Газета "Кредо" №1(257)'17
Среди гонений /35 Священники Казахстана и Средней Азии
92) Лаврецкий Ян.
Родился в 1870 году. Окончил Житомирскую Духовную семинарию и в 1900 г. был рукоположен. С 1904 г. служил в приходе в с. Головань, с 1924 г. также и в приходе с. Кривое Озеро Подольской области, с 1933 г. обслуживал около десяти приходов, среди которых были Жмеринка, пос. Литын, с. Пикево и другие. В 1935 г.(?) арестован и отправлен для дальнейшего следствия в Киевскую тюрьму. В апреле 1936 г.(?) приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна (ср. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 233-234).
93) Лозинский Сигизмунд (Зигмунт). Родился 8 июня 1870 года в с. Борацина под Новогрудком. Обучение в средней школе начал в Варшаве, завершил в Санкт-Петербурге. В 1891 г. окончил Духовную семинарию и Духовную Академию в Санкт-Петербурге со степенью магистра богословия, 23 июня 1895 г. был рукоположен. С 1895 г. преподаватель библеистики и гомилетики в Духовной семинарии в Санкт-Петербурге и законоучитель в одной из городских гимназий. 17 ноября 1898 г. царским правительством отправлен в заключение в монастырь в Аглоне на 3 года «за польский патриотизм», откуда в 1900 г. был освобожден. Стал викарием прихода в Смоленске, с 1901 г. в Туле, с 1902 г. в Риге, с 1904 г. священник филиальной церкви Воздвижения Св. Креста в Минске, с апреля 1905 г. настоятель кафедрального собора в Минске, с 1906 г. вновь преподаватель библеистики и еврейского языка в Духовной семинарии и Духовной Академии в Санкт-Петербурге. С 1909 по 1911 гг. сопровождал еп. Яна Цепляка в его пастырских визитациях Центральной России, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. С 1912 г. продолжил обучение в университетах Италии (Рим), Германии и на Святой Земле. В 1915 и 1916 гг. по поручению епископа объезжал лагеря военнопленных в Центральной России и Сибири. 2 ноября 1917 г. назначен на должность епископа Минской епархии. 28 июля 1918 г. в Варшаве был хиротонисан в епископы, 14 августа прибыл в Минск, где 10 октября открыл малую семинарию и Духовную семинарию. В декабре 1918 г. с приходом в Минск Красной Армии еп. Сигизмунд пять месяцев скрывался от ареста в лесах, но не оставляя при этом служения и управления епархией, за что большевиками была назначена за его голову большая награда. В августе 1919 г. с приходом в Минск польских войск вернулся в город и продолжил служение, в проповедях резко выступал против насаждения атеизма и уничтожения культурного наследия. После возвращения Красной Армии отказался подписывать декларацию о признании советской власти, заявил, что будет бороться с коммунизмом, который приносит безбожие и бесправие, за что 1 августа 1920 г. был арестован по обвинению в «контрреволюции». Через десять дней под давлением местных католиков был освобожден. 4 сентября 1920 г. вновь арестован, содержался в Минской, позднее был переведен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. Через одиннадцать месяцев был освобожден благодаря стараниям польского правительства, при освобождении из тюрьмы его вес был всего 43 кг. Выехал в Польшу, где с 1922 г. проживал в Новогрудке. Был награжден государственными орденами. В 1922 г. пытался официальным путем получить разрешение на выезд в ту часть своей епархии, которая осталась в пределах Советской России, но напрасно. В 1924 г. когда большевики пытались втянуть священников в создание в Белоруссии независимой от Рима национальной Католической Церкви, еп. Сигизмунд убедил их не поддерживать эту провокационную идею. 2 декабря 1925 г. назначен епископом вновь созданной Пинской епархии. Преподавал библеистику, математику и гуманитарные предметы в Пинской Духовной семинарии. Именно еп. Сигизмунд предложил папе Пию XI создать в Минске Апостольскую администратуру, не зависящую от епископа в Польше, чтобы не давать большевикам повода обвинять местных священников в связях с Польшей. Епископ Сигизмунд подвергался также нападкам и польских националистов за то, что он – польский патриот – допускал в богослужениях белорусский язык. Был человеком весьма образованным, владел десятью языками, будучи пастырем большого сердца, постоянно заботился о бедных, хотя сам при этом жил весьма скромно. Много писал и публиковался. 26 марта 1932 г. скончался в Пинске и был похоронен в местном кафедральном соборе. В 1957 г. начался процесс его беатификации (ср. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 358-359).
Продолжение следует
Евгений Стариков