Интервью с сестрой Бонавентурой Павензка из ордена Кларисок от вечного поклонения
- Слава Иисусу Христу, сестра Бонавентура!
- Слава во веки!
- Расскажите нашим читателям, когда и кем был основан ваш орден?
- Свое существование орден начал в 1854 г., когда его основал о. Бонавентура Ерло. Затем, спустя 17 лет, орден был реформирован и преобразован рабой Божьей Марией от Креста Маровской. Нововведения заключались в установлении папского затвора (клаузуры), изменении монашеского одеяния, переходе на правило св. Клары и изменение конституции ордена.
- Какова харизма вашего ордена?
- Главная харизма ордена – это молитва. Мы не занимаемся напрямую миссионерской деятельностью, евангелизацией или катехизацией. Одной из главных черт нашего ордена является круглосуточное поклонение Святым Дарам. Сестры сменяют друг друга днем и ночью, и наша молитва непрестанно возносится к престолу Господа. Наш орден принадлежит к числу пассивных орденов, и мы ведем затворнический образ жизни. Приходящие к нам люди могут с нами разговаривать, но только в специальной комнате (разговорной), где между сестрами и гостями установлена решетка.
- Что можно сказать о положении ордена на данный момент?
- Нельзя сказать, что наш орден особо известен, но у нас есть монастыри почти во всех уголках мира. Если говорить об Азии, то это 14 обителей в Индии, 2 – в Бангладеше и 1 – в Казахстане, а что касается Европы, то 8 – в Польше, 2 – во Франции, 1 – в Германии и 1 – в Австрии, плюс к тому 8 монастырей в США.
- Ваша миссия в Казахстане... Почему именно наша страна?
- Как я уже сказала, у нас не миссионерский орден. Поэтому я никогда и не думала, что поеду когда-нибудь на миссию в Казахстан или в другую страну. Я родилась в Польше и там же поступила в монастырь в г. Быдгощ. Впервые я услышала о вашей стране в 1992 г., когда к нам приезжал тогда еще просто настоятель прихода в Озерном о. Томаш Пэта. Он навестил наш монастырь, рассказал о Казахстане и предложил сестрам приехать сюда. Ответ он тогда получил отрицательный, и причин тому было много, а главная из них – это то, что просто не было монахинь, которых можно было бы направить для основания нового монастыря. Но о. Томаш каждый раз, приезжая в Польшу, навещал наш монастырь и напоминал о своем предложении.
В 2000 г. мы получили официальное приглашение от него уже как апостольского администратора, а в 2001 г. – как епископа. Но ему снова ответили отказом. Он настаивал и однажды сказал нам, что в начале нового тысячелетия Святой Дух все равно приведет нас в Казахстан. С тех пор он стал реже заезжать к нам. В начале 2009 г. мы сами пригласили его к себе, чтобы он рассказал нам о миссии в Казахстане. А он, придя к нам, сразу сказал, что уже даже выбрал город для нашего монастыря. Тогда как раз заканчивался год св. Павла, и когда сестры услышали название «Павлодар», то сразу сказали, что мать-настоятельница точно поедет. В тот год я была настоятельницей. И для нас всех это был определенный знак свыше.
Епископ пригласил нас на месяц. Поехали я и с. Вероника. Мы были в Озерном у сестер кармелиток. Как-то их настоятельница предложила нам провести один день в степи, имея при себе только бутылку воды, чтобы понять, что чувствовали переселенцы, когда их привезли и бросили в степи без ничего. Там, в степи, я ощущала страх, чувствовала себя, как ссыльная. Молилась и весь день думала о том, зачем приехала сюда. Если Господь хочет, чтобы мы здесь остались, пусть даст знак от Иоанна Павла II. Вечером у нас была встреча с сестрами другой конгрегации, и их генеральная матушка сказала нам: «Как хорошо, что теперь у нас будет новый монастырь в Павлодаре», хотя мы еще даже не дали согласия. С этими словами она вручила нам кусочек одеяния ныне бл. Иоанна Павла II для основания нового монастыря. Тогда я решила, что наш орден едет на миссию.
Потом все шло очень быстро. 14 августа 2009 г. на встрече с сестрами я сказала, что нужны восемь добровольцев, из которых мы выберем трех монахинь. В итоге было решено, что в Казахстан поеду я, с. Агнела, с. Биата и с. Сицилия. Естественно, мы попросили разрешения у нашего быдгощского епископа и обратились с запросом в Ватикан, чтобы нам разрешили поехать на миссию в эту страну для основания нового монастыря и временно сняли с нас папский затвор. Ответ также последовал незамедлительно, и 8 октября того же года мы уже получили декрет о выезде.
- Чем вы планируете здесь заниматься?
- Мы уже занимаемся тем, чем планируем – это молитва. Пока монастырь еще не построен,
и нас всего четверо, мы можем поклоняться Святым Дарам только днем и иногда ночью. Каждый день в 8 утра у нас св. Месса, а затем – поклонение. Наша домашняя часовня открыта для всех. Когда монастырь будет за кончен, сестры будут жить в папском затворе, а люди смогут всегда придти на постоянное поклонение.
- Расскажите немного о монастыре. Кто автор проекта?
- Эскиз будущего монастыря нарисовал профессор архитектуры Зенон Блондек и его сын, доктор архитектуры Владимеш Блондек из г. Познань.
- Как вы строите монастырь, вам кто-нибудь помогает?
-Так как мы ничем не можем заниматься: не можем работать, как все, и зарабатывать деньги, средства, на которые строится монастырь – это на 70% пожертвования частных лиц и приходов в Польше. Так же нам помогают папские фонды: „The Papal Foundation", „San Sergio"
и „Propagatio Fidei".
- Каким будет этот монастырь?
- Будущий монастырь рассчитан на 15 сестер, в том числе девушек, которые пожелают вступить в орден. Видите ли, в нашем ордене установлено так, что, если кандидатка приходит в монастырь, например, в Павлодаре, то вся ее жизнь и формация будут проходить именно здесь. Ей не нужно покидать свою родину. Кроме того, предусмотрены помещения для проведения духовных упражнений на цокольном этаже, где, например, сможет остановиться и приезжий реколлекционист. Естественно, эти помещения находятся вне затвора, вход в который будет недоступен для посторонних.
- И последний вопрос: что уже удалось сделать?
- 3 мая 2011 г. место под будущий монастырь освятил настоятель прихода г. Павлодара
о. Иосиф Шмидляйн (SJ). 2 июля того же года из Астаны приехал апостольский нунций в Казахстане архиепископ Мигель Маури Буэндия, который отслужил торжественную св. Мессу с освящением краеугольного камня, привезенного нами из Иерусалима с горы Голгофы. Он лично заложил его в фундамент будущего монастыря. На данный момент строительство еще продолжается. Уже есть стены, крыша имеется пока только над часовней, также готова колокольня, колокол для которой уже дожидается своей отправки в Польше. Будем молиться и надеяться, что строительство будет идти быстрее
с каждым днем.
- Спасибо вам огромное, что рассказали нам столько интересного!
-Спасибо вам, что помните
о нас!
Г.Ш.