У человека есть разные силы: своим разумом он может понять окружающие вещи, звезды и горы, моря и реки, растения и животных и всю человеческую жизнь вокруг себя и вобрать все это в свой внутренний мир. Он может любить их, а может ненавидеть и отвергнуть; может противопоставить себя им или мечтать о них и привлечь их к себе. Он может взяться за окружающий мир и сделать его таким, каким пожелает. Разнообразные волны радости и желаний, печали и любви, спокойствия и волнения проходят через его сердце...
Но его самая благородная способность состоит в следующем: познать, что есть Кто-то выше его, чтить это высшее и пожертвовать ради Него самим собой. Человек может познать Бога над собой, может поклоняться Ему и отдавать себя «ради славы Божьей».
Но, чтобы в душе засияло Величие Божье, чтобы человек поклонился этому Величию, чтобы не закрывался эгоистично в себе самом, а вознесся над собой и отдавал себя ради славы достохвального Бога, нужна жертва!
Глубочайшая способность души – это способность к жертве. В глубочайшей его сущности сокрыты те тишина и ясность, из которых возносится жертва Богу.
И внешним видимым символом этого глубочайшего и сильнейшего в человеке является алтарь. Он стоит в самом святом месте храма, возвышаясь над окружающим пространством, которое, в свою очередь, отделено от сферы дел человеческих, отгорожено, как святыня души. Алтарь твердо поставлен на крепком возвышении, как настоящая воля в человеке, который знает о Боге и полон решимости отдать себя за Него. И на этом возвышении стоит стол, жертвенник, надлежаще подготовленное место, на котором приносится жертва. Никаких закутков, пустая поверхность. Ничего полутемного, никаких неясных действий, а только видимое глазам всех. Все так, как должна приноситься жертва в сердце. Все ясно перед глазами Божьими, без недомолвок и двусмысленностей.
Ведь и алтарь снаружи, и внутри связаны друг с другом. Алтарь снаружи – это сердце Церкви, а алтарь внутри – то самое глубокое, что есть в живой человеческой груди, во внутреннем храме, символом и образом которого является храм наружный.
Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)