьезной причине» не в состоянии покинуть свой дом или другое место, в котором они находятся, могут получить полную индульгенцию, если «духом и мыслью соединятся с верными, присутствующими в вышеназванных местах и на вышеназванных мероприятиях, особенно когда обращения верховного понтифика или епархиальных епископов транслируются по радио или телевидению, и произнесут там, где находятся, «Отче наш», исповедание веры в любой установленной церковными властями форме и иные молитвы, соответствующие цели Года веры, принося в жертву свои страдания и жизненные трудности».
(VIS)
Папский совет по содействию новой евангелизации
Папский совет по содействию новой евангелизации (лат. Pontificium consilium de nova evangelizatione promovenda) - это дикастерия Римской курии. Он был создан Папой Римским Бенедиктом XVI 28 июня 2010 г. Бенедикт XVI говорил об этом ведомстве во время вечерни 28 июня 2010 г., в канун праздника cвв. Петра и Павла. Во время вечерни он сказал, что «процесс секуляризации породил серьезный кризис понимания христианской веры и роли Церкви». Новый папский совет «будет содействовать возобновленной евангелизации» в странах, в которых Церковь существует уже долго, «но которые живут в условиях прогрессирующей секуляриации общества и своего рода "затмения смысла Бога"». 30 июня 2010 г. понтифик назначил первым председателем совета архиепископа Сальваторе Физикеллу, который ранее возглавлял Папскую академию жизни.
Идея создания совета по вопросам новой евангелизации впервые была озвучена в начале 80-ых священником Луиджи Джуссани, основателем католического движения "Comunione e liberazione", но не нашла поддрежки у Папы Римского Иоанна Павла II. Впоследствии патриарх Венецианский кардинал Анджело Скола представил идею Бенедикту XVI.
Термин «новая евангелизация» популяризировал Папа римский Иоанн Павел II, который использовал его, призывая трудиться ради повторного пробуждения веры в традиционно христианских регионах мира, особенно в Европе. Суть была в том, что, хотя развитый Запад был первым «евангелизирован» или обращен в христианство много столетий назад, сегодня ему требуется «новая евангелизация».
По мат. Википедии
С 7 по 28 октября в Риме проходил синод епископов, посвященный теме «новой евангелизации». Конференцию католических епископов Казахстана на этом важном съезде высших иерархов Церкви представлял епископ Карагандинский Януш Калета. Ниже предлагаем вам выдержки из его выступления.
Более двадцати лет назад с развалом советской империи в Центральной Азии началось время новой евангелизации. Сегодня, оглядываясь назад, мы можем подвести итоги этого периода и сделать соответствующие выводы на будущее.
Прежде всего, мне хотелось бы подчеркнуть, что без поддержки Конгрегации по делам евангелизации народов и солидарной помощи Церквей Германии, Италии, США, Польши и других стран, направивших к нам своих священников, монашествующих и миссионеров-мирян, мы не смогли бы сформировать свои церковные структуры, обеспечить жизнедеятельность епархий и приходов и вести процесс евангелизации в Центральной Азии.
Выражая свою благодарность за эту помощь, мне хотелось бы просить оказывать нам ее и впредь.
Многие жители постсоветского пространства равнодушны к религии. В такой ситуации для относительно маленькой горстки людей, которые хранят католическую веру и традиции, основополагающее значение имели и имеют их семьи.
В то же время, нельзя забывать и о том, что зачастую даже в тех семьях, в которых дедушки и бабушки или родители религиозны, молятся и участвуют в литургии, молодое поколение бывает очень далеко от веры и Церкви. Довольно часто они воспринимают религию как нечто, подходящее скорее священникам, старушкам и детям.
В связи с этим мне кажется особенно важным организовать работу в двух направлениях. Во-первых, необходимо уделять особое внимание углублению традиционного благочестия, которому в наших условиях не достает иногда должной катехизации. Суть в том, чтобы в популярной и понятной форме дать верующим необходимые познания в Св. Писании и катехизиса. Этого можно добиться между прочем путем организации реколлекций, курсов и конференций.
Кроме того, помимо душепастырства среди женщин и девушек мы должны надлежаще готовить и мужчин, молодых парней и тех, кто уже стал отцом семейства, чтобы и они могли быть посредниками в передаче веры. Именно такая комплементарность предполагается п. 110 «Instrumentum laboris». Многие забывают, что сильная половина также способна внести свой вклад в миссию передачи веры. Мы обязаны побуждать отцов семейств равняться на святых мужчин – своих «коллег», которые есть у нашей Церкви, как на образец мужской духовности.
к 100-летию со дня рождения отца Алексея Зарицкого
Одним из признаков Христовой Церкви является е единство. Каждый раз во время божественной литургии мы молимся: «...о всяком народе, стране и верою живущих в них». Так в Украине, а потом на далеких просторах Сибири и Казахстана за тысячи километров от своей Отчизны вместе со своей паствой молился бл. священномученик Алексий Зарицкий, добрый и ревностный пастырь Христова стада.
Родился о. Алексий 17 октября 1912 г. в с. Бельче Меденецкого района Львовской области. В 1922-1931 гг. учился в Стрыйской государственной гимназии. По ее окончании Алексий поступает в Львовскую богословскую академию. Здесь он решил принять целибат.
«Он отличался великими добродетелями души, писал о нем Блаженнейший Иосиф Слипый, глубоким благочестием, кротостью и величием духа. Всегда веселый, бодрый и готовый к работе».
Иподьяконское и дьяконское посвящение 28-29 апреля 1935 г. Алексий получает от митрополита Шептицкого. Почти через год, 7 июня 1936 г., митрополит Андрей уделяет ему святое таинство священства в соборе св. Юрия (Георгия) во Львове. Затем отца направляют помощником в приход сел Стинова Нижняя и Стинова Верхняя. О. Алексий был жертвенным пастырем своего стада, заботился о просвещении и духовном возрастании человеческих душ. Необычайно добрые воспоминания оставил он в сердцах струтинских прихожан. С его приходом изменилась вся жизнь в селе. Стар и млад каждый месяц исповедовались и ежедневно принимали святое причастие. Особое внимание отец уделял детям и молодежи. После служения в Струтине он был настоятелем и катехизатором (учителем Закона Божия) в Рясне Русской около Львова, а также обслуживал приход в с. Рясна Польская.
О. Алексей отличался добродетелью милосердия. Когда видел нищего, сразу давал милостыню. Люди охотно шли за помощью к священнику. Он всегда был готов отдать то, что имел. Никогда никем не пренебрегал, умел с уважением говорить даже с самыми маленькими.
В начале Второй мировой войны с приходом «освободителей» отца начали преследовать и, наконец, пришли за ним. Шесть месяцев его держали в Золочевской тюрьме, где он не переставал молиться вместе с заключенными. Главной причиной ареста стал его отказ перейти в православие. Его осудили на 8 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. Сначала отца сослали в Иркутскую область, где он работал на лесоповале. Потом он оказался в мордовских политических лагерях. Большую часть своего заключения священник провел в лагерях Кемеровской, Омской, Карагандинской областей.
Нечеловеческие условия жизни не сломили дух о. Зарицкого. Даже в этих тяжких условиях он поддерживал других, выполняя свои пастырские обязанности: тайно исповедовал, служил литургию, панихиды и проч.
31 декабря 1954 г. о. Зарицкого освободили, но не разрешили вернуться на родину, оставив в ссылке в Караганде. Этот город, название которого переводится как «черный камень», была основана в 1934 г. ссыльными людьми, не имевшими ни своей Церкви, ни священников. О. Алексий продолжал здесь совершать литургии, катехизировать в частных домиках, на шахтах 17, 19, 47, 49, 20. Он служил также латинскую Мессу для немцев и поляков на латыни или по-немецки. Римо-католики очень хорошо помнят его. Часто бывало так, что весь день он ничего не ел, не отдыхал, духовно служа людям. Характерной его чертой была любовь к ближним и понимание их нужд.
О. Владислав Буковинский в своей книге «Воспоминания о Казахстане» рассказывает: «Я очень хорошо знал покойного о. Зарицкого. Это был необычайно жертвенный священник. В 1957 г. о. Алексий собрался в далекое путешествие к митрополиту Иосифу Слипому, которого принудительно содержали в доме престарелых в Красноярском крае в Сибири. Его [о. Зарицкого] поймали и на протяжении пяти дней допрашивали в органах безопасности. Позже его отпустили на свободу, но с того времени у него под ногами начала "гореть земля"».
Отца Алексия Зарицкого за его проповедь и служение ближним на Урале, в Сибири и Центральной Азии называли апостолом Сибири. Он всегда проповедовал Евангелие словом и своей жизнью.
Где бы ни был священник, он призывал людей не предавать веру своих отцов. Это было для него очень важно. Даже после реабилитации он остался в тех местах, чтобы проповедовать слово Божие. В мае 1962 г. о. Алексия снова осудили на 2 года. Свою миссию на земле «апостол Сибири» завершил 30 октября 1963 г. в тюремном госпитале пос. Долинка.
Каждый четверг в храме Покрова Пресвятой Богородицы все вместе мы обращаемся с мольбой: «Блаженный отче Алексию! Тюрьма и лагеря не сломили твоего духа, ты в них и в ссылке заботился о душах верных и ревностно для них трудился, охватив своими трудами верных Поволжья, Урала и великих просторов Сибири и Караганды. За это повторно осужденный как Христовый скиталец, отдал ты в лагере свою душу Богу, приняв от Него венец небесной славы. Потому заступайся перед Всевышним за наш народ. Просим Всемогущего и Милосердного Бога, чтобы молитвами блаженного отца Алексия Зарицкого, даровал Церкви ревностных, святых и самоотверженных священников, чтоб вели свою паству дорогою истины и жизни вечной».
Пусть следующие слова бл. священномученика о. Алексия Зарицкого, которые он обратил в одном из писем к своим родным, будут для каждого путеводителем по дороге жизни:
«... Дорогие мои, часто думаю и молюсь о вас. Жизнь – это великая задача. Она бывает временами изменчивой. Идет вверх, потом вниз, затем снова поднимается. Есть, однако, основа: никогда не обольщаться жизненными успехами, не падать духом при неудачах. Сильная вера в Бога должна быть светом, освещающим жизненный путь, а наибольшей мудростью – страх оскорбить Бога. Кто живет этими истинами, никогда не ошибется, и в тяжелейшие минуты жизни сохранит душевное спокойствие, которое мир не может дать. Пусть мир Божий воцарится в ваших сердцах, а благодать Божия да сохранит вас от всякого зла...».
с. Анастасия Балинская (СНДМ)
Карагандинская Епархия
1. Дверь веры (ср. Деян 14, 27) всегда для нас открыта, и ею входим мы в общение с Богом и в сокровищницу Его Церкви. Порог этой двери можно переступить, когда возвещается слово Божье и сердце преображается созидающей благодатью. Пройти через эту дверь значит пуститься в путь, который продлится всю жизнь. Начинается он крещением (ср. Рим 6, 4), благодаря которому мы можем называть Бога Отцом, и, ведя из смерти в жизнь, приводит к цели, воссиявшей с воскресением Господа Иисуса, пожелавшего даром Святого Духа приобщить к Своей славе верующих в Него (ср. Ин 17, 22). Исповедовать веру в Троицу – Отца, Сына и Святого Духа значит веровать в Бога единого, Который есть Любовь (ср. 1 Ин 4, 8): в Отца, в полноте времен пославшего Своего Сына ради нашего спасения; в Иисуса Христа, искупившего мир тайной Своей смерти и воскресения; в Духа Святого, на протяжении веков руководящего Церковью, ожидающей повторного пришествия Господа.
2. С самого начала Нашего служения в качестве преемника Петрова Мы напоминали о том, что всем нам надлежит наново открыть для себя путь веры, чтобы яснее в нас проявлялась радость и обновленное воодушевление от встречи со Христом. В проповеди на св. Мессе начала Нашего понтификата Мы говорили: «Вся Церковь и пастыри в ней должны , подобно Христу, пуститься в путь, чтобы вывести людей из пустыни и привести их к месту жизни, к дружбе с Сыном Божьим, к Подателю жизни – жизни во всей полноте». В наши дни нередко бывает так, что христиане более заботятся о социальных, культурных и политических аспектах своей задачи, а веру воспринимают как само собою разумеющееся предусловие общественной жизни. Но в действительности это предусловие не только уже не является таковым, но и зачастую даже отвергается. Если в прошлом можно было констатировать единую и общепринятую культурную ткань, проникнутую принципами веры и вдохновляемыми ею ценностями, то сегодня во многих слоях общества это уже не так, и души многих поражены глубоким кризисом веры.
3. Мы не можем допустить, чтобы соль потеряла силу и свет был скрыт (ср. Мф 5, 13-16). Сегодняшний человек может вновь ощутить потребность, подобно самаритянке, пойти к колодцу, чтобы слушать Иисуса, Который призовет веровать в Него и черпать воду живую, текущую из Его источника (ср. Ин 4, 14). Мы должны вновь пробудить в себе вкус к тому, чтобы питаться словом Божьим, верно передаваемым Церковью, и Хлебом жизни, которые Господь даровал Своим ученикам для поддержания сил (ср. Ин 6, 51). Ведь учение Иисуса и в наши дни звучит все с той же силой: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин 6, 27). Вопрос тех, кто слышал эти слова, могли бы задать и мы сегодня: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Ин 6, 28). И мы знаем ответ Иисуса: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6, 29). Таким образом, вера в Иисуса Христа – верный путь к достижению спасения.
4. В виду всего вышесказанного Мы решили провозгласить Год веры. Он начнется 11 октября 2012 г, в 50-ую годовщину открытия II Ватиканского собора, и закончится 24 ноября 2013 г. в торжество Господа нашего Иисуса, Царя вселенной. На 11 октября 2012 г. приходится также 20-ая годовщина публикации «Катехизиса Католической Церкви», текст которого был обнародован нашим предшественником бл. Папой Иоанном Павлом II, чтобы открыть всем верным силу и красоту веры. Этот документ, подлинный плод II Ватиканского собора, был издан по настоянию внеочередного синода епископов 1985 г. как помощь в проведении катехизации и стал результатом совместной работы всего епископата Католической Церкви. И Мы также созвали на октябрь 2012 г. общее собрание синода епископов, тема которого звучит следующим образом: «Новая евангелизация для передачи христианской веры». Это будет хороший способ ввести всю Церковь в период особого размышления и нового познания веры. Впрочем, Мы не первые, кто объявил для Церкви Год веры. Мой блаженной памяти предшественник раб Божий Павел VI уже провозглашал подобный год в 1967 г. в память о мученичестве апостолов Петра и Павла, чтобы отпраздновать 1900-летие со дня их высшего свидетельства. По замыслу Павла VI он должен был стать торжественным поводом для того, чтобы вся Церковь «истинно и искренне исповедовала единую веру» и чтобы каждый ее член подтвердил эту веру «индивидуально и общинно, свободно и сознательно, внутренне и внешне, смиренно и откровенно». Досточтимый понтифик полагал, что таким образом вся Церковь сможет добиться «полного и истинного осмысления своей веры, ее пробуждения, обновления, укрепления и исповедания». Великие достижения того года еще яснее доказали его необходимость. Заключением этих празднований стало торжественное исповедание веры, которое показало, насколько сущностные принципы, унаследованные всеми верующими от прошедших столетий, требуют подтверждения, осмысления и изучения и даже переосмысления, чтобы давать надлежащее свидетельство в исторических условиях, отличных от условий прошлого.
5. Для Нашего досточтимого предшественника этот года был в каком-то смысле «следствием и требованием собора», так как он осознавал серьезные трудности своего времени, особенно когда речь шла об исповедании истинной веры и ее правильного истолкования. И Мы также полагаем, что Год веры, который начнется в 50-ую годовщину открытия II Ватиканского собора, предоставит хорошую возможность увидеть, что тексты, оставленные нам в наследство отцами, как сказал бл. Иоанн Павел II, «не потеряли своей ценности и сияния. Необходимо надлежащим образом читать их, изучать и понимать как документы надежного и нормативного учительства, данного нам в рамках церковного предания... Мы чувствуем себя более, чем когда-либо, обязанными указывать на собор как на величайшую благодать, ниспосланную Церкви в ХХ в.: он дан нам как надежнейший ориентир на путях только что начавшегося столетия». И мы также хотим вновь подтвердить то, что говорили о соборе несколько месяцев спустя после начала Нашего служения в качестве преемника Петрова: «Если мы читаем его и понимаем в свете верной герменевтики, то может стать и все более и более становиться огромной силой обновления Церкви, которое всегда необходимо».
6. Обновление Церкви достигается также благодаря свидетельству жизни верующих: христиане призваны самим своим присутствием в мире нести слово истины, оставленное нам Господом Иисусом. Собор в догматической конституции о Церкви «Lumen gentium» заявляет: «Тогда как Христос "святой, непричастный злу, непорочный" (Евр 7, 26), не знал греха (ср. 2 Кор 5, 21), а пришел только "для умилостивления за грехи народа" (Евр 2, 17), Церковь, принимающая в лоно свое грешников, в одно и то же время и святая, и всегда нуждающаяся в очищении, непрестанно следует путем покаяния и обновления. Церковь "совершает поприще своего странствования среди гонений мира и утешений Божиих", возвещая крест и "смерть Господню, доколе Он придет" (1 Кор 11, 26). Она укрепляется силой воскресшего Господа, дабы с терпением и любовью преодолевать свои бедствия и трудности – как внутренние, так и внешние – и верно открывать в мире Его тайну, пусть еще скрытую тенью, пока она, наконец, не явится в полном свете».
В этом смысле Год веры призывает к истинному и новому обращению к Господу, единственному Спасителю мира. В тайне Его смерти и воскресения Бог явил всю полноту Любви, которая спасает и прощением грехов призывает человека изменить жизнь (ср. Деян 5, 31). Как говорил апостол Павел, эта Любовь ведет к жизни вечной: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6, 4). Благодаря вере эта новая жизнь наделяет человеческую жизнь радикальной новизной воскресения. В меру свободной готовности человека его мысли и чувства, менталитет и нравы шаг за шагом очищаются и преображаются на пути, который никогда не завершится в этой жизни. «Вера, действующая любовью» (Гал 5, 6), станет новым правилом мышления и поведения, которое перевернет всю жизнь человека (ср. Рим 12, 2; Кол 3, 9-10; Еф 4, 20-29; 2 Кор 5, 17).
7. «Любовь Христова понуждает нас» (2 Кор 5, 14): любовь Христа наполняет наши сердца и понуждает возвещать Евангелие. Он и сегодня, как в евангельские времена, посылает нас по тропам мира сего возвещать Евангелие всем народам земли (ср. Мф 28, 19). Ведь Иисус Христос Своей любовью привлекает к Себе людей всех поколений: Он непрестанно созывает Церковь и дает ей нестареющую заповедь возвещать Евангелие. Потому и сегодня необходимы неустанные усилия Церкви в деле новой евангелизации, чтобы вновь открыть верным радость деяния веры и вдохнуть в них усердие в ее передаче. В ежедневном опыте любви Христовой верующие черпают силы и энергию для своей миссионерской деятельности, которая никогда не должна прекратиться. Ведь вера растет, когда переживается как опыт полученной любви, благодати и радости. Такой опыт делает ее плодотворной, расширяя сердце надеждой и наделяя способностью действенного свидетельства: он открывает разум и сердце слушающих, чтобы они вняли голосу Господа, зовущего последовать Его слову и стать Его учениками. Верующие, как сказал св. Августин, «укрепляются, веруя». У св. епископа Гиппонского были серьезные основания говорить так. Как известно, его жизнь была непрестанным поиском красоты веры, пока сердце его не успокоилось в Боге. Его многочисленные сочинения, в которых раскрывается значение веры и ее истина, по наши дни остаются наследием несравненного богатства и по-прежнему помогают многим людям, ищущим Бога, найти верный путь к «двери веры».
Итак, только верованием взращивается и укрепляется вера, и нет иной возможности обрести уверенность в жизни, кроме как все более и более отдаваясь в руки той любви, величие которой ощущается все сильнее, потому что имеет свое начало в Боге.
8. По такому счастливому случаю Нам хотелось бы призвать собратьев-епископов со всего мира соединиться с преемником Петровым в это время несомненной духовной милости, которую Господь ниспосылает нам, чтобы мы помнили о драгоценном даре веры. Постараемся же достойно и плодотворно отпраздновать этот год. Необходимо более усердное размышление над верой, чтобы все верующие во Христа сознательнее и сильнее укоренились в Евангелии, что особенно важно в эпоху глубоких перемен, которую сейчас переживает человечество. На представится возможность исповедовать свою веру в воскресшего Господа в наших кафедральных соборах и в храмах всего мира, в наших домах и в кругу семьи, чтобы каждый ощутил сильную потребность лучше познавать эту непреходящую веру и передавать ее будущим поколениям. И монашеские, и приходские общины, и все старые и новые церковные учреждения должны в течение этого года найти возможность публичного исповедания «Верую».
9. Нам хотелось бы, чтобы этот год пробудил в каждом верующем стремление исповедовать веру в ее полноте и с новой убежденностью, упованием и надеждой. Он будет также хорошим поводом для усиления празднования веры в литургии, и, в первую очередь, в Евхаристии, так как она «вершина, к которой стремится деятельность Церкви, а вместе с тем и источник, из которого исходит вся ее сила». Нам хотелось бы также, чтобы все достовернее звучало свидетельство жизни верующих. Вновь открывать содержание веры, которую мы исповедуем и празднуем в литургии, которой живем и молимся, и размышлять над самым актом веры – вот так задача, которую должен ставить перед собой каждый верующий, и особенно в течение этого года.
Неслучайно христиане первых веков считали необходимым знать «Верую» наизусть. Он служил им ежедневной молитвой, чтобы они не забывали обязательства, взятые на себя в крещении. Об этом красноречиво напоминает св. Августин, когда говорит в «Проповеди о произнесении Символа веры» («Redditio symboli»): «Символ священной тайны, который все вы получили и каждый из вас сегодня произнес – это слова, в которых вера Матери-Церкви прочно утверждается на крепком основании, которое есть Христос Господь... Итак, вы приняли и произнесли то, чего всегда должны держаться духом и сердцем, что должны повторять на ваших ложах, о чем должны помышлять на улицах и не забывать во время трапезы, в чем должны бодрствовать сердцем, даже когда спите телом».
10. Здесь Нам хотелось бы набросать путь, который поможет глубже понять не только содержание веры, но и сам акт, которым мы всецело и совершенно свободно решаемся полностью довериться Богу. Ведь в действительности существует глубокое единство между актом веры и содержанием, с которым мы соглашаемся. Апостол Павел приоткрывает перед нами эту реальность, когда пишет: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10, 10). Слово «сердце» указывает на то, что первый шаг на пути к вере – это дар Божий и дело благодати, действующей и преображающей человека до самых дальних закоулков его души.
В этой связи особенно красноречив пример Лидии. Св. Лука рассказывает, как, находясь в Филиппах, Павел отправился в субботу проповедовать Евангелие некоторым женщинам. Среди них была Лидия, и «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян 16, 14). В этих словах скрыта важная мысль. Св. Лука говорит нам, что одно познание содержания веры само по себе недостаточно, если вслед за ним сердце, подлинное «святилище» человека, не откроется с помощью благодати, позволяющей обрести зрение, способное заглянуть вглубь и понять, что проповеданное есть слово Божие.
В свою очередь, «исповедовать устами» значит, что вера требует публичного свидетельства и ответственности. Христианин не может воспринимать веру как некое частное дело. Вера предполагает решимость пребывать с Господом и жить с Ним. Это «пребывать с Господом» помогает понять причины, по которым мы верим. Вера как акт свободы требует также общественной ответственности за то, во что мы веруем. В день Пятидесятницы Церковь со всей ясностью демонстрирует это публичное измерение веры и ее бесстрашного возвещения всем людям. Ведь именно дар Святого Духа делает нас способными к миссии и подкрепляет наше свидетельство, придавая ему чистосердечия и мужества.
Само исповедание веры – это акт личный и в то же время общинный. Ведь именно Церковь является первым субъектом веры. В вере христианской общины каждый принимает крещение – действенное знамение того, что человек вступает в народ верующих, чтобы достичь спасения. Так «Катехизис католической Церкви» заявляет: «"Верую" – такова вера Церкви, исповедуемая лично каждым верующим, главное – во время крещения. "Веруем" – это вера Церкви, исповедуемая епископами, собравшимися на соборе или, более широко, во время литургического собрания верующих. "Верую" – это также ответ, который Церковь, Матерь наша, дает Богу своей верою, уча нас говорить: "Верую", "Веруем"».
Само собой разумеется, что знание содержания веры – это существенное условие того, чтобы мы могли дать свое согласие, т.е. всецело присоединиться разумом и волей к тому, что предлагает Церковь. Знание веры вводит нас в полноту тайны спасения, явленной нам Богом. А потому согласие, которое человек дает, потому что верит, подразумевает свободное принятие всей тайны веры, так как гарантом ее истинности является Сам Бог, являющий Себя и позволяющий познать Свою тайну любви.
С другой стороны, мы не можем забывать, что в нашем культурном контексте многие люди, даже не признавая в себе дара веры, все же искренне ищут окончательный смысл и исчерпывающую истину о жизни и мире. Этот поиск является подлинной «преамбулой» к вере, наводя людей на стезю, ведущую к тайне Бога. Ведь в самом человеческом разуме заложено потребность в том, «что ценно и пребывает вовек». Эта потребность звучит в человеческом сердце как неумолчный призыв пуститься в путь, чтобы найти Того, Кого мы не искали бы, если бы Он уже не вышел нам навстречу. Именно к этой встрече зовет нас вера, настежь открывая нас на нее.
11. Ценную и необходимую помощь в приобретении систематических знаний о содержании веры все могут найти в «Катехизисе Католической Церкви». Этот документ является одним из важнейших плодов II Ватиканского собора. В апостольской конституции «Fidei depositum», которая не случайно была подписана в тридцатую годовщину со дня открытия II Ватиканского собора, бл. Иоанн Павел II писал: «Этот катехизис поможет обновлению всей церковной жизни... Объявляем его надежной нормой преподавания веры, а, следовательно, ценным и законным орудием церковной общины».
Вот почему Год веры должен принести с собой единодушное стремление открывать и исследовать основополагающие истины веры, нашедшие свое органичное и систематическое синтетическое отражение в «Катехизисе Католической Церкви». В нем найдем мы во всем его сиянии богатство того учения, которое на протяжении двух тысяч лет своей истории принимала, хранила и передавала Церковь. Опираясь на Св. Писание и Отцов Церкви, на наставников богословия и святых прошедших столетий, «Катехизис» служит беспрестанным напоминанием о тех многочисленных путях, которыми Церковь, размышляя над верой, достигала развития учения, чтобы обеспечить верующим уверенность в их жизни веры.
Самой своей структурой «Катехизис Католической Церкви» иллюстрирует развитие веры, затрагивая также серьезные вопросы повседневной жизни. Перелистывая его страница за страницей, читатель понимает, что изложенное в нем – не теория, а встреча с Личностью, живущей в Церкви. Ведь за исповеданием веры следует разъяснение сакраментальной жизни, в которой присутствует и действует Христос, продолжая созидать Свою Церковь. Без литургии и таинств исповедание веры не потеряло бы свою действенность, потому что было бы лишено благодати, поддерживающей свидетельство христиан. По той же причине учение «Катехизиса» о нравственной жизни обретает все свое значение, только будучи соотнесено с верой, литургией и молитвой.
12. Таким образом, «Катехизис Католической Церкви» может послужить в этом году истинным орудием поддержания веры, особенно полезным для тех, кому близко к сердцу лежит воспитание христиан, имеющее столь решающее значение в нашем культурном контексте. Вот почему Мы поручили Конгрегации по делам вероучения составить при согласовании с компетентными ведомствами Святого Престола ноту, в которой Церкви и верующим были бы предложены некоторые указания относительно того, как наиболее действенно и подобающе провести этот Год веры в служении вере и евангелизации.
Ведь перед верой сегодня более, чем когда-либо в прошлом, ставится много вопросов, порождаемых изменившимся образом мысли, когда область рациональной достоверности сводится к научным и технологическим открытиям. Между тем, Церковь никогда не боялась показывать, что между верой и подлинной наукой не может быть разногласий, так как обе они, пусть даже по-разному, стремятся к истине.
13. Очень важно в течение этого года перелистать историю нашей веры, в которой приоткрывается непостижимая тайна переплетения святости и греха. Если святость представляет собой огромный вклад, который мужчины и женщины свидетельством своей жизни вносят в возрастание и развитие общины, то грех должен побуждать всех к искреннему и постоянному делу обращения, которое дает шанс испытать милосердие Бога Отца, идущего навстречу каждому.
Пусть в это время наш взор обращается к Иисусу Христу, «начальнику и совершителю нашей веры» (Евр 12, 2): в Нем находят свое исполнение все заботы и устремления человеческого сердца. Радость любви, ответ на драму страдания и боли, сила прощения перед лицом претерпеваемого оскорбления и победа жизни над пустотой смерти – все это находит свое исполнение в тайне Его воплощения, посредством которого человеком и приобщился нашей человеческой слабости, чтобы преобразить ее силой Своего воскресения. В Нем, умершем и воскресшем ради нашего спасения, достигают полноты своего сияния образцы веры, которыми отмечены эти два тысячелетия нашей истории спасения.
Верой Мария вняла слову ангела и поверила вести о том, что она в своем преданном послушании должна стать Матерью Бога (ср. Лк 1, 38). Посещая Елисавету, она вознесла Всевышнему песнь хвалы за чудеса, совершенные Им во всех вверившихся Ему (ср. Лк 1, 46-55). С трепетом и радостью она родила своего единственного Сына, сохранив при этом неповрежденную девственность (ср. Лк 2, 6-7). Доверившись Иосифу, своему обручнику, она унесла Иисуса в Египет, чтобы спасти Его от преследований Ирода (ср. Мф 2, 13-15). С той же верой она следовала за Господом во время Его благовествования и оставалась с Ним вплоть до Голгофы (ср. Ин 19, 25 27). С верой Мария вкусила плоды воскресения Иисуса и, храня в своем сердце все воспоминания (ср. Лк 2, 19, 51), передала их Двенадцати, собравшимся с Нею в Горнице, чтобы принять Святого Духа (ср. Деян 1, 14; 2, 1-4).
Верой апостолы оставили все, чтобы последовать за Учителем (ср. Мк 10, 28). поверив словам, которыми Он возвещал Царствие Божье, присутствующее и свершившееся в Нем (ср. Лк 11, 20). Они пребывали в общении жизни с Иисусом, Который наставлял их в Своем учении, оставив им новое правило жизни, по которому в них после Его смерти должны были узнать Его учеников (ср. Ин 13, 34-35). Верой они обошли весь мир во исполнение заповеди проповедать Евангелие всей твари (ср. Мк 16, 15) и, отбросив всякий страх, возвещали всем радость воскресения, которому они стали верными свидетелями.
Верой ученики учредили первую общину, сплотившуюся вокруг учения апостолов в молитве и совершении Евхаристии, отдав все, что имели, в общее пользование для обеспечения потребностей братьев (ср. Деян 2, 42-47).
Верой мученики отдавали свои жизни, чтобы засвидетельствовать об истине Евангелия, преобразившего и сделавшего способными принести величайший дар любви, прощая своих преследователей.
Верой мужчины и женщины посвящали свои жизни Христу, оставляя все, чтобы жить в евангельской простоте послушания, бедности и целомудрия – конкретных знаков ожидания Господа, Который не замедлит придти. Верой многие христиане включались в дела справедливости, чтобы обрели конкретную форму слова Господа, пришедшего возвестить пленным освобождение и лето благодати всем (ср. Лк 4, 18-19).
Верой на протяжении веков мужчины и женщины всех возрастов, чьи имена записаны в Книге жизни (ср. Откр 7, 9; 13, 8), сознавали красоту следования за Господом Иисусом там, где они были призваны давать христианское свидетельство: в семье, на работе, в общественной жизни, в реализации даров и служений, которые им поручены.
Верой живем и мы: ради истинно познанного Господа Иисуса, присутствующего в нашей жизни и истории.
14. Год веры будет также благоприятной возможностью для более пламенного свидетельства любви. Св. Павел напоминает: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13, 13). Еще более сильные слова которые всегда подстегивали христиан, употребляет апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак 2, 14-18).
Вера без любви не приносит плодов, а любовь без веры была бы чувством, всегда подверженным сомнению. Вера и любовь нуждаются друг в друге, помогая одна другой идти своим путем. Немало христиан с любовью посвящают свои жизни одиноким, всеми покинутым или отвергнутым, т.е. тем, к кому нужно идти и поддерживать в первую очередь, потому что именно в них отражается сияние лика Самого Христа. Верой мы можем узреть образ воскресшего Господа в тех, кто нуждается в нашей любви. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40) эти слова напоминают нам о том, чего нельзя забывать, и непрестанным зовут нас ответить на ту любовь, с которой Он печется о нас. Вера позволяет узнать Христа, а Его любовь побуждает нас помогать Ему всякий, когда на нашем жизненном пути Он становится нашим ближним. Подкрепляемые верой, давайте с надеждой смотреть на наше служение в мире, ожидая «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр 3, 13; ср. Откр 21, 1).
15. Уже на закате своей жизни апостол Павел просил ученика Тимофея «держаться веры» (ср. 2 Тим 2, 22) с тем же постоянством, с каким тот держался ее в детстве (ср. 2 Тим 3, 15). Прислушаемся к этому увещеванию, обращенному к каждому из нас, и не будем ленивы в вере. Пусть она сопутствует нам в жизни, позволяя нам всегда новыми глазами видеть чудеса, которые совершает для нас Бог. Стараясь распознавать знамения времени нашей нынешней истории, вера побуждает каждого из нас становиться живым знамением присутствия воскресшего Господа в мире, который сегодня особенно нуждается в убедительном свидетельстве тех, чьи умы и сердца просвещены словом Господа и кто в силах открыть умы и сердца многих других жажде Богу и истинной жизни, у которой не будет конца.
Пусть «слово Господне распространяется и прославляется» (2 Фес 3, 1). Пусть этот Год веры еще более укрепит нашу связь со Христом Господом, потому что только в Нем мы черпаем уверенность в будущем и гарантия подлинной и прочной любви. Последний луч света проливают на веру слова апостола Петра: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Петр 1, 6-9). В жизни христианина есть место и для радости, и для страданий. Сколько святых испытывали одиночество! Сколько верующих и в наши дни терзаются молчанием Бога, желая услышать Его утешающий голос! Жизненные невзгоды, помогая постичь тайну креста и приобщиться страданиям Христовым (ср. Кол 1, 24), являются прелюдией той радости и надежды, к которым приводит вера: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12, 10). Мы с непоколебимой уверенностью веруем в то, что Господь Иисус победил зло и смерть. И с твердым упованием мы вверяем себя Ему; Он присутствует среди нас, побеждает власть лукавого (ср. Лк 11, 20), и Церковь, видимая община Его милосердия, пребывает в Нем как знамение окончательного примирения с Отцом.
Препоручим же это благодатное время Богородице, о которой сказано: «блаженна Уверовавшая» (Лк 1, 45).
Бенедикт XVI
Перевод Армана Нурланова
Литургическое воспоминание св. сестры Фаустины Ковальской (5 октября) в католическом приходе Пресвятой Троицы в Петропавловске, окормляемом с 1993 г. отцами-редемптористами, отмечалось в этом году особым образом. Именно в этот день совершилось первое епархиальное паломничество архиепархии св. Марии в Астане в недавно провозглашенное архиепископом Томашем Пэтой (15 апреля 2012 г.) святилище Божьего милосердия, которое праздновало свой первый престольный праздник.
Торжественную Мессу отслужил епископ Януш Калета, ординарий Карагандинской епархии, вместе с архиепископом Томашем Пэтой, его епископом-помощником Атаназиусом Шнайдером, бывшим епископом Карагандинским Яном Павлом Ленгой, епископом-помощником Келецкой епархии (Польша) Казимиром Гурда, а также многими священниками. Во время Евхаристии были торжественно внесены мощи бл. Михала Сопочко, исповедника и духовного наставника св. Фаустины, ставшего впоследствии истинным апостолом культа милосердия. С личностью этого священника присутствующих познакомил перед св. Мессой о. Казимир Фризел, редемпторист, известный преподаватель и духовный наставник, который с 2 по 5 октября проводил в Петропавловске духовные упражнения для священников.
Всех приглашаем в паломничество в Петропавловск в святилище Божьего милосердия.
О. Михаил Сопочко (1888-1975 гг.), апостол милосердия, духовный наставник св. Фаустины Ковальской. День памяти отмечается 15 февраля. Польский священник, основатель Конгрегации сестер милосердия Иисуса, родился в Новосаде. Изучал богословие в университетах Вильнюса и Варшавы и завершил свое образование в 1926 г. докторской диссертацией по нравственному богословию.
Став духовным наставником семинарии в Вильнюсе в 1928 г., он одновременно начал преподавать в местном университете и в семинарии Белостока. С 1918 г. по 1932 г. был капелланом польской армии. Сам Христос сказал с. Фаустине об о. Михаиле: «Вот наглядная помощь для тебя на земле. Он поможет тебе осуществить Мою волю на земле» («Дневник», 53). В другом отрывке своего «Дневника» святая рассказывает о том, как о. Сопочко, вопреки трудностям, распространял культ милосердия: «О, мой Иисус, Ты видишь, как я признательна за о. Сопочко, который сильно продвинул Твое дело. Эта такая смиренная душа умеет противостоять всем бурям и не падать духом перед препятствиями». («Дневник», 1586). В свою очередь сам о. Михал в своем дневнике пишет о том, как он благодаря св. Фаустине вновь открыл для себя милосердие: «Существуют истины, которые мы знаем, о которых слышали и о которых часто говорят, но которые люди не понимают. Так было и со мной в том, что касается истины о божественном милосердии. Необходимо было, чтобы простая монахиня, сестра Фаустина из Конгрегации сестер Богоматери милосердия, направляемая интуицией, поговорила со мной о нем». «Сначала я плохо понимал, что это такое, пишет Сопочко, я слушал, сомневался, задавал себе вопросы. И только по прошествии нескольких лет я понял важность этого дела, необъятность этой идеи». Поэтому он решил, что вера в божественное милосердие, распространение его культа среди людей станут отныне главной задачей его жизни. Михал Сопочко умер 15 февраля 1975 г. Он был провозглашен блаженным в воскресенье 28 сентября 2008 г. в Белостоке.
По этому случаю Папа Бенедикт XVI во время молитвы «Ангел Господень» в Кастель-Гандольфо напомнил о том, что св. Фаустина описала свой мистический опыт и явления милосердного Иисуса в своем известном «Дневнике» именно по совету своего духовного руководителя. «Также благодаря его стараниям был написан и передан миру образ с надписью "Иисус, уповаю на Тебя", за созданием которого очень внимательно следила св. Фаустина. В годы советских гонений этот таинственный источник, из которого Христос призывает нас черпать милосердие, был спрятан в Белоруссии, а сегодня он выставлен в церкви Пресвятой Троицы в Вильнюсе. О. Сопочко прославился как усердный священник, воспитатель и пропагандист культа божественного милосердия», отметил понтифик. «Этой беатификации радуется в доме Отца мой возлюбленный предшественник, раб Божий Иоанн Павел II. Это он вверил мир божественному милосердию», сказал Папа в заключении. Для Иоанна Павла II божественное милосердие действительно было пределом, которым Бог ограничил зло. Поэтому трагедии XX в. не остановили распространение послания милосердной любви. А это значит, что последнее слово за любовью.
Приход Петропавловск