Газета "Кредо" №3(247)'16
Духовные опасности 25
Татуировка как духовная опасность
Татуировка (тату, в просторечии – наколка) – процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента; сами узоры на теле, сделанные таким способом.
Процесс сегодня относится к декоративным или эстетическим модификациям тела. Может касаться также поиска новой идентичности, зачастую в контексте бунта против Бога, людей, общества. Это часто связано с кризисом идентичности. Такие перемены в личности могут быть, однако, опасны в духовном отношении. Проблема тем более серьезна, что касается современной молодежи и даже детей. Мода на тату распространяется очень быстро. Мода опасная. Опасная для духовного и психического здоровья.
История татуировок насчитывает тысячи лет. Это была широко распространенная в древнем, языческом и диком мире оккультно-магическая техника или своеобразный ритуал. Изначально она была предназначена отнюдь не для художественного украшения тела, а для совершения конкретных изменений состояния сознания и поведения человека. Какой-либо «эстетический» эффект является лишь дополнительной функцией.
Красота или уродство?
Некоторые полагают, что татуировки сделают их красивее. Это говорит об их желании улучшить то, что было сотворено Богом (ср. Пс. 138, 14). Или указывает на комплекс неполноценности и на то, что они не удовлетворены своим телом, а также свидетельствует о потребности в новой идентичности, поиске своего иного, более интересного «я», что характерно для переживающей кризис личности. Не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других (и в первоначальном значении этого слова).
Что же касается идолопоклоннического образца, которому ты подражаешь, то и тут абсурдно надеяться, будто благодаря этому ты получишь какое-нибудь преимущество. Ты отказываешься от собственной зримой идентичности, чтобы стать искаженной копией каких-то персонажей, которые сами пребывают в кризисе идентичности, подобно персонажам Ф.М. Достоевского. Церковь учит христиан тому, что надо быть красивым душой, и эта душевная красота отобразится и на теле.
Библия не поощряет подобных действий, потому что человек создан Богом как личность, обладающая физической цельностью, которая не должна нарушаться ничем. Тату может быть свидетельством таких грехов, как тщеславие, отсутствие самоуважения, отсутствие надежды на Бога. Это не красота, а уродство. Тату обнаруживает неуверенность в себе тех, кто стремится проявить себя с помощью подобных внешних приемов, а не своей душевной и физической красотой, данной Богом.
Религиозные запреты тату
Проблема тату, однако, гораздо серьезнее и касается греха идолопоклонства, который радикальным образом уродует человека. Потому что он связан с ментальностью и традицией язычества.
«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19, 28). Запрет этот повторяется еще дважды: Лев. 21, 5; Вт. 14, 1.
В приведенном стихе, действительно, содержится запрет наносить на тело изображения накалыванием или втиранием красок, как это было распространено у языческих народов. Отношение к телу в богодухновенной ветхозаветной религии принципиально отличается от языческого. Чудесная связь тела, души и духа образует единого человека, сотворенного по образу Божию.
А.П. Лопухин в Толковой Библии, комментируя данный стих (Лев. 19, 28), пишет: «Запрещение некоторых суеверий, существовавших в культе и быте египтян и других народов, с которыми Израиль входил в такое или иное соприкосновение: изуродование тела нарезами в честь умерших (ср. Втор. 14, 1), в частности татуировка: то и другое было в большом употреблении у народов Востока, как остается доселе и у дикарей, например, на Каролинских островах (ср. Иер. 16, 6; 41, 5; 47, 5; 3Цар. 18, 28)». Этот же запрет повторяется еще раз в книге Левит (Лев. 21, 5):
«Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем».
Другое упоминание в Библии о татуировках содержится в книге Второзаконие (Втор. 14, 1):
«Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».
Ефрем Сирин, объясняя данное место, пишет о запрете для христиан делать на своем теле какими-либо красителями любые неизгладимые изображения (татуировки): «Повелевает и постановляет законом на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих».
Также ислам, доминирующий в Казахстане, как и иудаизм, и христианство запрещает делать татуировки. Нанесение татуировок входит в перечень мусульманских грехов. В исламской традиции категорический запрет на любую татуировку, касается даже религиозного содержания.
Оккультно-магический характер тату
Язычники при помощи магии общались с духами. Хотя, казалось бы, древние времена остались в прошлом, однако оккультно-магический характер татуировок и их связь с темными духами невидимого мира никуда не исчезли. Поэтому рисунки-символы, наносимые на кожу, действуют на психику весьма реально и эффективно: они буквально отпечатываются в ней и изменяют ее. А это соответствующим образом отражается на свойствах тела, разума и чувств человека. Психологическая идентификация переходит в духовную инициацию. Человек вступает в пространство опасной духовности.
Люди часто накалывают себе изображения животных и демонов. В татуированных людях незаметно, но зачастую неотвратимо развиваются поведенческие качества диких зверей или демонических сущностей невидимого мира, в зависимости от того, что нанесено. Например: агрессивность, жестокость, непримиримость, эгоизм, бессердечие, грубость, упрямство, злопамятство, мстительность, авторитарность и т.д. Можно легко дополнить этот список, представив себе – какие качества проявятся в человеке, если у него на теле изображено какое-либо звериное существо или бесовщина, например: разные животные, пауки, скорпионы, черепа, монстры, эротика... «Каковы рисунки – таковы и качества».
В действительности, суть оккультно-магических мотивов и способов нанесения татуировок заключаются в целенаправленном привлечении темных сил в свою жизнь. И это уже не просто спонтанная гордыня или прихоть великовозрастных недорослей, это непосредственное сращивание человека со злом – через символы, крепко вколотые в тело. Причем, губительные последствия тату могут проявиться лишь через много-много лет.
За татуировками и пирсингом могут стоять драмы
Пирсинг (англ. piercing – «прокол») – одна из форм модификаций тела, создание прокола, в котором носят украшения. Само понятие «пирсинг» может относиться как к процессу прокалывания, так и к отверстиям, сделанным посредством прокалывания.
Причины того, чтобы делать или не делать пирсинг, могут быть самыми разнообразными. В прежние годы те, кто делал себе татуировки или пирсинг, считались аутсайдерами, представителями некоей субкультуры. Сегодня индивидуалистическая гиперкультура вкупе с культурой потребления формируют у молодежи желание непрестанной персонализации, образ жизни в стиле «я особенный». К сожалению, в наши дни подавляющая часть воспитательных моделей – это нарциссические модели, отдаляющие подростка от правильного физического, психического и социального развития. Это часто ведет к замкнутости, закрытости сердца для Бога и людей. Поэтому может закончиться отчаянием, депрессией и суицидом.
Современную молодежь татуировки или пирсинг заманивают, прежде всего, своими внешними качествами, весьма привлекательными для молодых людей. Однако, как можно увидеть, это далеко не так, и эта привлекательность обманчива и губительна.
Уникальным каждого человека делает не его внешность, а его внутренний, духовный мир. Мы неповторимы, потому что каждый из нас по-особому чувствует, мыслит и переживает. Очень наивно думать, что, «обезображивая», «изменяя» свое тело, мы сможем что-то кардинально изменить в нас самих. Если ты недоволен собой, недостаточно заниматься только лишь своей внешней, телесной оболочкой.
Существуют исключения
В мусульманском мире христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Однако это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христианство – постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Распятому.
Таким образом, когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков там, где его не было и не будет никогда.
о. Александр Посацки
Доктор богословских наук
Кандидат философских наук
Член-эксперт Международной
Ассоциации Экзорцистов в Риме
Ассоциации Экзорцистов в Риме