Газета "Кредо" №5-6(249-250)'16
Исповедь? НЕТ! Внимание! Опасная ситуация для жизни (вечной)!
...не хочу!
не знаю!
не справлюсь! 7
Это я должен иметь в виду на протяжении всего процесса. С того момента, когда я был в состоянии признать, что я (и чаще всего не однократно) сбежал с намеченного (при крещении) пути, мне может помочь осознание того, что я убежал от Бога. Потому что только когда я буду убежден, что в процессе возвращения не идет речь о саморазрушении, порке моей самоуверенности или мазохистском удовольствии видеть анализ моих недостатков и ошибок, мне будет легко вернуться.
Точное знание Божьей воли ведет к четкому познанию греха. Грехом не является всё то, что находится «вокруг» случившегося: люди, обстоятельства, условия жизни, внутреннее состояние или предрасположенности. Грех – это всегда конкретное событие, конкретное действие, конкретное слово или какая-либо конкретная мысль. Грех – это конкретная ситуация, в которой я поддался искушению.
В действии и слове это легче понять, с мыслями это немного сложнее, так как большинство искушений приходит через них. Грех мыслью – это состояние при котором мы сознательно остаемся в искушении (даже если это происходит только в уме). Гнев на какого-то конкретного человека, зависть к кому-то конкретному, нежелание чего-то определенного, алчность в чём-либо, чувственность в конкретных ситуациях, гордость за конкретные способности и перед конкретными людьми…
Не существует какого-то общего греха, своего рода неопределенного свойства, состояния, которое мы можем назвать, не зная, что оно обозначает на самом деле. Греховность, хотя она относится ко всем, не является универсальной и коллективной виной, за которую можно спрятаться каждому по отдельности. Здесь речь не идет о католическом фольклоре, предназначающемся для тех из нас, кто уверовал в Бога, но для всех нас, потому что «все мы грешны». Греховность – это осознание своего падения, вновь и вновь, в той или иной конкретной ситуации, в какой бы мы не были… извините, я не был в состоянии держаться на пути, который для меня, с такой любовью, наметил Бог.
Следует подчеркнуть, что даже человек, который совершает грех, является конкретным. В частности я! Во время испытания совести, на самом деле имеет значение не то, что делает какой-то абстрактный человек, неменяющийся и регулярно встречающийся в католической исповедальне: «Человек слаб…», «В таких ситуациях человек нервный, а поэтому легко взрывается», «На человека иногда находит лень…», а то, что человеком, который согрешил, являюсь я. Не какой-то человек, но я поругался с супругой после возвращения с работы, не какой-то человек, но я включил себе порно, не какой-то человек у соседей, но я завидовал своему коллеге, получившему повышение на работе и лучшую зарплату, не какой-то человек, но я не смог найти время на ежедневную утреннюю молитву.
Поиск своих собственных ошибок, привязанностей и, особенно, конкретного проявления наших слабостей приносит еще одну трудность. Если мы испытываем совесть только для себя, как правило, у нас нет никаких проблем, чтобы признать, что что-то такое произошло. Есть случаи, когда мы даже гордимся своими грехами перед другими, как будто это какой-то подвиг. Тогда нередко случается, что мы изображаем себя героем, который был в состоянии противостоять авторитету, идти против течения, чтобы не быть одним из толпы. Это те ситуации, когда мы говорим об этих вещах со своими лучшими друзьями или коллегами по работе. Но когда мы это должны назвать грехом и признаться в нём, мы часто сталкиваемся с невероятными проблемами и слова, словно застревают в горле.
Мы не должны забывать, что речь не только о том, чтобы сказать, что я ленив, что я взял с работы излишки офисной бумаги, что я использую рабочую программу на рабочем компьютере для личного пользования, без ведома своего начальства, что я не вернул продавщице деньги, когда она ошиблась, давая мне сдачу, что я не помог с коляской на остановке молодой матери с двумя детьми, что я ничего не сказал и даже не хотел предложить помощь. Сейчас, речь идет больше о том, чтобы во время исповеди признать, что это грех, значит отклонение от пути к Богу. Этой ловушкой является соблазн злого духа, который еще перед моей исповедью знает, что такое признание будет признанием того, что я вновь принадлежу Иисусу, который мощной энергией, которой является святость, может меня вновь вернуть к перекрестку, где я свернул не в том направлении.
Мы удивляемся, что зло мобилизируется? Что как раз перед исповедью нашептывает нам, что такие вещи говорить не надо? И это оборачивает поговорками, как например: «Это нормально, так бы поступил каждый» или даже такой: «Этого от нас Бог не должен требовать».
Внимание! Это не последний раз, когда в Таинстве Примирения искуситель будет бороться за нашу душу. В очередной раз надо принимать важное решение. И это тогда, когда я буду признаваться в обнаруженных грехах. Произнести некоторые из проступков для кого-то может оказаться чрезвычайно трудным, и это логично, что дьявол даже в исповедальне (или там, где проходит исповедь) попробует воспрепятствовать прощению вины. Неплохо, если во время испытания совести я напишу по пунктам свои грехи на листе бумаги. Помимо того, что это может помочь нам, чтобы ничего не забыть, также это может быть хорошим «страховым полисом», чтобы что-либо не умолчать. Или кому-то легко запомнить, например, двадцать или больше грехов и повторять их по дороге в храм, чтобы не забыть? А что если, я что-то забуду? Уверен ли я в том, что действительно не мог сделать ничего для того, чтобы моя исповедь была полной и прошла без излишней нервозности?
Кто-то записывает грехи в специальный файл на компьютере (или держит бумажку с грехами в дневнике). Но ведь мы уже один раз отказались от своих грехов и вложили их в руки Бога. Так почему же тогда мы всё еще хотим к ним вернуться (возможно, через несколько лет)?
Осознание того, что во время испытания совести мы можем находиться в сильных искушениях (и это не будет в последний раз) и подвержены опасности поддаться им, ведет к тому, что уже в самом начале, мы должны просить у Бога о Его близости и присутствии Его Духа. Для этого не предписана какая-то специальная молитва, но ей может стать даже одно предложение, которое мы произнесем в своем сердце. Приди, Дух Святой, и помоги мне узнать, что я сделал неправильно.
Не кради
Одним из проявлений человеческой свободы является решение. Решение находится в руках человека. Во многих малых и больших делах. Быть в состоянии решить в соответствии с законом Бога – это вершина совершенной человеческой свободы. Именно потому, что кроме универсальной свободы есть и индивидуальная, существуют события или объекты, принадлежащие отдельным лицам или группам.
Вещи, которыми вы владеете, служат просто удобным инструментом для лучшей жизни и не должны для нас становиться богом, которому мы поклоняемся, и подчиняем ему всё свое поведение. Чрезвычайное стремление к богатству много раз влекло за собой погибель души. Сколько в каждом поколении Иуд, которые за возможность заработать тридцать сребреников готовы (на некоторое время) отрицать Бога, пойти на компромисс с Его заповедями, закрыть глаза и уши, чтобы не слышать речи проповедника или совести, а потом эту выгоду назвать ловкостью!
К собственности можно прийти разными способами, но только некоторые из них являются честными и законными. Заработанные доходы, подарок, наследство, покупка или обмен их на другие товары. Достичь чего-то, что принадлежит другому – частным лицам или группе, к которой я не принадлежу или, к которой принадлежу, но без ее разрешения – это не что иное, как воровство. Обход закона, снижение налогов, подставные компании, мошенничество при передаче, непропорциональные проценты и многие другие выдумки капиталистического или социалистического мира могут пройти незамеченными перед светским судом, но не перед Божьим.
Одолжение не является приобретением. Даже после того, как прошло много времени, даже если все уже забыли, даже после смерти того человека, который мне что-нибудь одолжил – одолженная вещь не станет автоматически моей собственностью. Поэтому, она должна возвратиться, вовремя и в сохранности, а поврежденная – замениться.
Даже находка не является случайностью судьбы или проявлением Божьего благословения. Предмет, который нашелся, деньги, которые лежали на земле, вероятно, кому-то нужны. Когда невозможно найти владельца, я не могу использовать эти средства для собственных нужд, но могу помочь компенсировать социальное неравновесие: кому-то этой найденной вещи не хватает. Я не знаю кому. Для христианина, однако, не должно быть сложным найти того, кому чего-либо точно не хватает. Это его долг.
Богатство является лишь средством, а не целью жизни. Правильное использование собственности таково, чтобы она служила, а не порабощала. И поэтому состоятельный человек не должен забывать о том, что свои излишки должно дарить тем, кто не по собственной вине не имеет и, вероятно, никогда не будет иметь справедливого вознаграждения за то, что делает. Способность воспринимать потребности других является своего рода лакмусовой бумажкой любви в нас. Культура, образование, Церковь, достопримечательности, благотворительность, некоммерческий сектор, волонтеры… Кто хочет видеть куда и кому он может дать, и не только из излишков, больше не нуждается ни в каком руководстве, чем то, которое ему диктует сердце, не забаррикадированное множеством вещей, которыми владеет или хотел бы владеть.
Если бы я написал на бумаге, в чём я на самом деле нуждаюсь, а с другой стороны – что я имею, был бы в этом баланс? Я уверен, что то, чего у меня с излишком, кому-то действительно нужно? Наверное, облегчить голод в мире я не смогу, но постараюсь облегчить его, по крайней мере иногда, для тех, кто вокруг меня? Если я не могу найти потребностей других, не потому ли это, что я вижу только свои собственные нужды и нужды своих близких?
Испытание совести
– Не брал ли я что-то, что не принадлежит мне?
– Платил ли я честно налоги?
– Был ли я честным на работе?
Честно ли я трудился?
– Сумел ли я у кассы или при оплате возвратить
деньги, ошибочно посчитанные в мою пользу?
деньги, ошибочно посчитанные в мою пользу?
– Не был ли я скуп, не завидовал ли другим?
– Вернул ли я всё, что мне одолжили?
– Признался ли я в причинении ущерба,
и постарался ли возместить нанесенный ущерб?
и постарался ли возместить нанесенный ущерб?
– Оплачивал ли я платежи порядочно и вовремя?
– Честно ли я плачу по долгам?
– Не живу ли я за счет другого?
– Я не имею работы, только потому,
что не хочу работать ниже своего уровня?
что не хочу работать ниже своего уровня?
– Всегда ли я оплачиваю проезд?
– Не использовал ли я студенческие или рабочие
выгоды, когда они мне уже не принадлежали?
выгоды, когда они мне уже не принадлежали?
– Не брал ли я общего без спроса?
– Умею ли я делиться?
– Не отвергал ли я, просто из принципа, просьбу
одолжить какую-либо вещь тому,
кому я мог бы доверять?
одолжить какую-либо вещь тому,
кому я мог бы доверять?
– Не преувеличивал ли я свою привязанность
к чему-либо?
к чему-либо?
– Не растрачивал ли я деньги на лишние вещи?
– Не был ли я тщеславным?
– Поддерживал ли я благотворительность
и нуждающихся?
и нуждающихся?
– Не сделал ли я из своего стиля жизни Бога?
– Не раб ли я моды?
– Содержу ли я свои вещи в порядке?
– Умею ли я во время подарков думать о других,
а не брать сначала всё для себя как
для первого?
а не брать сначала всё для себя как
для первого?