Провидение Божие
Сотворенный мир обладает своими качествами и совершенством, но он не вышел из рук Творца завершенным. Он создан в состоянии продвижения («in statu viae») к предельному совершенству, которого предстоит достичь и к которому Бог его предназначил. Мы называем Провидением Божиим те распоряжения, которыми Бог ведет Свое творение к этому совершенству:
«Бог хранит Своим Провидением все, что сотворил, и царит над ним, „распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу" (Прем 8, 1). Ибо „все обнажено и открыто перед очами Его" (Евр 4, 13), даже то, что произведет на свет свободное действие тварей» I Ватиканский собор: DS 3003.
Сотворением мира и человека Бог дал первое и вселенское свидетельство Своей всемогущей любви и премудрости, первое возвещение Своего благого замысла, который достигает своей конечной цели в новом творении во Христе. 315
Хотя дело творения в особой мере принадлежит Отцу, истину веры составляет также и то, что Отец, Сын и Святой Дух — единое и неразделимое начало творения. 316
Бог один сотворил вселенную свободно, непосредственно, без какой бы то ни было помощи. 317
Нет твари, обладающей бесконечной властью, необходимой для того, чтобы «творить» в собственном смысле слова, то есть производить и давать бытие тому, что его отнюдь не имело (вызывать к существованию «из ничего» Ср. DS 3624). 318
Бог сотворил мир, чтобы открыть и сообщить Свою славу. Слава, ради которой Бог сотворил Свои создания, — это их участие в Его истине, доброте и красоте. 319
Что говорят документы?
Извлеченное из небытия могуществом, премудростью и благостью Божией, творение ничего не может, если отсечет себя от своего источника, ибо «тварь без Творца исчезает»
II Ват. Соб. GS 36, § 3
На связи святые!
«Почему Бог не сотворил мир таким совершенным, чтобы зло не могло в нем существовать? По своему безграничному могуществу Бог мог бы всегда сотворить нечто лучшее».
Ср. св. Фома Аквинский,
S. Th. 1, 25, 6
«Однако в бесконечной Своей премудрости и доброте Бог хотел свободно создать мир "в состоянии продвижения" к его высшему
совершенству. Это становление означает, по замыслу Божию, с появлением одних существ исчезновение других; наряду с наибольшим совершенством — также
и наименьшее; а наряду
с созиданием природы, следовательно, и физическое зло до тех пор, пока творение не достигнет совершенства».
Ср. св. Фома Аквинский,
Сумма против язычников 3,71.