Такой статус был присвоен отреставрированному храму в с. Шарбакты еще 29 сентября прошлого года. Хотелось бы немного рассказать об истории возникновения храма и о трудном пути веры нашего прихода.
В Щербактинский район Павлодарской области в 1941 г. были насильственно депортированы немцы в связи с началом Великой отечественной войны. Вокруг п. Щербакты в основном оказались жители католической деревни Брабандер Саратовской области. Уже в Поволжье они потеряли священников. Для сохранения веры среди своих односельчан трудился только мирянин Александр Граф – слепой человек, который еще в Поволжье, а позже здесь, в нашем районе, учил людей вере, молился с ними и крестил их. Верующие собирались по домам и на кладбищах.
При реабилитации политических заключенных в 1956 г. из тюрьмы г. Славгорода Алтайского края был освобожден священник Антон Жишкъявичус, который стал тайно уделять таинства в деревнях нашего прихода. Многие католики были крещены в конце 50-х годов. Но о. Антону, в конце концов, пришлось переехать во Фрунзе (нынешний Бишкек).
Уже в начале 70-х годов прихожанин Егор Гергардович Латтеган начал добиваться официальной регистрации католической общины в нашей деревне. Власти неоднократно наказывали его за это, но все же благодаря его мужеству и верности католики смогли в 1979 г. открыть легальный молитвенный дом.
Еще раньше Егор Гергардович связался с о. Александром Бенем, который стал тайно уделять таинства верующим нашего прихода.
Для молитвенного дома верующие получили из Прибалтики две большие статуи Сердца Иисуса и сердца Марии и реликвию св. Казимира. Этот святой должен был стать покровителем прихода. С 1978 г. верующих в п. Щербакты ежемесячно посещал о. Франц, который был тогда настоятелем в г. Павлодаре. После его смерти 23 марта 1983 г. иногда приезжали священники из Прибалтики и других городов Казахстана: о. Иоанн Зубрас из Литвы, о. Болислав Бабраускас из Целинограда, о. Витанис Вашкалис, о. Виктор, о. Рафаэль, а затем о. Альбинас из Караганды. На рубеже 1985 и 1986 гг.
в п. Щербакты побывал греко-ка¬толический епископ Иосиф Чебурек, который уделил здесь многим верующим таинство миропомазания.
В марте 1990 г. в Павлодар был назначен настоятель – молодой священник родом из Караганды о. Иосиф Шмидтляйн. Отныне св. Месса еженедельно совершалась в с. Щербакты, а через некоторое время, и в трех других деревнях нашего прихода.
После провозглашения свободы вероисповедания в СССР в богослужениях стало участвовать много людей, и о. Иосиф начал строительство нового храма в с. Щербакты. В августе 1992 г. к нам приехали епископ Пауль Мария Хнилица из Рима, освятивший землю для нового храма, и епископ из Караганды Ян Павел Ленга, уделивший многим таинство миропомазания.
В 1993 г. к нам в село приехали на миссию сестры Семьи Марии. А в 1994 г. в нашем приходе началислужить два священника – о. Жан Марк Стооп и о. Лаврентий Шамбергер.
В августе 1996 г. был освящен новопостроенный храм во славу Божьего провидения, что стало для нашего прихода было большим праздником. Этому событию предшествовали годы настойчивых молитв и жертв верующих.
В 2004 г. к нам на миссию приехал о. Бонавентура Гарофало. Так как у храма были серьезные недостатки, новый настоятель начал реконструкцию, которая продлилась два года. Полностью поменялся интерьер церкви, отделка была сделана в стиле рококо. И вот 29 сентября 2013 г. отреставрированный храм был освящен. В алтарь нашего храма добавлены к мощам св. Казимира добавлены мощи св. Николая Чудотворца, св. Себастьяна и св. Фиделия Сигмарингенского.
Освящение совершил архиепископ Томаш Пэта. В торжестве так же принимали участие многочисленные гости, такие как основатель Семьи Марии о. Пауль Мария Зигль, настоятель греко-католического храма г. Павлодара о. Ярослав Головчук и многие другие священники.
На завершение торжественного богослужения произошло важное событие в истории нашего прихода. Архиепископ Томаш Пэта вручил о. Бонавентуре декрет о провозглашении храма в с. Щарбакты архиепархиальным святилищем Божьего провидения.
Мы, прихожане, искренне благодарим каждого, кто участвовал в созидании нашего храма, и сердечно приглашаем всех посетить наше святилище!
Ольга Краль
Прихода Марии – Помощи христианам
Архиепархия в Астане
В декабре 2013 г. приход св. Терезы от Младенца Иисуса, который находится в г. Шымкент, получил возможность обрести великое благословение Божье благодаря приезду епископа Хосе Луиса Мумбиелы Сиерры. Ведь он, во-первых, является наместником Христа на земле, а во-вторых, его преосвященство посвятил данному приходу много лет своей жизни, поскольку с 1998 г. служил здесь в качестве викария. В течение трех дней прихожане могли лично встретиться с ним, посоветоваться и услышать его пастырские наставления, особенно во время проповедей. На воскресной Мессе были уделены святые таинства крещения и миропомазания, благодаря которым Пресвятая Троица основала Свой храм еще в одной душе.
В субботу, 14 декабря, епископ Хосе Луис освятил новый монастырь и часовню сестер служительниц Господа и Девы Матарской.
Немного из истории.
Как все начиналось?
Провидение Божие желало миссионеров для г. Шымкента, поэтому епископ епархии Пресвятой Троицы в Алматы Генрих Феофил Хованец пригласил Религиозную семью воплощенного Слова для работы в приходе св. Терезы от Младенца Иисуса. Сначала приехали священники Воплощенного Слова, а со временем и сестры служительницы Господа и Девы Марии Матарской из той же религиозной семьи.
5 августа 2007 г. служительницы Господа и Девы Марии Матарской основали первый монастырь в Казахстане, в г. Шымкент. Основательницами стали настоятельница Мария Кор Дульче (Перу), с. Мария Милагро (Аргентина) и с. Мария Бенигна (Бразилия).
С самого начала миссии сестры жили в доме, который не был приспособлен для монастыря, поэтому они все время молились св. Иосифу, чтобы он помог им найти дом и деньги... И, как известно, обручник Приснодевы никогда не оставляет тех, кто искренне и с доверием просит о его милости.
Во что вылилось благодаря провидению Божьему и св. Иосифу?
Св. Иосиф дал ответ на бесчисленные молитвы общины, и сестры получили материальную помощь, а со временем нашли и дом, который можно было приспособить под монастырь.
В феврале 2013 г. началась реконструкция приходского гаража. Как это часто бывает, в ходе работ возникали различные непредвиденные и неожиданные ситуации, и увеличилась смета, так что расходы уже нечем было оплачивать. Но, несмотря ни на что, провидение Божье желало этого дома для монастыря и прекрасной часовни и послало людей, материальную помощь и все необходимое для завершения проекта. Эта реконструкция еще раз показала, что успех наших дел зависит не от страны, города, культуры, людей, денег или места, где мы находимся, а только от провидения Божьего, которое направляет все в нужное русло и руководит всем так, как угодно Богу, а нам остается лишь учиться воплощать замысел Его провидения в нашей повседневной жизни.
В сентябре 2013 г. закончилась реконструкция гаража, и получился прекрасный монастырь для апостольской деятельности.
14 декабря 2013 г. состоялось освящение монастыря. В первую очередь был освящен крестный путь в новой часовне. Мессу епископ Хосе Луис начал со слов благодарности матушке Марии Кор Дульче, которая основала эту миссию и построила новый монастырь, а теперь служит в Украине. Затем он представил крестный путь, особенность которого состоит в том, что в каждое стояние вделан камешек со Святой земли. Его преосвященство при этом сказал: «Каждый, кто будет приходить, чтобы помолиться в этой часовне, будет, как на Святой земле..., сможет проходить вместе с Господом путь Его Страстей». Во время проповеди алматинский ординарий говорил о важности этого монастыря для города, о невидимых благодатях Божьих, которые получили все, кто занимался строительством, помогал материально, строил, проектировал... «Они построили не просто дом..., дом из камня..., дерева..., а монастырь, часовню! Они заложили "живые камни" для всего Шымкента. Это "живые камни", в первую очередь, потому, что здесь будет постоянно возноситься молитва сестер, это "живые камни" потому, что перед тем, как поставить их, многие и в разных местах уже молились о них, это "живые камни" потому, что здесь обитает Господь.
Торжество завершилось освящением всего монастыря и общей молитвой.
Благодарим Бога за все благодати, которые мы получили в течение этого времени: за то, что Он помог построить монастырь, за приезд епископа Хосе Луиса, за его слова и поддержку, за миссионеров, которые начали все это дело. Ведь благодаря всем этим событиям мы ощущаем беспрерывное присутствие Бога в нашей повседневной жизни, что дает нам сил для того, чтобы работать для душ, приближать их к Богу и наставлять на верный путь, указывая на высшие ценности и истинные идеалы.
м. Мария Благодати Колодий
Начало служения Евхаристок в Караганде в конце 1970-х гг.
Собственно история евхаристок в Казахстане и России начинается в 1976 г. По свидетельству сестер, религиозная жизнь католиков в городе была очень интенсивной. Несмотря на необходимость конспирации из-за преследований со стороны советской власти, священники служили литургию по домам, люди собирались на молитву и на подготовку к таинствам. Была также создана молодежная группа, несколько встреч которой состоялись в начале 1970-х гг., благодаря Иосифу Верту, Валентине Детцель и епископу Александру Хире. Но группу обнаружили сотрудники КГБ и запретили собрания. Однако, эти встречи выявили интерес молодых католиков к глубокой молитвенной жизни, их жажду развивать свою веру и делиться ею с другими.
Как раз в то время священник-иезуит из Кустаная о. Альбинас Думбляускас искал женскую монашескую конгрегацию для группы девушек литовского происхождения, которые под его руководством пытались жить в подражании Христу в созданной им общине Малых сестер Младенца Иисуса.
Сначала заместитель провинциала иезуитов о. Иоанн Данило, а затем о. Альбинас Думбляускас обратились к настоятельнице евхаристок на территории СССР матери Аполонии Петкун с просьбой принять эту группу девушек в ее конгрегацию. С. Ядвига Виршута, посетив Караганду весной 1976 г., познакомилась с общиной «малых сестер» и убедилась в том, что кроме них здесь есть много девушек, желающих поступить в монастырь, после чего сестры ответили согласием.
В итоге 1 июля 1976 г. две сестры – Ядвига Виршута и Леокадия Вайчите – выехали из Вильнюса в Караганду. Уже 9 июля они смогли купить дом по ул. Сейфулина, 138, на имя с. Ядвиги, с. Леокадии и кандидатки Марии Фейст. С. Ядвига исполняла функции настоятельницы и руководила новициатом. Малые сестры Младенца Иисуса были приняты в послушницы 12 августа 1976 г., а 15 августа был освящен дом и часовня Христа Царя. Сразу стали приходить кандидатки из депортированных в Казахстан немецких семей. Именно они стали тем семенем, из которого развилась Российско-казахстанская делегатура евхаристок. Первые восемь из них были приняты в новициат матерью Аполонией Петкун 20 ноября 1976 г. Это были Мария Фейст, Анна Шмидтляйн, Ида Фейст, Мария Шмидтляйн, Елена Хатикова, Валентина Шмидтляйн, Роза Деймунт, Ида Вельтер. В церемонии принял участие вице-провинциал отцов мариинцев в Литве о. Франц Рачунас. Богослужение проводилось при полной конспирации. Через два года, 15 июля 1978 г., в Вильнюсе первые из карагандинок принесли монашеские обеты в Конгрегации служительниц Иисуса в Евхаристии.
С началом служения евхаристок в Караганде совпало и разрешение на открытие Церкви в Майкудуке, полученное 28 января 1977 г. Замечателен тот факт, что накануне, 27 января 1977 г., в день памяти архиепископа Георгия Матулевича, паломники из Караганды молились в этом намерении у его гроба в Мариамполе!
Открытие храма позволило сестрам в Караганде постепенно развивать более открытую работу. Они проводили катехизацию для детей и молодежи, собираясь по домам у надежных людей. Во время летних каникул подготавливали детей к первому причастию. Организовывали группы министрантов, занимались с девочками, подготавливали все необходимое для процессий, которые проводились очень часто. Кроме того, сестры изготавливали алтарные и священнические облачения и поддерживали порядок в храме.
В 1977 г. в конгрегацию были приняты Анна и Мария Мессмер, а позже – Анна Мерковская, Клара Риттер и Флора Штивих. За первые четыре года служения евхаристок в Караганде (с 1976 по 1980 гг.) в конгрегацию вступило около 30 сестер. Конечно, всем им еще предстояло пройти этапы послушничества или кандидатуры, но, по мнению с. Галины Стшелецкой, являвшейся в то время генеральной настоятельницей конгрегации и посещавшей сестер в Казахстане, христианское воспитание в родительском доме позволяло даже самым молодым сестрам жертвенно, ответственно и великодушно исполнять обязанности монашеской жизни и порученные функции.
Развитие конгрегации в 1980-1991 гг.
В 70-80-е гг. Католическая Церковь в Советском Союзе едва начала возрождаться после нескольких десятилетий преследований. Люди, заброшенные судьбой в казахстанские степи или сибирскую тайгу, долгие годы ждали исповеди и св. Мессы. Нужны были те, кто мог бы приготовить их к принятию таинств. Хотя сестры вынуждены были работать на государственных предприятиях, они находили время и для посещения множества городов и деревень, где проводили катехизацию для людей всех возрастов. Миссионерская работа развивалась. Постепенно, несмотря на преследования со стороны властей, количество сестер в Казахстане увеличивалось, и с 1984 г. евхаристки открывали новые дома (со временем их число в России, на Кавказе и в Центральной Азии достигло девяти).
Однако, развитие и распространение конгрегации сопровождалось не только радостью численного и духовного роста, но и многочисленными трудностями. Так настоятель прихода св. Иосифа в Караганде о. Альбинас потребовал, чтобы сестры евхаристики ограничили свою деятельность исключительно Казахстаном. Скорее всего, это только была лишь внешняя сторона конфликта, истинные причины которого крылись в том, что священник испытывал тяжелое давление со стороны КГБ, вынуждавшее его жертвовать сестрами ради сохранения прихода, храма, семинаристов. По всей видимости, власти таким образом хотели уничтожить молодую, но крепкую монашескую общину. Одной из сестер о. Альбинас как-то сказал: «Если вы останетесь вместе в общине, то повредите церкви и кандидатам в семинарии».
Одновременно начались гонения со стороны властей в виде обысков и допросов. На долгие годы сестры ушли в еще более глубокое подполье. В доме по Сейфулина, 138, они сделали новый потайной ход с задней стороны, и все молодые сестры впоследствии им пользовались, чтобы входить и выходить незамеченными. Так как храм находился в 18 км. от Михайловки – района, где жили сестры, и добираться туда было трудно, то в начале 1980-х гг. сестры купили дом в Майкудуке по ул. К. Либкнехта, 40а. Ремонт делали спешно, чтобы быстрее закончить и освятить дом. Освящение совершилось неожиданно. Ремонтные работы еще продолжались, как вдруг 15 октября 1982 г. средь бела дня (а это было опасно!) приехал епископ Александр Хира, попросил освященной воды и посвятил дом Матери Божией – Царице святого розария. Это было последнее, что он смог сделать для сестер на своем пути к больнице, где умер от рака легких в мае 1983 г.
После очередного обыска сотрудниками спецслужб сестры перенесли Святые Дары в маленькое отверстие на дне тумбочки, замаскированное так тщательно, что его уже невозможно было обнаружить. Молодым монахиням пришлось вернуться к родным и жить у них. Родители поддерживали своих дочерей, молясь о них и позволяя встречаться в своих домах по двое или по трое, чтобы не вызывать больших подозрений. Сестры собирались в лесопосадке и на кладбище, чтобы вместе помолиться, поговорить. Планомерное изгнание евхаристок со всех участков работы в приходе закончилось тем, что настоятельницы постепенно выслали всех молодых монахинь из Караганды. Последними были с. Елена Хатикова, выехавшая в 1985 г. в Маркс, и с. Мария Фейст, отправившаяся для основания монашеского дома в Оберкотцау (Германия). До 1992 г. в Караганде смогли остаться только старшие по возрасту сестры, которые не переставали служить Церкви своей жертвой и молитвой.
О. Альбинас скоропостижно скончался 10 января 1991 г. от цирроза печени. Диагноз был поставлен в декабре 1990 г., накануне Рождества. Как и епископ Александр Хира, он был похоронен у стен храма.
Жизнь Евхаристок в Казахстане после 1991 г. в условиях религиозной свободы
С возрождением структур Католической Церкви в бывшем СССР сестры вышли из подполья. Караганда была первым местом, где уже в 90-е гг. монахини смогли постоянно носить монашеское облачение. В 1991 г. евхаристки переехали в дом по ул. Чапаева 53, расположенный недалеко от храма св. Иосифа в Майкудуке.
В 1993 г. конгрегация была поделена на территориальные делегатуры. Дома в Казахстане, России и Грузии вошли в состав Российско-казахстанской делегатуры с центром в Марксе – небольшом городке Саратовской области России.
Уже две евхаристки завершили свой жизненный путь в Караганде и похоронены на местном кладбище – это с. Агата Ужупите (1902-1978 гг.) и с. Клара Риттер (1925-2006 гг.).
Продолжая дело отца-основателя, сестры на протяжении всех лет служения в Казахстане откликаются на все нужды молодой Церкви: ведут различные приходские группы для детей и взрослых, организуют детские и молодежные лагеря, участвуют в паломничествах, шьют литургические одеяния, стирают церковные вещи, пекут гостии для св. Мессы, помогают священникам в душепастырской работе в отдаленных местностях. С середины 1990-х гг. карагандинские евхаристки посещают женскую колонию в Коксу. В начале 2000-х гг. в течение нескольких лет они помогали в приходском детском саду.
Ежедневно в монастырской часовне сестры собираются на молитву для совместного служения литургии часов, личного размышления и поклонения Святым Дарам. В духовной и апостольской деятельности конгрегации центральное место занимает Тайна Евхаристии. Ведь сказавший: «сие есть Тело Мое», также сказал: «алкал Я и вы дали Мне есть» и «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
С. Наталья Ивашковская (SIE)
7 декабря 2013 г. мне посчастливилось быть на аудиенции с Папой. Но не в широких объятьях площади св. Петра, вмещающих тысячи паломников, а в самом сердце Ватикана – в апостольском дворце.
У входа в Ватикан сопровождающий нас священник дал нам специальные инструкции. Он предупредил, что радоваться по-человечески и гордиться встречей с его святейшей знаменитостью нормально. Но аудиенция с Папой имеет гораздо более глубокое духовное значение. А еще он сказал, что мы, наверное, сможем что-нибудь сказать Святому Отцу. И я всерьез задумалась, что же сказать Папе?
На аудиенцию мы шли ватиканскими дворами, охраняемыми пестрыми швейцарцами. Мы шли не спеша, но мысли опережали шаги. «Может сказать Папе Франциску: "Мы тебя любим"? Но вдруг это прозвучит слишком дерзко? Ведь Папа – еще и преемник наследия всей Католической Церкви и наместник Христа на земле». Не то, надо было сказать что-то другое.
По дороге я все больше сознавала, что происходит, и все больше радовалась. В преддверии апостольского дворца я поняла, что вхожу в Царство Папы – в Царство моего Господа, которое Бог обосновал на земле, и радость моя стала тихой и глубокой.
В зале аудиенции нас было около 100 человек. В основном это были представители Папского совета по делам мирян – люди уважаемые и сделавшие большой вклад в миссию Церкви и в общество. Я сидела на последнем ряду, со студентами. Ерзала на кресле. «Может мне сказать Папе, что меня зовут Ксения? Но ведь есть еще и моя семья, моя Церковь, те, с кем я дружу, с кем работала, мой город, моя страна – все то, из чего я была избрана. Я понимала, что ничем не заслужила этой привилегии, и от того, молилась еще сильней от имени всех людей, которых я представляла. И еще о единстве Церквей молилась, о моей бедной православной Церкви, в которой была крещена в детстве, разрозненной и лишенной единого пастыря.
В своем обращении Папа говорил о провозглашении Евангелия в эпоху интернета с его виртуальной реальностью: о важности настоящих человеческих отношений и непосредственной встрече с людьми, а также о том, что миссионерская Церковь должна присутствовать и в интернете.
В конце аудиенции он пожелал поприветствовать каждого своего гостя лично. Потянулась длинная вереница посетителей. Многие пытались преклонить перед Понтификом колено и традиционно приложиться губами к его перстню – Кольцу рыбака, но Папа не позволял. Он поднимал людей, так что, в основном, гости просто пожимали ему руку.
Когда настала моя очередь, я уже знала, что сказать. Глубокий мир наполнял всю меня, и я чувствовала себя дома. Я протянула руку и сказала: «Папа, я из Казахстана. Я счастлива быть католичкой».
Он взял мою руку, улыбнулся и ответил: «Молись обо мне». Ведь Папа, восседающий на святом престоле, еще и человек.
Ксения Готовская
Вопрос, который не оставит никого равнодушным.
Рождественское время – это время радости и новых надежд, которые дает Младенец Иисус. А для некоторых это было также время задуматься о... смысле жизни и о своем призвании.
С 5 по 7 января в г. Кокшетау проходили реколлекции для девушек, задумывающихся о призвании к монашеской жизни. Организаторами стали о. Алексей и о. Рафал, а также монахини, помогающие в душепастырской работе с призваниями архиепархии Астаны. Благодаря помощи сестер и отцов приехало 7 девушек. Для некоторых из них эти реколлекции были первым опытом тишины – пребывания с Богом один на Один. Отцы проводили конференции, которые давали духовную пищу для сердца: о смысле жизни и выборе своего пути, об отношениях с Богом и о трудностях, связанных с выбранным путем. У девушек была также возможность личного разговора.
В ходе веселого вечера сестры поделились свидетельством о своем призвании, чтобы поблагодарить Бога за чудеса, происходящие в их жизнях, которые полностью отданы Ему. А когда попросили девушек рассказать, как они пережили это время, то все сказали, что было хорошо, но мало!!!
Призываем всех молиться не только об этих девушках, но и о новых призваниях к священству и монашеству из Казахстана, чтобы молодые люди все более и более открывали свои сердца Любви Бога, наполнялись ею и служили ближнему и нашей стране.
С. Клара
Община блаженств
Сладостью финика,
Горечью пыли.
А смуглые пальцы
Сеют песок,
Отбирая
Ладана тонкий звук.
Спит,
Как ребенок.
А черные пальцы
Гладят
Мягкое тело песка,
Выбирая
Золото для Господина.
Затаилась,
Как сердца удар
Под рукою любимой.
А руки, что снега белее,
Сплетают туман
В смирны
Нежные слезы.
В зеркала гладь,
Подумай,
Тронув морщинки:
Наверное, был и четвертый...
Дмитрий Алимаев (Алматы)
16) Борысович Антоний Борисович. В 1951 г. вновь был арестован. Отправлен в ссылку в Акмолинск, позднее переведен в Ад-Боксар (Казахстан). В 1953 г. освобожден из лагеря и выехал на Украину. Служил в Проскурове и Гречанах, где 6 мая 1966 г. скончался (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 269).
17) Бугенис Михаил Михайлович. С сентября 1922 г. – администратор прихода в Омске (священники местного прихода обслуживали католиков в Северном и Восточном Казахстане), где в 1931 г. был арестован. 21 августа 1931 г. приговорен к 10 годам тюремного заключения (ПП КОГПУ). В июле 1932 г. отправлен в Сиблаг (Западно-Сибирский край). В августе 1933 г. переведен в Бутырскую тюрьму, 19 октября освобожден и выехал по обмену в Литву. С 1933 г. служил в приходе св. Франциска в Каунасе, с 1946 г. – в Гедрайгое Молетского района, где до 1963 г. скончался (точная дата смерти неизвестна) (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 311).
18) Будка Никита Михайлович (греко-католический епископ). Обвинен 29 мая 1946 г. в преступлении, предусмотренном ст. 54-1 «а» и 54-11 Уголовного кодекса Украинской ССР. В приговоре говорилось: «В 1939 г. работал преподавателем на нелегально созданных курсах по подготовке священников-уни¬а¬тов для работы в восточных областях Украины. По заданию украинско-немецкой националистической организации УЦК в г. Львове он руководил богослужениями по жертвам большевистского террора. По ст. 46 Уголовного кодекса Украинской ССР был приговорен к 5 годам лишения свободы в лагере». Срок наказания отбывал в Карлаге, где умер 28 сентября 1949 г. от болезни (см. Шченсный А., Отцы церкви. Отцы наших отцов. Мы дети нашего Отца, Караганда, 2000 г., с. 190.)
19) Буковинский Владислав Иосифович. 5 мая 1945 г. приговорен к 10 годам ИТЛ. Отправлен в лагерь на Строительство 859 в Челябинской области, 9 апреля 1950 г. переведен в Степлаг (Джезказган Карагандинской области), откуда 14 августа 1954 г. был освобожден досрочно по зачетам рабочих дней. Отправлен в ссылку в Карагандинскую область, откуда 16 апреля 1956 г. был освобожден. Проживал и работал в Караганде, где нелегально занимался пастырской деятельностью. В 1958 г. вновь был арестован и приговорен к лагерному заключению. Отправлен в Озерлаг (пос. Чунь Иркутской области), откуда в 1961 г. был освобожден. Вернулся в Караганду, где развернул активную пастырскую деятельность, создав католическую общину. Верующие Караганды, а также немцы, выехавшие в Германию, до сих пор вспоминают его самоотверженное служение. «Воспоминания из Казахстана», написанные о. Владиславом и изданные в Париже на польском языке, поднимали дух верующих не только в СССР, но и в других странах. 3 декабря 1974 г. скончался в Караганде и здесь же похоронен (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 270-271).
20) Валентинович Виктор. Осенью 1930 г. стало известно о его аресте и высылке на 3 года в Кустанай (Казахстан). 11 сентября 1933 г. в ответ на запрос Польского Красного креста из Кустанайского отделения ЗАГСа пришло извещение о смерти о. Виктора в ссылке без указания даты (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 36-37).
21) Вардидзе Эмануил Павлович. Роди묬ся в 1886 г. в с. Арал под Ахалцыхом Тифлисской губернии. Один из двух братьев его был священником-иезуитом и миссионером, а одна из двух сестер была монахиней в грузинском монастыре в Стамбуле. В возрасте девяти лет был отправлен в школу при этом монастыре. Там же окончил духовную семинарию, потом обучался в Риме и в 1909 г. был рукоположен. Знал европейские, кавказские и древние языки. В 1914 г. вернулся в Грузию, служил в Ахалцыхе, позднее стал викарием прихода Успения Пресвятой Девы Марии в Тбилиси, с 1921 г. настоятель прихода свв. апостолов Петра и Павла. Приехавший в Тбилиси апостольский визитатор архиепископ Адриан Смете назначил его своим викарием. 7 марта 1927 г. обратился к апостольскому нунцию в Варшаве с просьбой о материальной помощи и в этом письме назвал себя «генеральным викарием Грузии, апостольской провинции Армении и Азербайджана». После передачи письма примасу Польши, его публикации и комментария по этому поводу в прессе для о. Эммануила начались трудные времена (о чем информировал польский МИД). В 1928 г. был арестован в Тбилиси, но благодаря вмешательству итальянских дипломатов в 1929 г. освобожден из тюрьмы. 7 сентября 1929 г. вновь арестован и приговорен к 5 годам ИТЛ. В марте 1936 г. находился в одном из лаготделений Карлага под Карагандой, откуда в 1940 г. был освобожден и отправлен в ссылку, где, очевидно, был вновь арестован и отправлен в Тайшетлаг. После освобождения из лагеря вернулся в Тбилиси, служил в храме свв. апостолов Петра и Павла. 25 марта 1966 г. скончался в Тбилиси и был похоронен рядом с храмом (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 272-273.)
Продолжение следует
Евгений Стариков
У человека есть разные силы: своим разумом он может понять окружающие вещи, звезды и горы, моря и реки, растения и животных и всю человеческую жизнь вокруг себя и вобрать все это в свой внутренний мир. Он может любить их, а может ненавидеть и отвергнуть; может противопоставить себя им или мечтать о них и привлечь их к себе. Он может взяться за окружающий мир и сделать его таким, каким пожелает. Разнообразные волны радости и желаний, печали и любви, спокойствия и волнения проходят через его сердце...
Но его самая благородная способность состоит в следующем: познать, что есть Кто-то выше его, чтить это высшее и пожертвовать ради Него самим собой. Человек может познать Бога над собой, может поклоняться Ему и отдавать себя «ради славы Божьей».
Но, чтобы в душе засияло Величие Божье, чтобы человек поклонился этому Величию, чтобы не закрывался эгоистично в себе самом, а вознесся над собой и отдавал себя ради славы достохвального Бога, нужна жертва!
Глубочайшая способность души – это способность к жертве. В глубочайшей его сущности сокрыты те тишина и ясность, из которых возносится жертва Богу.
И внешним видимым символом этого глубочайшего и сильнейшего в человеке является алтарь. Он стоит в самом святом месте храма, возвышаясь над окружающим пространством, которое, в свою очередь, отделено от сферы дел человеческих, отгорожено, как святыня души. Алтарь твердо поставлен на крепком возвышении, как настоящая воля в человеке, который знает о Боге и полон решимости отдать себя за Него. И на этом возвышении стоит стол, жертвенник, надлежаще подготовленное место, на котором приносится жертва. Никаких закутков, пустая поверхность. Ничего полутемного, никаких неясных действий, а только видимое глазам всех. Все так, как должна приноситься жертва в сердце. Все ясно перед глазами Божьими, без недомолвок и двусмысленностей.
Ведь и алтарь снаружи, и внутри связаны друг с другом. Алтарь снаружи – это сердце Церкви, а алтарь внутри – то самое глубокое, что есть в живой человеческой груди, во внутреннем храме, символом и образом которого является храм наружный.
Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)
В апостольском увещевании «Familiaris consortio» Папа Иоанн Павел II пишет, что «будущее человечества создается в семье». Она является основой общества и постоянно питает его, совершая свое служение: «В семье рождаются новые граждане, в семье они проходят первую школу нравственных добродетелей, которые становятся основой жизнедеятельности и развития самого общества».
Говоря об отношениях государства и семьи, нужно отметить, что, независимо от материальных условий, множество семей в мире живут, не теряя своего достоинства. Как свидетельствует ряд специализированных исследований, счастье и удовлетворение в браке зависят не от уровня материального благополучия, а в гораздо большей степени от глубоких и личных причин. В равных общественно-экономических условиях живут как счастливые, так и несчастные семьи. Эти различия являются следствием «качества» супружеской и родительской любви. Однако это не освобождает государство от долга поддерживать семью. Наоборот, государство обязано предпринять такие действия, которые ради блага семьи были бы направлены на реализацию следующих целей:
1) обеспечение правовой защиты семьи (гражданские права, т.е. неразрывность семьи и брачных уз, вопросы, связанные с имуществом, защитой детей, в первую очередь детей-сирот, а также еще нерожденных детей);
2) обеспечение реального признания общественного института семьи, супружества и детства со всеми их правами в средствах массовой информации и в системе образования;
3) обеспечение семье необходимых доходов, которые позволят ей вести нормальную и достойную жизнь (сфера политики социального страхования);
4) обеспечение продукции и услуг, отвечающих нуждам семьи (экономическая и социальная политика), сюда мы относим жилищные вопросы, вопросы образования, организации защиты жизни и опеки ребенка;
5. Гарантирование такой организации рабочего времени, которая оставляла бы родителям достаточно много свободного времени для воспитания своих детей (каникулы, отпуск, выходные).
Значение пола в жизни человека
Человек отличается от животного тем, что в его жизни важное место занимает процесс воспитания. Он развивает свои человеческие возможности и достигает подлинной зрелости только в общении с другими людьми. Это касается, в том числе, сферы половой жизни. В данной области каждый из нас получает более или менее хорошее воспитание.
То, какими мы становимся, зависит от трех факторов: от наследственности (врожденные черты) и от воспитания и самовоспитания (приобретенные черты). Сказанное относится, в частности, к сфере нашей половой жизни. Что мы получаем в наследство? Наш пол, то есть определенное строение тела и функции нашего организма, а также его способность так и не иначе реагировать на половые раздражители. Но то, как мы относимся к нашей реакции на половые раздражители – это дело воспитания. Многое в нашей жизни зависит от того, сумеем ли мы понять, что некоторые свойства нашей природы – это не только дарованное нам богатство, но и своего рода задание.
Функции пола
Функция передачи жизни
Дар пола самым непосредственным образом связан с функцией передачи жизни. В случае человека она выходит за рамки чисто биологического существования. У человека передача жизни носит личностный характер. Подчеркивая этот личностный аспект, мы имеем в виду тот факт, что человеческая пара, передающая жизнь, является парой разумных существ, осознающих, что они делают. Ибо сам факт передачи жизни еще не является несомненным признаком человеческой зрелости. Зрелость состоит в ответственной передаче жизни. Ведь вступая в половые гетеросексуальные отношения, мы становимся ответственными за возможность зачатия ребенка.
Продолжение следует
Валентина Лыкова
Релаксация с помощью позитивно обращенного стрессора
Некоторые обычно деструктивные стрессоры можно обратить в полезные. Например, большинство из нас вряд ли увидит что-то хорошее в том, что недолюбливает кого-то. Таких людей мы часто сурово осуждаем и избегаем их, если возможно. Когда все же приходится иметь с ними дело, мы стараемся скрывать свои чувства, но это нам дается нелегко. Один мудрый человек сказал: «Если хочешь быть чьим-то рабом, возненавидь его». Тогда он будет с тобой с утра до вечера и даже ночью. Ты будешь есть с ним рядом, и он испортит тебе пищеварение. Лишит тебя способности к концентрации, изуродует каждое приятное мгновение и отнимет покой и радость.
Как же сделать так, чтобы стресс, вызванный чем-то негативным, обратить в позитивный? Можно ли вообще превратить его во что-то полезное? Мне поможет, если я осознаю, что, ненавидя кого-то, я невольно отдаю ему в руки свое счастье. Я даю ему реальную власть над собой. Негативная стрессовая ситуация обратится в позитивную в тот момент, когда я вновь всерьез возьму ответственность за свое счастье на себя. Обычно это значит, что я должен простить человека, которого ненавижу. Должен освободить его от действительного или мнимого долга и избавить самого себя от той высокой цены, которую плачу за постоянное раздражение.
Мне кажется, что настоящее и полное прощение зависит от осознания того, что действия каждого из нас имеют смысл с психологической точки зрения. Всегда есть много такого, чего я не знаю о людях, которых осуждаю, и никогда не буду знать. Чтобы понять их, мне нужны сведения об их генетической наследственности, семье, воспитании, опыте, окружении и т.д. Как я уже писал, человеческий мозг весит около полутора килограмм. Но он хранит в себе больше информации, чем любой самый сложный компьютер, который когда-либо был создан. Действие активизирует все сведения, хранящиеся в мозге. Все они участвуют в каждой акции и реакции. А потому я никогда не могу быть уверен в том, насколько другой нуждается в прощении. Возможно, если бы я знал все информацию, вложенную в его мозг и сохраненную там, то не критиковал бы его, а сочувствовал бы ему. Но суть в том, что именно эта информация мне неизвестна.
Мне необходимо признавать свое неведение, а потом прощать этого человека, насколько он нуждается в моем прощении. Бог знает, что я сам часто нуждаюсь в том понимающем прощении, которое должен давать другим. В конце процесса прощения я буду уже не злиться на этого «согрешающего» человека, а жалеть его. Буду чувствовать мир, потому что освободил нас обоих от пут зла. И тогда я снова возьму на себя ответственность за свое счастье. Насколько я смогу все это сделать, настолько мой негативный стресс обратится в позитивный и полезный.
Или возьмем другой пример. Некоторые преподаватели выходят из себя, когда студенты не соглашаются с ними. Я сам часто попадаюсь в эту ловушку. Но ведь можно взглянуть на все и с другой стороны: когда цель разговора – это победа или поражение, проигрывают все. А если я прошу студента выразить свое мнение, то это ведет к разумному взаимообмену. От взаимообмена выигрывают все. Конечно же, для этого я должен отказаться от претензий на всеведение. Подобные претензии все равно трудно обосновать. Если же студент просто ведет себя нагло и неприятно, то стоит вспомнить, что те, кто так поступает, просто раненные люди. Такой подход может принести перемену, которая нам нужна, чтобы справиться со стрессом.
Тот же тип превращения можно использовать и при выражении чувств. Первое, что нам нужно осознать – это то, что чувства сами по себе не хороши и не плохи с нравственной точки зрения. Затем нам нужно осознать, что для человека всегда хорошо переживать и свободно выражать любые серьезные и полные чувства. Иначе у вас будут проблемы с желудком, а подавленные чувства начнут действовать разрушающе, если не смертельно. Мы настолько больны, насколько скрытны. Однако, чувства всегда нужно выражать в первом, а не во втором лице. Например: «Я злюсь!», а не: «Ты меня злишь!» Ясное понимание и простое усилие могут легко совершить чудо обращения. Вредный стресс станет полезным. Напряжение уступит место миру.
Итак, первое, что нам нужно – это познать, что стресс делает в нас. Превращение негативного стрессора в позитивный подобно чуду. То, что ранило меня, становится полезным. Часто к этому нас может побудить и поддержать в этом разговор с другими людьми. Особенно хорошо было бы в такой ситуации поговорить с человеком, который уже переживал подобный стресс и успешно прошел процесс его обращения.
Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř",
Продолжение следует