Верховного понтифика Франциска
Ведь именно как Сын, всецело преданный Отцу, Иисус смог победить смерть и сделать так, чтобы жизнь воссияла во всей полноте. Наша культура утратила способность воспринимать конкретное присутствие Бога, Его действие в мире. Нам кажется, что Бога можно только где-то в потустороннем мире, на другом уровне реальности, вдали от наших конкретных потребностей. Но, если бы так было в действительности, если бы Бог не мог действовать в мире, Его любовь не была поистине могучей, поистине реальной и, следовательно, не была бы той подлинной любовью, которая способна дать обетованное счастье. Было бы совершенно не важно, верить в Него или не верить. Христиане же исповедуют конкретную и могучую любовь Божью, которая действует в истории и предопределяет ее конечную судьбу, любовь, которую можно найти, которая во всей полноте была явлена в Страдании, Смерти о Воскресении Христа.
18. У полноты, которую Иисус придает вере, есть и другой решающий аспект. В вере Христос не только Тот, в Кого мы верим, высшее проявление любви Божьей, но и Тот, с Кем мы соединяемся, чтобы верить. Вера не просто созерцает Иисуса, а созерцает Его с точки зрения Иисуса, Его глазами: верить значит разделять Его видение реальности. Во многих жизненных ситуациях мы полагаемся на других людей, которые разбираются в чем-то лучше, чем мы. Мы полагаемся на архитектора, который строит на дом, на фармаколога, который предлагает нам лекарства для лечения, на адвоката, который защищает нас в суде. И нам нужен также кто-то сведущий, кому можно доверять в делах, касающихся Бога. И Иисус предлагает Себя нам как Тот, Кто открывает нам Бога (ср. Ин 1, 18). Жизнь Христа, Его образ познания Отца и жизни в глубоком единении с Ним открывает новую сферу для человеческого опыта, и мы можем войти в эту сферу. Святой Иоанн показывает значение личной связи с Иисусом для нашей веры с помощью различного использования глагола «верить». Наряду с «верить» в истинность слов Иисуса (ср. Ин 14, 10; 20, 13), Иоанн использует также выражения «верить Иисусу» и «верить в Иисуса». Мы «верим Иисусу», когда принимаем Его Слово, Его свидетельство, потому что Он говорит истину (ср. Ин 6, 30). Мы «верим в» Иисуса, когда впускаем Его лично в свою жизнь и отдаем себя в Его руки, соединяясь с Ним в любви и следуя за Ним по Его пути (ср. Ин 2, 11; 6, 47; 12, 44).
Чтобы дать нам возможность познать Его, принять и следовать за Ним, Сын Божий принял нашу плоть, и пройденный Им путь во времени сделал человеческим Его видение Отца. Христианская вера в воплощение Слова – это также вера в Воскресение во плоти. Это вера в Бога, Который стал так близок к нам, что вошел в нашу историю. Вера в Сына Божьего, ставшего человеком в Иисусе Назарянине, не отрывает нас от реальности, а позволяет проникнуть в ее глубочайший смысл, понять, насколько Бог возлюбил этот мир и как Он постоянно ведет его к Себе, и такое понимание помогает христианину с большей самоотдачей проходить свой земной путь.
Спасение через веру
19. Разделяя Иисусово видение реальности, апостол Павел оставляет в своих посланиях описание образа жизни верующего. Тот, кто верит, принимая дар веры, преобразуется в новое творение, обретает новую сыновнюю природу, становится сыном в Сыне. Выражение «Авва Отче», особенно характерное для опыта Иисуса, занимает важнейшее место и в опыте христиан (ср. Рим 8, 15). Жизнь в вере как жизнь сына является признанием первичного и абсолютного дара, на котором зиждется существование человека. Эту мысль лаконично выражает святой Павел, когда спрашивает коринфян: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор 4, 7). Она же является центром полемики святого Павла с фарисеями о спасении через веру или через дела закона. Апостол народов не приемлет самоуверенность тех, кто надеется оправдаться пред Богом через дела. Такие люди, даже если они исполняют заповеди и творят добрые дела, ставят в центр самих себя, не признавая, что всякое добро проистекает от Бога. Тот, кто поступает таким образом, кто претендует на то, чтобы быть источником собственной праведности, вскоре видит ее недостаточность и обнаруживает, что не может оставаться верными закону. И тогда он замыкается в себе, изолируясь от Бога и других, и жизнь его становится пустой, а дела – бесплодными, как дерево, оставшееся без воды.
Vatican.va
КРЕДО, перевод с латинского Армана Нурланова
Продолжение следует