ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №1(245)'16

«Зараженные» места  и «заколдованные» предметы
 
 
«Зараженное место», дом или квартира «с привидениями», часто являются предвестником и даже знаком опасной близости Зла, которая может проявиться в разной степени по вине жителей. А ведь дом не должен быть «зараженным домом» или домом «с привидениями», но святыней для Божьих Детей.
Возможно, что злой дух действует на материю, и даже имеет над ней ограниченную, хоть часто театрально-эффектную власть, посредством которой пытается запугать людей и повлиять на их духовную жизнь. Такая власть по существу больше, чем непосредственно над человеческой личностью, где в игру вступает свободная воля. Однако проблема заключается в том, что человек добровольно впускает злых духов в свою квартиру или дом.
 
 
Влияние злых духов
на материальный мир
 
Такое инфицирование (заражение) места злым духом (о. Ф. Бамонте) – это явление, знакомое теологии и демонологии, более известно под общим названием домов «с привидениями». Согласно актуальному пониманию демонологии, это одна из форм страданий от демонических сил и сверхъестественного действия Сатаны. Посредством этих явлений злой дух пытается испугать человека, потом привести в беспокойство душу, а в последствии породить – насколько это возможно – нехватку доверия к Богу (человек может почувствовать себя отверженным Богом), что открывает дорогу ко греху неверия, потере надежды и другим грехам, которые являются их следствием.
«Заражение места» – это воздействие злого духа на неживую природу (местность, дома, предметы), чтобы посредством этого завладеть человеком. Указывает нам на эту возможность Традиция Церкви, которая допускает экзорцизм не только людей, но мест и предметов (которые связаны между собою). Поэтому «когда Церковь требует гласно… чтобы человек или предмет был защищен от напастей лукавого и вырван из-под его власти, речь идет об экзорцизме» (ККЦ 1673).
 
Исследование широкого спектра случаев инфицирования мест и домов показывает, что это может проявляться различным образом. Как пишет отец Ф. Бамонте, выдающийся экзорцист и богослов, Глава Международной Ассоциации Экзорцистов в Риме, из анализа обширной информации о подобных случаях следует, что заражение места может проявляться всевозможными способами. Стоит достаточно обстоятельно их рассмотреть, не для того, чтобы пробудить ненужные опасения, но принять во внимание все возможности, чтобы по мере необходимости искать духовное решение. Восприятие некоторых описанных явлений иногда может соединяться с психическими расстройствами, но в большинстве своем они собраны от здоровых людей. Вот они:
- шумы или стуки на крыше или в доме по полу, стенам, дверям, окнам или мебели;
- град камней, ниоткуда падающих на крышу или в доме;
- отзвуки невидимых шагов;
- взрывы, похожие на петарды, или раскаты грома;
- тряска, как при землетрясении, ограниченная одним местом или домом;
- громкое бряцанье цепей или железа;
- таинственные голоса или крики, смех или визг;
- звук невидимого колокола;
- очень странные звуки и пение днем и/или ночью;
- исчезновение предметов, которые потом невозможно найти, или они находятся в совершенно непредвиденных местах в доме;
- наличие большого количества пыли, происхождение которой нельзя понять;
- внезапные и очень сильные запахи гари, гноя, серы, гнилого мяса или кадила;
- внезапные порывы ветра в местах полностью лишенных сквозняков (с необъяснимым тушением свеч, особенно в прошлом, когда они широко употреблялись);
- открывающиеся и тут же закрывающиеся двери и окна;
- лопающиеся оконные стекла, иногда все одновременно;
- тарелки, стаканы, бутылки, которые разбиваются в буфете;
- перебои электроснабжения без единой неполадки в электрической системе; необъяснимые повреждения домашнего оборудования; включение и выключение ламп или входного звонка, хоть никто не касается выключателей;
- срывание со стен картин, которые падают без какого-либо видимого повода;
- летающие в воздухе одежды, простыни, одеяла;
- мебель, стулья, столы, которые носятся в воздухе по дому или оказываются перевернутыми;
- раскачивающиеся люстры, без малейшего сквозняка или тряски;
- загадочные пятна на стенах, полу или на всех материалах в доме;
- внезапное появление и исчезновение тумана, дыма или пламени;
- внезапное резкое повышение или понижение температуры в комнате или доме без какой-либо объяснимой причины;
- необъяснимое вторжение мелких животных или насекомых, от которых нельзя избавиться;
- внезапное появление воронов, летучих мышей, пресмыкающихся, сов, лягушек, котов или собак, и такое же внезапное их полное исчезновение;
- появление разных теней, людей или чудовищ;
- внезапный ужас и бегство домашних животных, хоть нельзя найти ничего, что могло бы вызвать такую реакцию;
- кровь, которая льется из кранов вместо воды;
- белые карточки, которые заполняются словами, написанными невидимой рукой, двигающей перо; обычно, это информация, известная только членам данной семьи или угрозы смерти (иногда написанные кровью), в это же самое время появляются на столе или на полу разного вида предметы – такие как камни, куски древесины, кресты, элементы из железа, обгоревшие книги, перстни; экзотические фрукты, амулеты и талисманы, те же стулья или другие домашние предметы внезапно двигаются по комнате как явный знак угрозы для жителей.
 
 
Возможные причины
заражения места
 
Отец Ф. Бамонте приводит также возможные причины таких манифестаций злых сил и связанные с зараженным местом проблемы и страдания. Вот несколько указаний для понимания возможного происхождения этого явления:
- порча, брошенная на данное место;
- спиритические сеансы, проведенные в данной квартире;
- ритуалы, совершаемые колдунами, которые проживали в данном доме;
- жестокие преступления, самоубийства или аборт, которые совершались на этом месте (и в этом случае необходимы многочисленные молитвы в намерении умерших);
- одиночные лица, сатанинские секты или изолированные группы, которые в этом месте совершали обряды призыва или культа злого духа, а также акты святотатства и бесчестия святых вещей (во всех этих случаях нужны также многочисленные искупительные [заместительные] молитвы);
- место встреч преступной организации;
- присутствие какого-то предмета, на который брошена порча, и который был спрятан и позже найден в данном месте (F. Bamonte, Opętanie i egzorcyzm, Kielce 2008, s. 71-74).
Таким образом, эти причины могут быть не связанными непосредственно с грехами жителей, однако степень негативного влияния этих явлений зависит от принятой или отброшенной Божьей благодати, а следовательно, и от личной вины. Бог хочет нас защищать, а мы отталкиваем Его помощь, и тогда колдовство или проклятия влияют на нас и наши дома усиленно.
 
В теме «заражения места» или «домов с привидениями» в то же время пересекается много богословских и пастырских тем (некоторые уже ранее были нами начаты). Упомянутые выше причины указывают, что мы можем иметь дело:
1) с действием черной магии (лат. maleficium)
2) с влиянием конкретных «заколдованных» предметов, употребляемых в той же магии и не только (итал. fattura)
Влияние «заколдованных» предметов, это касается:
1) Упомянутой черной магии (об этом мы уже писали в «Кредо» [9/2015]).
2) Употребление таких предметов как амулеты и талисманы, которые заклинаются через магов, особенно когда оно ритуальное, (об этом мы уже тоже писали в «Кредо» [2/2015]).
3) Употребление предметов, на которые наложено заклятие, или которые были использованы в тайных, языческих, оккультных сектах или в культах сатанизма. Предметы могут оказаться в доме, будучи привезены, например, из далеких путешествий как атрибут экзотической культуры.
 
 
Факты одинаковы, различны только интерпретации
 
В настоящее время, однако, только часть людей принимает гипотезу демонологии в объяснении явления «зараженных мест» или «домов с привидениями», как и при объяснении действия «заколдованных» предметов. Исключая обычные иллюзии или восприятие, связанное с психическими расстройствами, – согласно моим исследованиям, все другие объяснения описываемых явлений колеблются в кругу трех дисциплин: спиритизма, парапсихологии и уфологии, которые в конечном итоге некоторым образом связаны между собой. Они повсеместно применяются и пропагандируются, и даже модны, также и в поп-культуре. Эти интерпретации пытаются, однако, заменить или исключить неудобную интерпретацию демонологии, связанную всегда с тайной греха и необходимостью обращения.
 
Начнем с других – не демонологических – интерпретаций «домов с привидениями»
 
1) Интерпретация спиритическая (наиболее распространенная, в том числе в фильмах и книгах) – касается мнимого присутствия духов или душ умерших людей, когда-то проживавших в данном владении. Однако это связывается со спиритической гипотезой блуждающих духов, неприемлемой для христианского виденья. Души в чистилище никогда не пугают подобным образом, потому что они уже спасены, они уже святые.
2) Парапсихологическая интерпретация, касающаяся теории «энергетического следа», оставленного лицами, ранее проживавшими в доме.
3) Парапсихологическая интерпретация, касающаяся теории «полтергейста», которая, главным образом, касается подрастающей молодежи, которая рассматривается как энергетическая причина таких феноменов.
4) Парапсихологическая интерпретация, касающаяся теории «энергий», в которой причиной странных явлений может быть какая-либо «плохая энергия», которую нужно «очистить» или неуравновешенная энергия, которую необходимо сбалансировать (идеология чакр, фэн-шуй и т.п.).
5) Уфологическая интерпретация, которая говорит о посещении домов или спален пришельцами из космоса (НЛО).
Следует подчеркнуть, что все эти теории имеют слабое интеллектуальное (богословское или научное) обоснование и окончательно – по моему мнению – проигрывают гипотезе демонологии. Более того, гипотеза демонологии может также объединить эти теории в самой себе (например, утверждая, что блуждающие духи или инопланетяне – это, по сущности, демоны). Эта гипотеза превосходит другие, а не наоборот. Проблема заключается, однако, в том, что люди по разным причинам не хотят ее принять. Потому что интерпретация демонологии основывается на духовно-моральном аспекте, требует испытания совести и взывает к обращению. Человек может это отбросить. На психологическом уровне эта гипотеза может быть немного тревожна, что в конечном итоге понятно.
 
 
Как разрешить проблему?
 
Люди, не желая размышлять и обращаться, и в то же время, желая быстро избавиться от проблем и страданий, безрассудно и поспешно обращаются к магам, экстрасенсам, лже-экзорцистам. Но это лишь следующая духовная ловушка, втягивающая человека в мир магии и оккультизма, прибавляющая грех ко греху, она усугубляет запутанность человека и приводит к тому, что проблемы растут, также и в случаях упомянутых в этой статье беспорядках в жилище.
Чтобы действительно решить проблему, следует обратиться к священнику с просьбой об освящении дома, и даже о том, чтобы отслужить в доме Святую Мессу. Но начинать исцеление проблемы следует с человека, а не с мест и вещей. Заражение злом места – хотя и может касаться объективной специфики этого места, которое было, например, когда-то местом культа или греха, – связано обычно с человеком там проживающим, и бывает так, что после переезда снова появляются проблемы (беспокойства) такого рода, но уже в другом месте. Это происходит с конкретным человеком, и, исходя из этого, он должен сделать испытание совести и богословский анализ, почему именно с ним это происходит.
Когда речь идет об упомянутых «заколдованных» предметах, то в рамках полного обращения важно отречение или даже уничтожение этих предметов, связанных с магией или оккультизмом. Как утверждает известный экзорцист Г. Аморт: «возможно, что некоторые предметы являются проводниками зла». Й. М. Верлинде говорит о предметах, которые передают «плохое влияние на расстоянии». Согласно отцу Й. Гампша, все «предметы, которые были использованы в деятельности оккультной или спиритической должны быть уничтожены, поскольку они могут притягивать злых духов».
 
о. Александр Посацки
 
Доктор богословских наук
Кандидат философских наук
Член-эксперт Международной
Ассоциации Экзорцистов в Риме