Начало служения Евхаристок в Караганде в конце 1970-х гг.
Собственно история евхаристок в Казахстане и России начинается в 1976 г. По свидетельству сестер, религиозная жизнь католиков в городе была очень интенсивной. Несмотря на необходимость конспирации из-за преследований со стороны советской власти, священники служили литургию по домам, люди собирались на молитву и на подготовку к таинствам. Была также создана молодежная группа, несколько встреч которой состоялись в начале 1970-х гг., благодаря Иосифу Верту, Валентине Детцель и епископу Александру Хире. Но группу обнаружили сотрудники КГБ и запретили собрания. Однако, эти встречи выявили интерес молодых католиков к глубокой молитвенной жизни, их жажду развивать свою веру и делиться ею с другими.
Как раз в то время священник-иезуит из Кустаная о. Альбинас Думбляускас искал женскую монашескую конгрегацию для группы девушек литовского происхождения, которые под его руководством пытались жить в подражании Христу в созданной им общине Малых сестер Младенца Иисуса.
Сначала заместитель провинциала иезуитов о. Иоанн Данило, а затем о. Альбинас Думбляускас обратились к настоятельнице евхаристок на территории СССР матери Аполонии Петкун с просьбой принять эту группу девушек в ее конгрегацию. С. Ядвига Виршута, посетив Караганду весной 1976 г., познакомилась с общиной «малых сестер» и убедилась в том, что кроме них здесь есть много девушек, желающих поступить в монастырь, после чего сестры ответили согласием.
В итоге 1 июля 1976 г. две сестры – Ядвига Виршута и Леокадия Вайчите – выехали из Вильнюса в Караганду. Уже 9 июля они смогли купить дом по ул. Сейфулина, 138, на имя с. Ядвиги, с. Леокадии и кандидатки Марии Фейст. С. Ядвига исполняла функции настоятельницы и руководила новициатом. Малые сестры Младенца Иисуса были приняты в послушницы 12 августа 1976 г., а 15 августа был освящен дом и часовня Христа Царя. Сразу стали приходить кандидатки из депортированных в Казахстан немецких семей. Именно они стали тем семенем, из которого развилась Российско-казахстанская делегатура евхаристок. Первые восемь из них были приняты в новициат матерью Аполонией Петкун 20 ноября 1976 г. Это были Мария Фейст, Анна Шмидтляйн, Ида Фейст, Мария Шмидтляйн, Елена Хатикова, Валентина Шмидтляйн, Роза Деймунт, Ида Вельтер. В церемонии принял участие вице-провинциал отцов мариинцев в Литве о. Франц Рачунас. Богослужение проводилось при полной конспирации. Через два года, 15 июля 1978 г., в Вильнюсе первые из карагандинок принесли монашеские обеты в Конгрегации служительниц Иисуса в Евхаристии.
С началом служения евхаристок в Караганде совпало и разрешение на открытие Церкви в Майкудуке, полученное 28 января 1977 г. Замечателен тот факт, что накануне, 27 января 1977 г., в день памяти архиепископа Георгия Матулевича, паломники из Караганды молились в этом намерении у его гроба в Мариамполе!
Открытие храма позволило сестрам в Караганде постепенно развивать более открытую работу. Они проводили катехизацию для детей и молодежи, собираясь по домам у надежных людей. Во время летних каникул подготавливали детей к первому причастию. Организовывали группы министрантов, занимались с девочками, подготавливали все необходимое для процессий, которые проводились очень часто. Кроме того, сестры изготавливали алтарные и священнические облачения и поддерживали порядок в храме.
В 1977 г. в конгрегацию были приняты Анна и Мария Мессмер, а позже – Анна Мерковская, Клара Риттер и Флора Штивих. За первые четыре года служения евхаристок в Караганде (с 1976 по 1980 гг.) в конгрегацию вступило около 30 сестер. Конечно, всем им еще предстояло пройти этапы послушничества или кандидатуры, но, по мнению с. Галины Стшелецкой, являвшейся в то время генеральной настоятельницей конгрегации и посещавшей сестер в Казахстане, христианское воспитание в родительском доме позволяло даже самым молодым сестрам жертвенно, ответственно и великодушно исполнять обязанности монашеской жизни и порученные функции.
Развитие конгрегации в 1980-1991 гг.
В 70-80-е гг. Католическая Церковь в Советском Союзе едва начала возрождаться после нескольких десятилетий преследований. Люди, заброшенные судьбой в казахстанские степи или сибирскую тайгу, долгие годы ждали исповеди и св. Мессы. Нужны были те, кто мог бы приготовить их к принятию таинств. Хотя сестры вынуждены были работать на государственных предприятиях, они находили время и для посещения множества городов и деревень, где проводили катехизацию для людей всех возрастов. Миссионерская работа развивалась. Постепенно, несмотря на преследования со стороны властей, количество сестер в Казахстане увеличивалось, и с 1984 г. евхаристки открывали новые дома (со временем их число в России, на Кавказе и в Центральной Азии достигло девяти).
Однако, развитие и распространение конгрегации сопровождалось не только радостью численного и духовного роста, но и многочисленными трудностями. Так настоятель прихода св. Иосифа в Караганде о. Альбинас потребовал, чтобы сестры евхаристики ограничили свою деятельность исключительно Казахстаном. Скорее всего, это только была лишь внешняя сторона конфликта, истинные причины которого крылись в том, что священник испытывал тяжелое давление со стороны КГБ, вынуждавшее его жертвовать сестрами ради сохранения прихода, храма, семинаристов. По всей видимости, власти таким образом хотели уничтожить молодую, но крепкую монашескую общину. Одной из сестер о. Альбинас как-то сказал: «Если вы останетесь вместе в общине, то повредите церкви и кандидатам в семинарии».
Одновременно начались гонения со стороны властей в виде обысков и допросов. На долгие годы сестры ушли в еще более глубокое подполье. В доме по Сейфулина, 138, они сделали новый потайной ход с задней стороны, и все молодые сестры впоследствии им пользовались, чтобы входить и выходить незамеченными. Так как храм находился в 18 км. от Михайловки – района, где жили сестры, и добираться туда было трудно, то в начале 1980-х гг. сестры купили дом в Майкудуке по ул. К. Либкнехта, 40а. Ремонт делали спешно, чтобы быстрее закончить и освятить дом. Освящение совершилось неожиданно. Ремонтные работы еще продолжались, как вдруг 15 октября 1982 г. средь бела дня (а это было опасно!) приехал епископ Александр Хира, попросил освященной воды и посвятил дом Матери Божией – Царице святого розария. Это было последнее, что он смог сделать для сестер на своем пути к больнице, где умер от рака легких в мае 1983 г.
После очередного обыска сотрудниками спецслужб сестры перенесли Святые Дары в маленькое отверстие на дне тумбочки, замаскированное так тщательно, что его уже невозможно было обнаружить. Молодым монахиням пришлось вернуться к родным и жить у них. Родители поддерживали своих дочерей, молясь о них и позволяя встречаться в своих домах по двое или по трое, чтобы не вызывать больших подозрений. Сестры собирались в лесопосадке и на кладбище, чтобы вместе помолиться, поговорить. Планомерное изгнание евхаристок со всех участков работы в приходе закончилось тем, что настоятельницы постепенно выслали всех молодых монахинь из Караганды. Последними были с. Елена Хатикова, выехавшая в 1985 г. в Маркс, и с. Мария Фейст, отправившаяся для основания монашеского дома в Оберкотцау (Германия). До 1992 г. в Караганде смогли остаться только старшие по возрасту сестры, которые не переставали служить Церкви своей жертвой и молитвой.
О. Альбинас скоропостижно скончался 10 января 1991 г. от цирроза печени. Диагноз был поставлен в декабре 1990 г., накануне Рождества. Как и епископ Александр Хира, он был похоронен у стен храма.
Жизнь Евхаристок в Казахстане после 1991 г. в условиях религиозной свободы
С возрождением структур Католической Церкви в бывшем СССР сестры вышли из подполья. Караганда была первым местом, где уже в 90-е гг. монахини смогли постоянно носить монашеское облачение. В 1991 г. евхаристки переехали в дом по ул. Чапаева 53, расположенный недалеко от храма св. Иосифа в Майкудуке.
В 1993 г. конгрегация была поделена на территориальные делегатуры. Дома в Казахстане, России и Грузии вошли в состав Российско-казахстанской делегатуры с центром в Марксе – небольшом городке Саратовской области России.
Уже две евхаристки завершили свой жизненный путь в Караганде и похоронены на местном кладбище – это с. Агата Ужупите (1902-1978 гг.) и с. Клара Риттер (1925-2006 гг.).
Продолжая дело отца-основателя, сестры на протяжении всех лет служения в Казахстане откликаются на все нужды молодой Церкви: ведут различные приходские группы для детей и взрослых, организуют детские и молодежные лагеря, участвуют в паломничествах, шьют литургические одеяния, стирают церковные вещи, пекут гостии для св. Мессы, помогают священникам в душепастырской работе в отдаленных местностях. С середины 1990-х гг. карагандинские евхаристки посещают женскую колонию в Коксу. В начале 2000-х гг. в течение нескольких лет они помогали в приходском детском саду.
Ежедневно в монастырской часовне сестры собираются на молитву для совместного служения литургии часов, личного размышления и поклонения Святым Дарам. В духовной и апостольской деятельности конгрегации центральное место занимает Тайна Евхаристии. Ведь сказавший: «сие есть Тело Мое», также сказал: «алкал Я и вы дали Мне есть» и «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
С. Наталья Ивашковская (SIE)