Сестры-евхаристки в советском Казахстане
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №5(297)'20
- Опубликовано 24.06.2020 12:13
- Просмотров: 750
Сестры-евхаристки в советском Казахстане
Разнообразие женских монашеских конгрегаций – это подлинное богатство современной Католической
Церкви в Казахстане. Сейчас монахинь можно встретить практически в любом уголке республики. Каждый орден и конгрегация обогащает местную общину и служит распространению веры. От созерцательной жизни за монастырскими стенами до служения беднейшим и катехизации сестры создают ландшафт Церкви в Казахстане. Но нужно помнить, что приезд сюда монахинь стал возможен только после провозглашения независимости.
В те времена, когда Казахстан был частью Советского Союза, публичная деятельность монашествующих была запрещена, а сами они, действуя в подполье, подвергались гонениям. Примером тому являются и многие известные всем евхаристки.
Конгрегация Сестер-служительниц Иисуса в Евхаристии – так звучит полное название этой общины, основанной в 1923 г. бл. Георгием Матулевичем, в то время ординарием Виленской епархии. Целью конгрегации должна была стать образовательная деятельность и повышение уровня религиозной жизни католиков в восточных областях Польши. Отец-основатель изначально рассчитывал на то, что в конгрегацию будут вступать, в первую очередь, девушки из этих регионов, знакомые с местным менталитетом, что должно было облегчить им работу в этой среде. Их первый образовательный центр открылся в селе Друй Виленского воеводства. По окончании Второй мировой войны и пересмотру границ часть сестер вернулась в Польшу, а решившиеся остаться в СССР поселились в Друе, Браславе и Слободке. В 1949 г. коммунистические власти изгнали сестер из Друя, а конгрегация была распущена. Монахини перешли на подпольное положение, проживая вместе в небольших общинах в разных регионах Советского Союза.
Прибыв в 1976 г. в Казахстан, сестры-евхаристки поселились в Караганде и Целинограде (Нур-Султан), а в 1977 г. и в Костанае.
Они занимались подготовкой детей, подростков и взрослых к таинству крещения, святому причастию и исповеди. Вместе со священниками ездили в окрестные деревни, чтобы, пока священник исповедует, вести катехизацию. Кроме того, монахини выполняли функции органисток и ризничих, следили за чистотой и стирали церковные одеяния и покровы. В Караганде круглый год вели подпольную катехизацию, переписывали катехизис по-русски и по-немецки, распространяя его среди интересующихся.
Так тайное катехизическое служение вспоминала сестра Роза Шмидтляйн:
«Летом 1983 г. ненадолго приезжал о. Ян Белецкий, который убедительно просил, чтобы одна из целиноградских сестер поехала в с. Изобильное, чтобы подготовить там детей к первому святому причастию. Так как у меня оставалось еще четыре дня отпуска, сестра-настоятельница (Евгения Генинг) позволила мне поехать туда, хотя и сильно переживала. От города до этого села нужно было пройти 8 км по степи. Так что я доехала до города, а дальше пошла пешком. Кто-то на проезжавшей машине остановился и подвез меня до деревни. Там я стала искать семью, к которой меня направил священник. Оказалось, что там было много семей с такой же фамилией, но вскоре я отыскала нужную. То были пожилые, очень набожные люди, которые помогли мне развернуть работу. Вскоре о моем приезде узнала вся деревня, стали собираться дети, взрослые и старики. Эти четыре дня были наполнены программными занятиями с утра до ночи. Катехизация длилась по два часа без перерыва по четыре группы в день. В свободное время разговаривали со взрослыми. Были такие дети, которые тайком от родителей приходили, чтобы научиться молиться, или не давали покоя маме, пока она не находила катехизис.
Конспирация была абсолютной. Каждый ребенок прекрасно понимал, что это такое. Ежедневно менялся дом, в котором проходили занятия…
Так прошло полных четыре дня. Никто не знал, кто я такая, откуда приехала, и как меня
зовут». В домах самих сестер также в тайне от властей собирались верующие для совместной молитвы розария, монахини с разрешения священников уделяли им причастие, а по воскресеньям в отсутствие священника все подготавливалось так, как к Св. Мессе, сестры и доверенные люди по очереди произносили молитвы из Миссала, чтобы хотя бы так пережить день Господень. В домах конгрегации всегда хранилось Пресвятое Таинство.
Чтобы не вызывать подозрений, сестры работали или учились. Кто-то, например, трудился медсестрой, а кто-то в аптеке.
Несмотря на все меры предосторожности (сестры, например, не носили хабитов, а на богослужения старались приглашать только проверенных людей), монахини оказались под наблюдением КГБ и терпели различные репрессии и гонения.
Когда в 1980 г. свое служение в Целинограде начал о. Болеслав Бабраускас, и за самим священником, и за помогавшими ему монахинями постоянно наблюдали «ангелы-хранители», с утра до ночи следившие за их домом. Гонения усилились в сентябре 1984 г., когда власти запретили настоятелю дальнейшую работу, вынуждая его уехать. В церкви регулярно выбивали стекла. Сестры, боясь обыска, вынесли из дома всё, что могло бы дать повод для обвинения. Случалось также, что стекла выбивали и у сестер. А однажды к ним заявилась женщина под предлогом пересчета жилой площади, но было видно, что она ищет часовню (Пресвятое Таинство было спрятано в одном из ящиков шкафа). В доме установили прослушку. Однажды в полночь кто-то бросил камень на жестяную крышу, но сестры побоялись выйти, чтобы посмотреть, что произошло. В час ночи во всей округе отключили электричество, и на дом монахинь обрушился град камней, повыбивав все стекла и едва не повредив крышу.
Сестер не оставляли в покое и на работе. К ним приходили разные особы, угрожая
ревизией и обвиняя их в сотрудничестве с заграницей. Расспрашивали о них коллег, однажды даже в учреждение, где трудилась с. Роза Шмидтляйн, был внедрен сотрудник КГБ, чтобы, используя частые контакты по работе, выудить у нее интересующие данные.
В Караганде милиция неоднократно пыталась провести обыск в доме сестер. В первый раз это у них не получилось, так как они просто перепутали дома и зашли к соседям. Однако уже в 1982 г. обыск всё же состоялся. Оперативники нашли тогда Святые Дары, а сестер оштрафовали: с. Франциску Булс на 50 рублей, с. Марию Файст – на 30 рублей, а с. Елену Рыжи – на 20 рублей. Им также выдали предупреждение с запретом собираться вместе, вследствие чего сестрам Марии и Елене пришлось на какое-то время переехать к родителям, так как за домом монахинь установили наблюдение.
Несмотря на гонения, конгрегация сестер-евхаристок не только выжила в подполье,
но и развивалась, пополняясь новыми призваниями, в том числе и казахстанскими. Благодаря служению сестер множество людей смогло подготовиться к таинствам, а священники получали помощь в своем пастырском труде.
Несмотря на все запреты, Иисус Христос, сокрытый в Пресвятом Таинстве, благословлял и благословляет казахскую землю и ее детей.
о. Блажей Михалевски
Библиография:
– с. Галина Стрелецкая (SJE), «Początki Zgromadzenia Sióstr Służebnic Jezusa w Eucharystii (1923-1945)», в: «Studia historii Kościoła w Polsce», т. VIII, Варшава, 1987 г.
– с. Галина Стрелецкая, «Służebnice Jezusa w Eucharystii na terenach Związku Radzieckiego w larach 1945-1991», Варшава 1994 г.
– с. Янина Самолевич, «Losy sióstr eucharystek na terenach ZSRR», в: «Żeńskie zgromadzenia zakonne w Europie Środkowo-Wschodniej wobec totalitaryzmu komunistycznego», Варшава, 2012 г.
.