ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №3(211)'13
Изобретатель чипа «4004» встречается с душой


На чипе «4004», впервые выпущенном в 1971 г. компанией "Intel", написано "F.F. " – инициалы имени Федерико Фэггин. Эксперты считают этот чип первым настоящим микропроцессором и называют его "the miracle chip" – «чудесный чип», потому что он открыл путь к массовой информатике в том виде, в каком она известна нам сегодня. Это была та самая «гончарная глина», из которой лепили парни, подобные Биллу Гейтсу. Фэггин, специалист по электронике и физике, родившийся в Виченце и выросший в промышленном концерне „Olivetti", уже в 1968 г. преждевременно созрел для «утечки мозгов» в Силиконовую долину, где живет уже 45 лет. В 70-ых гг. он расстался с "Intel" и встал на собственные ноги. Создал в Купертино легендарную "Zilog" – маленькое королевство передовых идей, приносящих, к слову, большую прибыль. Вместе со своей командой изобрел тачпад, которым сегодня оснащены все ноутбуки и нетбуки, и был одним из первых разработчиков сенсорного экрана. В 80-ых гг. изучал проблему умного телефона с подключением к личному компьютеру. В итоге сегодня у нас есть "Skype" – первая система электронной почты с интерактивной передачей голоса и данных (в Италии скоро на рынок выйдет SIRI). Ему же мы обязаны фотосенсорами компании "Foveon".

В 70-летнем возрасте, устав от супертехнологий, Фэггин решает направить свою энергию на изучение сознания, основав Фонд Федерико и Эльвии Фэггин. Но и здесь он не идет по проторенному пути и отвергает методы Платона, Эйнштейна, Тьюринга и Поппера с сотоварищами... А в октябре великий технолог информатики принял участие в научном конгрессе в Бергамо, на котором присутствовали также такие выдающиеся умы, как, например, Джеймс Д. Уотсон и Френсис Крик – первооткрыватели ДНК.

- Господин профессор, Вы были первым, кто работал над созданием микропроцессоров – сердца компьютеров, а также тачпадов и сенсорных экранов...спрашивал Карло Диньола.
- Не буду скромничать, да.

- А теперь занимаетесь своей душой...
- Сознанием. В середине восьмидесятых я занялся нейронными сетями, со временем начал немного понимать, как функционирует человеческий мозг, и решил продолжить работу в этом направлении, чтобы попытаться создать новое устройство «познающего» типа. Суть идеи в том, чтобы сконструировать компьютер, который учился бы сам и, как следствие, мог бы развивать свои жизненно важные системы. Известные нам сегодня системы ничему не учатся; это механизмы, которые совершенно и очень быстро выполнят то, что им задано.

- Но человек – это нечто совсем иное.
- Мы способны воспринимать органами чувств информацию извне и оставлять себе из нее модель действительности. Но, что касается архитектуры этой системы и хода процесса, то об этом мы знаем все еще совсем немного. Я начал работать в этом направлении и занялся изучением нейронных сетей. В итоге нам удалось создать структуры распознания образа и голоса, которые оказались намного лучше, чем традиционные устройства искусственного интеллекта top-down. Но после пяти лет исследований стало ясно, что это не тот путь, который ведет к созданию познающей системы.

- И вас захватили и очаровали философские вопросы...
- Чем больше я узнавал о нервной системе, тем чаще задавался вопросом, почему никто до сих пор ничего не сказал о сознании. Оно было «слоном в комнате», как говорят англичане, то есть реальностью, которую нельзя не заметить, но при этом никто не хочет ее признать. Как оно функционирует и что вообще такое сознание?

- Чем от современного компьютера будет отличаться тот, который позволит нам постичь разум? Это будет какой-то совершенно иной «процессор»?
- Мы не знаем, как разум представляет информацию. В современном компьютере она представлена двучленными числами, которые «напиханы» в память... Что же касается разума, то мы даже не знаем, где находится память! И уж тем более нам неизвестно, какого типа «обработка информации» там происходит. Нам что-то удалось узнать о функционировании того или иного, но это лишь осколки, фрагменты; нам не хватает систематического представления. Человеческий разум, насколько мы в состоянии понять, использует различные подходы (аналогический, цифровой, пространственный, временной, но совершенно непонятно, как эти подходы сочетаются друг с другом. Для нас все еще остается тайной, как все это функционирует как система, которая мало того, что самостоятельно развивается от детского до взрослого состояния, но еще и сама себя исправляет: в этом есть что-то магическое. Вся наша технологическая информатика – идиотизм в сравнении с человеческим мозгом!

- А вам не кажется чем-то изумительным хотя бы то, что мы хоть как-то начинаем лепетать на языке нашего мозга?
- Да, мы добились больших успехов, которые я никак не хочу преуменьшать. Но мне хотелось лишь напомнить о пропорциях, о том, насколько жизнь огромнее, чем мы думаем. Мы воспринимаем разум как компьютер, т.е. как систему, которая обрабатывает информацию, но у него нет характерных черт известных нам компьютеров. Каким образом сигналы, восприятия доходят до разума (как сигналы входят в компьютер) и как они перерабатываются в ощущения, впечатления? Что значит видеть что-то красное? Откуда берется эта «краснота»? А что такое форма? Мы даже не знаем, с чего начать, и блуждаем в полном мраке.

- Вы коснулись только что вопросов, которыми философиями занимается уже две тысячи лет.
- Вы правы. Мы сегодня немного больше развиты технологически, чем психологически, эмоционально, духовно и этически. Нам кажется, что мы – машины. Да, мы машины, но не только. Вот в чем заключается глубокий смысл моего исследования. Конечно, мы живем в мире науки, а потому любое утверждение, и это также, нужно доказать: и данный труд нам еще предстоит.

Йозеф Колачек

Cв. Иоанн Непомук
мученик, память 20 марта


«Родился в 1330 г. в Непомуке в Богемии, рукоположенный в Праге, стал придворным проповедником короля Венцеслава и духовником королевы. Тем временем развратный монарх подозревал жену Яну в неверности и часто истязал ее, пытаясь добиться признаний в том, что существовало лишь в его воображении. В какой-то момент, он потребовал от о. Иоанна рассказать, в чем исповедуется жена. Священник ответил отказом и, несмотря на все угрозы, был непреклонен в своей решимости. В итоге король приказал утопить его в р. Молдове. Его сбросили с моста между шестой и седьмой опорой. Это случилось в 1383 г.» ("Avvenire").

Имя: «Господь благодетелен», «дар Господень» (евр.).
Символ: пальма, пять звезд, сутана.
«Римский мартиролог»: «В Праге в Чехии св. Иоанн Непомук, священник и мученик, многое претерпевший ради Церкви от короля Венцеслава и после пыток и издевательств брошенный еще живым в р. Молдову».

Св. Иоанн Непомук – мученик, претерпевший за таинства.
Родился в 1330 г. в Непомуке в Богемии. Изучал богословие в Праге, архиепископ которой впоследствии рукоположил его во священники.
Сразу же после рукоположения Иоанн стал с таким запалом возвещать слово Божье, что король Венцеслав назначил его своим придворным проповедником. Вскоре архиепископ в награду за пламенное служение удостоил о. Иоанна титула каноника кафедрального собора, а Карл IV - император Священной Римской империи, в состав которой входила в то время Чехия – предложил кандидатуру Непомука на пост епископа Лейтометицского. Однако, скромный каноник, оробевший перед такой честью и ответственностью, уговорил суверена отказаться от своего предложения.

Супруга Венцеслава Яна Баварская – чрезвычайно благочестивая женщина, выбрала о. Иоанна в свои духовники. Эта добрая королева часами простаивала перед Святыми Дарами, избегала даже тени греха и для всех служила примером великой добродетели. Однако развратный муж подозревал жену в неверности и даже нередко истязал ее, чтобы добиться признаний в том, что существовало лишь в его больном воображении. Так и не найдя ни малейшего повода для столь ужасных обвинений, король, тем не менее, не верил в невиновность Яны. В конце концов, он не придумал ничего лучшего, как допросить священника, чтобы посулами или силой заставить его рассказать обо всем, в чем исповедовалась королева.

Призвав к себе о. Иоанна, монарх сначала ласково говорил с ним, обещая великие почести. Но святой содрогнулся при таком предложении и смело ответил, что в этом случае не может подчиниться. Несколько дней спустя его вновь вызвали к королю, который на этот раз стал угрожать тюрьмой и еще более худшими наказаниями. Но священник остался непреклонен и на этот раз, и в следующий, когда Венцеслав пригласил его на обед. В энный раз услышав отказ, венценосец приказал своим головорезам бросить Непомука в р. Молдову, протекающую через Прагу. Ночью из опасения перед народными волнениями его привели на мост и сбросили в воду между шестым и седьмым основанием, где до сих пор стоит крест в память об этом преступлении. Шел 1383 г.
Утром следующего дня у берега плавало окруженный таинственным сиянием труп, в котором опознали о. Иоанна. Город бурлил, поскольку всем было ясно, кто совершил это злодеяние. В торжественном шествии тело перенесли к церкви св. Креста под всеобщее рыдание. Каждый счел своим долгом поцеловать ноги умершего священника, препоручая при этом себя его заступничеству.

Антонио Галуцци

Cтупени

Итак, мы поговорили уже о многих жестах и позах. И сейчас нам ясно уже, что мы делали?
Каждый раз речь шла о том, что было давно известно, но теперь явилось нам в новом свете. Мы тысячи раз видели все это, но смотрели не под тем углом, и лишь сейчас вроде бы привычное предстало перед нами во всей своей необычайной красоте. Как следует вжились в знаки, которые столько раз уже делали раньше, и отныне делаем их осмысленно, понимая смысл, скрытый в них.

Вот оно – выдающееся открытие! Именно так мы должны добывать то, что давно имели, чтобы оно было действительно нашим. Нам нужно учиться правильно видеть, правильно слышать, правильно делать. Это та великая школа, в которой мы учимся видеть и знать. Пока мы не пройдем эту школу, все останется для нас немым и темным. А когда мы постигнем все, то все откроется; откроется твое сердце, и оттуда, от этой основы, будет создана внешность. И ты узнаешь на личном опыте, что в самых обычных вещах, в обыденных действиях скрыт глубочайший смысл. В самом простом – величайшая тайна.
Вот, например, ступени. Ты тысячи раз уже проходил по ним. Но сознавал ли ты, что при этом в тебе происходило? Ведь что-то в нас происходит, когда мы поднимаемся по ним. Но это что-то мягкое и тихое, что человеку легко не заметить. Здесь скрыта глубокая тайна. Одно из тех событий, которое рождается в глубинах человеческого бытия; событие таинственное, необъяснимое разумом, но при этом каждый его понимает, потому что оно потрясает саму нашу глубочайшую сущность.
Когда мы поднимаемся по ступеням, то движутся не только ноги, но все наше существо. Мы поднимаемся и духом. И если мы делаем это осознанно, то ощущаем, что возносимся к той высоте, где все велико и совершенно, к небесам, где восседает Бог.

Но мы сразу же чувствуем тайну. Разве Бог наверху? Ведь для Него нет ни «наверху», ни «внизу»! К Богу мы можем приблизиться лишь в том случае, если станем чище, честнее, лучше. Но какое отношение с пребыванием «наверху» имеет чистота? Здесь даже нечего и объяснять. «Внизу» самим своим звучанием символизирует что-то низменное, плохое, а хорошее, надлежащее поведение указывает на вознесение нашего бытия в «Всевышнему», к Богу. Мы не можем этого объяснить, но это именно так; мы чувствуем, видим это!

Поэтому с улицы в церковь ведут ступени. Они говорят тебе: «Ты подымаешься в дом молитвы, ближе к Богу». Из нефа опять ступени ведут в пресвитерий, как будто говоря: «Теперь ты входишь в святая святых». И там человек поднимается к алтарю по ступеням. Тому, кто идет по ним, они велят, как некогда Бог повелел Моисею на горе Хорив: «Сними обувь свою, ибо это земля святая». Алтарь – порог вечности.
И это великая вещь! Понимаешь? Поднимайся по ступеням осмысленно, помня, что идешь вверх, оставляешь все низменное внизу и поистине восходишь «ввысь». Ты должен уяснить себе это сердцем, «восходить к Господу» - это самое важное.

Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)

Если мы примем полную ответственность, то будем по-настоящему счастливы?

Этот очевидный вопрос напрашивается сам собой. Мой ответ: не автоматически и не сразу. Уверен, вы слышали уже, что истина освобождает, но в ближайшей перспективе может причинить и негативные ощущения. Наше «сегодня», к сожалению, обременено нашим «вчера». Привычки глубоко сидят в нас. Мы привыкли «взрываться», и это время от времени будет ограничивать свободу наших реакций. Оправдываться «коротким замыканием» или «горячей кровью» значит снова обвинять. В действительности, все дело вовсе не в замыкании или горячности. Это вопрос привычки. Своим реакциям мы, скорее всего, когда-то научились у других. У думающих людей часто бывают думающие потомки. «Короткие замыкания» тоже случаются в одних и тех же семьях. Но повторение этих реакций может вести к тому, что они запустят в нас глубокие корни, пока не станут реакциями автоматическими: нажми на кнопку – получишь результат. И мы становимся рабами своих привычек. Мы – «дрессированные животные», а привычки – это обручи, в которые мы скачем. Вполне может быть так, что на ту или иную ситуацию мы отреагируем неправильно: например, раздражением. Но, если позволить этому раздражению стать железным навыком, то эта точка нашего личного роста станет нашей «тюрьмой». В этом случае, это для нас станет чем-то вполне естественным обвинять в собственных реакциях других людей или обстоятельства. Стоит нам попасть в этот заколдованный круг, и мы станем узниками своего больного места. И останемся в нем...
Но, если мы все же решимся принять ту полную ответственность, о которой речь шла выше, то сможем свободно понять и поправить свои реакции. А это верный путь к внутреннему покою и личному счастью. Я не могу подстроить мир под себя, но я могу изменить свои реакции на него. Могу изменить себя. Счастье начинается внутри.

Джон Пауэлл
Продолжение следует

Почему Ватикан?


Отвечает: о. Цезары Пачей

Почему Ватикан? Там умер и был похоронен св. Петр, которому Господь наш Иисус Христос вверил попечение о Своей Церкви. В I в. на этом месте был построен цирк. Здесь погиб и был похоронен св. Петр, а в начале IV в. христиане воздвигли над гробом апостола базилику, которая стала местом паломничеств к могиле главы апостольского сонма. В XVI в. здание находилось в столь плачевном состоянии, что пришлось строить новую церковь. Известный нам сегодня собор св. Петра возведен по проекту Микеланджело Буонарроти.

В древности Ватикан находился за стенами Рима. Здесь находился один из папских замков, в котором понтифики укрывались в опасные времена. Папы начали проживать в Ватикане с XIV в. В 1870 г., когда пала Папская область (древние папские владения, известные также как Церковное государство), бл. Папа Пий IX объявил себя узником Ватикана. Ранее понтифики как епископы Рима жили на Латеране (в центре Вечного города) рядом с кафедральным собором Христа Спасителя, который по сей день остается главным храмом епископа Римского.

Поскольку св. Петр умер именно в Риме, епископ Римский считается преемником св. Петра. Он печется о мощах апостола. Но епископ может исполнять вверенное ему служение, не живя в своем городе (в XIV в. Папы Римские 70 лет проживали в Авиньоне). На выбор «местожительства» приемников св. Петра сильно повлияли исторические обстоятельства. В 66 г. от Р.Хр. в Иудее началось антиримское восстание, итогом которого стало разрушение Иерусалима в 70 г. и разорение страны. Следующее восстание 132 г. повлекло за собой гибель Святого города и антиеврейские гонения. Рим же тогда был столицей империи, политическим и культурным центром мира.
А у Господа Свои планы, которые мы понимаем не сразу. Они открываются нам частично и постепенно.

Сделайте сами пасхальные украшения


Пасха – не только важнейший христианский праздник. Это к тому же еще один повод проявить свои творческие способности. Самый популярный атрибут этого праздника - пасхальное яйцо. Здесь мы предлагаем вам несколько способов его украшения при помощи простых и доступных материалов.

Самый распространенный способ - это окрасить яйца натуральными и искуственными красителями.
Среди природных красителей вы найдете широкую палитру цветов и оттенков. В прошлом чаще всего окрашивали с помощью луковой шелухи и свекольного сока. А для получения зеленых цветов наши бабушки использовали пюре из шпината. Желтый цвет получали при помощи отвара из березовых листьев или куркумы. Для получения сиреневого, фиолетового, розового использовали пюре из различных ягод, оттенков бежевого и коричневого - крепкое кофе, а синего - краснокочанную капусту.
В наше время возможностей для творчества намного больше, т. к. помимо натуральных материалов, есть очень большой выбор искуственных красителей и способов декорирования при помощи различных техник.

Декупаж сейчас очень распространен. При помощи любого бумажного клея и салфетки с рисунком вы можете создать свой маленький шедевр. Аккуратно оторвите рисунок с салфетки руками или вырежьте ножницами и приклейте к яйцу. Эта техника очень проста и эффектна.
Можно сделать маленькую клумбу с настоящей зеленью из скорлупы яйца, горсти земли и семян злаков или цветов.
А также сшить яйца из ткани и развесить эти украшения дома. Для этого вам понадобятся небольшие кусочки ткани разных цветов и фактур, лента или толстая нить для петли и немного синтепона, параллона или ненужных лоскутков для набивки внутрь.

Если у вас дома есть волшебный пакетик или коробочка с остатками различных тесемок, то как раз сейчас вы можете дать волю фантазии и использовать, казалось бы, совсем ненужные вещи для декора яиц. Клей, лента и ваша фантазия станут творцами еще одного маленького шедевра в украшении пасхальных яиц.
Наиболее простой способ украсить пасхальное яйцо - это обернуть его фольгой. Возьмите фольгу различных цветов и оберните яйцо.
При помощи ниток можно сделать самые разные узоры на яйце. Используйте нитки разных цветов, разной толщины и клей.
Желаем творческих успехов!

К. Ткачук


МОЛИТВА СВЯТОГО О. ПИО ОБ ОБРАЩЕНИИ ГРЕШНИКОВ


Со смирением прошу Тебя, Господи, по Великой Твоей доброте и милосердии, чтобы Ты удержал громы Своего гнева на несчастных грешников и одарил их благодатью обращения и покаяния. Ты, Господи, через Автора «Песнь песней» сказал, что «Ибо крепка, как смерть, любовь», поэтому от всего сердца прошу Тебя: «Воззри с неизреченной добротой на этих братьев и сестер, привлеки их к Себе и соедини неразрывными узами любви».

О, Господи, пусть снова встанут те, которые действительно умерли. Ты, который своим мощным голосом вывел из гроба смерти Лазаря, призови их мощным и крепким голосом и возврати им жизнь. Сделай, чтобы на Твое Слово оставили свои грехи и смогли со всеми искупленными Славить богатства Твоего Милосердия...

Ты сам, Господи, знаешь как постоянно многие живут вдали от Тебя - источника живой воды: как постоянно исполняются Твои Слова, что «жатвы много, а делателей мало», что уже дозрела жатва на поле Церкви! Чтобы она не растратилась от недостатка рабочих! Чтобы не собрали этой жатвы эмиссары сатаны, который очень активен! Не допусти, о самый сладкий Боже, но покажи Свою жалость и воззри на нищету и на духовные нужды современных людей, и прости вины грешников, и приведи их на пути справедливости и мира, ведущие к Твоему Царству жизни и бессмертия. Который живешь и царствуешь во веки веков.

Аминь.

Жить и веровать строки из «Катехизиса», 176-183

Ответ человека Богу

Откровением Своим «Невидимый Бог по обилию Своей любви обращается к людям как к друзьям и беседует с ними, что бы пригласить их к общению с Собой и принять их в это общение». Адекватным ответом на это приглашение является вера.

Верой своей человек полностью подчиняет Богу свой разум и волю. Всем существом своим человек дает согласие Открывающему Себя Богу. Священное Писание называет этот ответ человека Богу, дающему Откровение, «послушанием веры».

Вера есть личный акт — свободный ответ человека на инициативу открывающего Себя Бога. Но вера не есть изолированный акт. Никто не может веровать в одиночку, как никто не может жить в одиночку. Никто не дал веру сам себе, как никто не дал жизнь сам себе. Верующий получил веру от других и должен передать ее другим. Наша любовь к Иисусу и людям призывает нас говорить другим о своей вере. Каждый верующий — словно звено в великой цепи верующих. Я не могу верить без поддержки от веры других, а своею верой я помогаю поддерживать их веру.

Вера есть личное соединение всего человека с Богом, открывающим Себя. Она означает принятие разумом и волей Откровения Богом Себя, которое он даровал Своими действиями и словами. 176

Вера, таким образом, имеет две точки опоры: личность и истину; мы видим истину потому, что верим тому, кто о ней свидетельствует. 177

Мы не должны веровать ни в кого иного, кроме Бога—Отца, Сына и Святого Духа. 178

Вера есть сверхъестественный дар Божий. Чтобы веровать, человек нуждается во внутренней помощи Духа Святого. 179

Вера есть действие человека, сознательное и свободное, соответствующее достоинству человеческой личности. 180

Вера есть акт церковный. Вера Церкви предшествует нашей вере, рождает ее, поддерживает и питает. Церковь — мать всех верующих. «Никто не может иметь Бога Отцом если не имеет Церковь матерью». 181

«Мы веруем во все, что содержится в Слове Божием, в Писании или в Предании, и во что Церковь предлагает верить как в богооткровенное». 182

Вера необходима для спасения. Сам Господь утверждает: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16, 16). 183


Что говорят документы?

«Поэтому методическое исследование во всех сферах знания, если оно производится действительно научным образом и согласно нравственным нормам, по существу никогда не может противоречить вере; ибо земные реалии и реалии веры ведут свое начало от одного и того же Бога. Более того, тот, кто смиренно и постоянно старается проникнуть в тайну тварного мира, как бы ведется — хотя бы и не осознает этого — десницей Бога, Который поддерживает все существующее и делает его тем, что оно есть»28

«GS» 36, § 2.


На связи святые!

«Вера есть предвкушение знания, которое сделает нас блаженными в грядущей жизни».

Св. Фома Аквинский, Компендиум теологии 1, 2..