Газета "Кредо" №9(181)'10
Утрата таинства покаяния - корень всего зла в жизни Церкви
По случаю прошедшей в Риме международной встречи священников, приуроченной к завершению Года священства, кардинал Иоахим Майснер провел конференцию на тему: «Обращение и миссия». Ниже мы предлагаем вам сокращенный вариант текста этой конференции.
Дорогие собратья!
Одной из самых трагических утрат, постигших Церковь во второй половине ХХ в., стала утрата Святого Духа в таинстве примирения. Для нас, священников, это означает устрашающую утрату самой нашей внутренней сути. Когда кто-то из христиан-мирян спрашивает меня: «Как мы можем помочь нашим священникам?», я всегда отвечаю: «Исповедуйтесь им!» Там, где священник перестает быть исповедником, он становится религиозно-социальным работником. Ему недостает опыта великого пастырского успеха, когда благодаря его помощи грешник вновь покидает исповедальню освященным человеком. В исповедальне священник может заглянуть в сердца многих людей и почерпнуть там толчок, ободрение и вдохновение для собственного следования за Христом.
Уамасских ворот маленький больной человек, св. Павел, был сброшен наземь и ослеп. Во втором послании к Коринфянам он сам рассказывает о том, что думали о нем его враги: он был слаб физически и лишен особого красноречия (ср. 2 Кор 10, 10). И все же этому маленькому больному человеку суждено было возвестить Евангелие городам Малой Азии и Европы. Чудеса Божьи никогда не свершаются под прожекторами мировой истории. Они всегда происходят в стороне, у городских ворот или в тайне исповедальни… Такова стратегия Божья, когда посредством малых причин достигаются огромные результаты. Поверженный у ворот Дамаска Павел становится завоевателем городов Малой Азии и Европы…
Поэтому нам в нашем пастырском труде недостаточно стремиться лишь поправить устройство Церкви, чтобы сделать ее более привлекательной. Одного этого мало! Необходимо преображение сердца – моего сердца. Мир мог изменить только новообращенный Павел, а от инженера церковных структур тут не было бы особой пользы…
Тому, чтобы Христос был понят через нас другими, более всего мешает грех. Он не пускает Господа в наши жизни, а потому мы ни в чем не нуждаемся так сильно, как в обращении, которое необходимо и для нашей миссии. Если быть кратким, то речь идет о таинстве покаяния. Священник, редко бывающий по ту или другую сторону решетки исповедальни, наносит непоправимый вред своей душе и своей миссии. И здесь мы, без сомнения, видим одну из важнейших причин того многостороннего кризиса, в котором священство оказалось в последние пятьдесят лет. Совершенно особая благодать священства состоит как раз-таки в том, что священник может чувствовать себя «дома» по обе стороны решетки исповедальни: как кающийся грешник и как служитель прощения. Когда священник отдаляется от исповедальни, то тем самым наносит огромный вред своей внутренней сути. Таинство покаяния – это одно из лучших мест для углубления самотождественности священника, призванного сделать так, чтобы он сам и его верные пришли к полноте Христовой…
Поэтому, по-моему, кандидата в священство можно считать достаточно духовно зрелым для получения рукоположения лишь тогда, когда он регулярно, как минимум, раз в месяц приступает к таинству примирения. Действительно, именно в таинстве покаяния я встречаюсь с милосердным Отцом, готовым дать мне самые драгоценные дары… Но когда кто-то из-за недостаточно частой исповеди фактически говорит Отцу: «Оставь Себе Свои драгоценные дары! Мне не нужны ни они, ни Ты Сам!», он перестает быть сыном, потому что сам отрекается от отцовства Бога, не желая более получать Его драгоценные дары. А если кто-то перестает быть сыном небесного Отца, он не может стать священником, потому что священник – это, во-первых, сын Отца по крещению, а во-вторых, по рукоположению со Христом сын с Сыном. Лишь в этом случае он может быть братом для всех.
Переход от обращения к миссии может, в первую очередь, проявиться в том, что я перехожу от одной стороны решетки исповедальни к другой, со стороны кающегося грешника на сторону исповедующего. Утрата таинства покаяния – вот корень всего зла в жизни Церкви и в жизни священника. Так называемый кризис таинства покаяния вызван не только тем, что люди больше не приходят исповедоваться, но и тем, что в исповедальне больше нет нас, священников. Исповедальня, в которой есть священник в пустой церкви – это самый выразительный знак терпения ждущего Бога. Таков уж Бог: Он ждет нас всю нашу жизнь. За тридцать пять лет моего священнического служения я знал множество поразительных примеров священников, которые целыми днями проводили в исповедальне, так и не дождавшись ни одного кающегося, пока, наконец, после многих месяцев или лет ожиданий не появится, наконец, первый грешник или первая грешница. Именно так разрешалась ситуация. С этого момента исповедальня становилась весьма популярным местом. Здесь священник должен отложить в сторону все свои замыслы группового душепопечения, чтобы спуститься до личностных нужд каждого. Здесь он должен не столько говорить, сколько слушать. Фурункул можно вылечить лишь тогда, когда гною позволят вытечь до конца. Израненное сердце человека можно вылечить лишь тогда, когда из него вытечет вся грязь, т.е. когда ему позволят излиться до конца. А это возможно лишь в том случае, если есть кто-то, кто выслушает, и при этом в абсолютной тайне исповеди. Важнейшее для исповедника – не говорить, а слушать. Сколько душевных импульсов получает священник, отправляя таинство исповеди, и все они могут помочь ему следовать за Христом. В исповедальне он сможет почувствовать и осознать, насколько опередили его в следовании за Христом простые верные-католики – мужчины, женщины и дети.
Мы должны спросить себя: с кем говорят люди, говоря со мной? С Иисусом Христом, бесконечно любящим человечество, или же с каким-то личным богословским мнением или сожалением над состоянием Церкви и мира? Через нас они общаются с Иисусом Христом? Если ответ: «да», то они приходят к нам. Они рассказывают друг другу о таком священнике. Они говорят о нем примерно в следующих выражениях: «С ним можно поговорить. Он меня понимает. Он действительно может помочь». Я глубоко убежден, что люди по-настоящему тоскуют о таких священниках, в которых они могли бы поистине встретить Христа, освобождающего от всех пут и привязывающего к Себе.
Самым великим, наверное, исповедником нашей Церкви был святой арсский пастырь… Его ежедневное служение примирения в исповедальне Арса сделало его великим миссионером для всего мира. Не зря говорят, что этот священник духовно победил Французскую революцию…
Прощение Божье примиряет нас с Ним, с нами самими, с нашими братьями и сестрами и со всем миром. Оно делает нас настоящими миссионерами.
Верите ли вы в это, дорогие братья? Попробуйте, и сегодня же!
+ Иоахим кардинал Майснер,
архиепископ Кельнский
Эти странные каникулы
Отец Луиджи Джуссани, основатель движения «Comunione e Liberazione», размышляя о ценности свободного времени, говорил: «Самая великая ценность человека… проявляется в свободном времени и утверждается в нем изумительным образом. Способ молитвы, верность ей, истинность отношений, самоотдача, вкус к вещам, простота в подходе к реальности, трепет и сострадание к окружающим - все это становится более очевидным во время каникул, нежели в течение всего года… Каникулы - это что-то важное, прежде всего, это подразумевает внимание в выборе компании и места, но особенно это связано с образом проживания: если каникулы тебе никак не напоминают о том, что ты хотел бы больше всего помнить, не делают тебя более человечным к другим, но превращают тебя в инстинкт, если не помогают тебе научиться смотреть на природу глубоким взглядом, если не позволяют тебе жертвовать с радостью, то свободное время не обретает своей цели».
Как всегда, в начале июля компания друзей из общины CL предложила своим близким, коллегам, тем, кого Бог поставил рядом в течение этого года, прожить вместе несколько дней, и 109 человек (возраст от восьми месяцев до шестидесяти пяти, школьники, студенты, рабочие, бизнесмены, педагоги и др.) отправились в это приключение в казахстанскую Швейцарию, которая вольно раскинулась среди степи, в край голубых озер и гор, устремленных к небу. «Желая невозможного»… чтобы открыть путь каникул под таким названием друзья из Алматы поставили отрывок из пьесы «Калигула» А. Камю. Асет Шутенов в роли главного героя рассказывал о жажде человеческой души, которая знакома каждому сидящему в зале. Знакома, но понята ли, принята ли как искра и условие жизни? Это предложение для всех каникул: желать невозможного в опыте каждого обстоятельства. Итак, команды варваров и римлян отправляются за Луной, строят акведуки и корабли, соревнуются в знаниях древней истории, охотятся и ловят добычу, а внутри всего этого увлекательного действа человек, который рискует и начинает жить по-настоящему, до конца. … Движению в Казахстане 16 лет. Те, кто встретил дружбу через священников, приехавших из Италии в конце 90-х, уже закончили школу, университеты, начали работать, создали семьи, у многих родились дети. Кроме того, что они прибыли на каникулы в полном составе, многие пригласили в эти дни своих родителей. Их присутствие было тем, что отличало эти каникулы от предшествующих. Глядя на них, я благодарила Бога за ту благодать, которую Он дает и детям, и родителям. Знаком этой благодати была радость, светившаяся в глазах родителей, впервые в жизни певших, игравших, поднимавшихся в горы вместе со своими повзрослевшими в опыте веры детьми.
В последний вечер с администратором столовой состоялся такой диалог:
- Кто вы?
- Друзья.
- У меня есть тоже 5-6 друзей, но не сто с лишним… Скажите, кто вы…
- Мы друзья, которым интересно жить и разделять жизнь друг с другом. Вот, например, здесь вся моя семья, коллеги по работе, друзья моих детей…16 лет назад…- и я пытаюсь рассказать о том, как родилась дружба в Караганде.
- Ну хорошо, я все равно ничего не понял…
- Приходите вечером к нам на встречу, это надо прожить и увидеть…
Невдомек этому человеку, что встреча со Христом изменяет жизнь настолько, что делает близким всё, что дается каждый день. Настоящая община становится местом встречи, где каждый чувствует себя принятым, независимо от традиции и вероисповедания. Не исключая драмы отношения с Тайной, жизнь становится полной чудес и ликования сердца. Не случайно М. Шагал писал: «Я прожил жизнь в предощущенье чуда, и как говорят наши мудрецы: Божественное не находится в месте печали, лишь в месте радости».
Пять дней пролетели незаметно. Каждый был каким-то образом затронут тем, что произошло в это время. Для меня было ясно, «кто следует тому, что Тайна совершает на глазах, тот расцветает, а кто не позволяет, чтобы то, что происходит, рождало его, тот гниет». Поэтому с каникул я уезжала с обновленным желанием жить, быть Его, отдать всё, что у меня есть Тому, Кто спас мою жизнь.
Катя: Для меня эти каникулы стали школой, которая помогает мне сейчас отвечать «да» каждому событию в моей жизни, относиться ответственно к тому, что происходит в моей жизни, проживать каждый день, отвечая на вопрос «чего я хочу?». Понимаю, что благодаря тому, что я желаю, на первый взгляд, чего-то невозможного, это помогает мне двигаться дальше еще с большим желанием.
Вика: Решила написать вам «пару строк» о каникулах. чем они стали для меня. Знаете, я очень рада, что жила там, именно с тем, с кем жила: с Машей, Аней и Санькой, потому что, благодаря им, во мне началась большая работа. Когда до каникул я слышала, что друзья встречаются, ходят куда-то, придумывают какие-то прикольные вещи, мне так хотелось быть там, но что-то сделать для этих встреч я не хотела.позвонить, напроситься и пойти с ними, я просто не могла. На каникулах я старалась всё время прицепиться к ним: куда-то пойти, что-то сделать. И благодаря этому я узнавала какие-то новые вещи, места... Когда я приехала с каникул, у меня был выбор: закрыться в себе, сидеть дома, ничего не делать и не знать или идти куда-то, узнавать что-то новое и жить именно «в движении». Однажды я шла по улице и увидела трех мальчишек, совсем маленьких, лет по 6-7, у них была такая ситуация: они спорили о чем-то, и один из них как будто оправдывался, а двое смеялись над ним. Потом двое побежали куда-то радостные, с визгом, а тот, третий, сначала вроде бы тоже побежал, а потом остановился и обиженный пошел в другую сторону. И начал один, грустный играть с деревьями. Я поняла, что я такая же, как он - вроде бы иду куда-то за кем-то, к чему-то новому, а потом останавливаюсь, разворачиваюсь, иду в противоположном направлении и занимаюсь чем-то непонятным, неопределенным и становлюсь нерадостной. Сейчас я понимаю: либо я иду за Кем-то, Кто сделает меня радостной, либо я буду несчастливой и буду заниматься какими-то неинтересными и никому не нужными вещами. Благодаря каникулам и девчонкам, с которыми жила, я четко поняла, в какую сторону я хочу идти.
CL
Я жила в стране, где религия преследовалась
Но я продолжала жить надеждой на то, что однажды стану монахиней.
Хотя сестра Иноцента в Казахстане проработала недолгое время, но пребывание здесь стало для нее свершением давней мечты и воли Бога, видящего желание нашего сердца и исполняющего его в наилучшее для нас время. Сестра с Божьей помощью проработала в школе 45 лет, и 33 года из них – при коммунистах. В это нелегкое время она старалась воспитывать детей в духе христианской нравственности, а также тайно готовила своих коллег и их детей к таинствам, организовывала тайные крещения и венчания.
→ Как получилось, что Вы оказались в Казахстане, и в довольно зрелом возрасте?
Первоначально меня должны были направить на два месяца на новое место нашего служения – в детский дом в г. Капшагае в помощь уже трудившимся там двум сестрам. Одновременно, две другие монахини собирались в г. Балхаш, но перед самым отъездом у одной из них тяжело заболела мама. Сестре пришлось задержаться, а мне предложили на время подменить ее, и эта «подмена» длится уже девять месяцев.
→ Вы мечтали до этого работать на миссии или где-то за пределами Словакии?
Еще в детстве я с упоением читала журнал «Голоса миссии», мечтая стать миссионеркой и в какой-нибудь далекой-далекой стране и ухаживать за сиротами. Но моя молодость прошла в стране, где религия преследовалась, так что мои грезы о миссии в итоге растворились, как сон.
Однако, когда Конгрегация школьных сестер нашей Владычицы, к которой я принадлежу, пять лет тому назад получила предложение работать в Балхаше, то я вновь затосковала по миссии. Попросила настоятельниц направить меня, но мне отказали. Может быть, потому что мне к тому времени исполнилось уже 64, и состояние здоровья было соответствующим. И посмотрите! Сейчас, когда мне почти семьдесят, я все-таки очутилась здесь, в Казахстане. Конечно, дают знать о себе кое-какие проблемы, свойственные столь почтенному возрасту. Но я вполне с ними справляюсь и жертвую все за наш балхашский приход. В этом мне помогает Иисус и с. Яна, с которой мы вместе работаем.
→ Я знаю, что история Вашего призвания очень интересна и связана с Вашей родственницей. Расскажите о ней, пожалуйста, нашим читателям.
С сестрами нашей конгрегации я впервые встретилась, когда мне было всего семь лет. Они пришли в нашу деревню, чтобы собирать милостыню для сирот. Это было через два года после войны. Я провожала монахинь до соседних деревень (в Словакии расстояния между селениями порой бывают не более 2–3 км.). До сих пор помню, как за деревней сестры разулись и пошли босиком. Я сделала то же самое и заявила: «Я тоже буду монахиней. Монахиней и учительницей».
И с тех пор эта мысль не покидала меня. Хотя многие годы потом я не видела ни одной живой монахини. Коммунисты закрыли монастыри, и я узнавала только из книг о монашеской жизни, хотя стремление к ней не покидало меня.
В тринадцать лет я поступила в Педагогическую школу в Тренчине. В здании этого учебного заведения в прошлом располагался монастырь, монахинь которого насильно вывезли куда-то. Я часто думала над тем, какие сестры здесь жили, не зная, что это была как раз моя тепершняя конгрегация. Однажды мне приснился сон. На школьном (т.е. бывшем монастырском) дворе у пещеры Лурдской Богоматери, в которой уже не было статуи, я увидела женщину в монашеском облачении. «Ты – Бернадетта?», – спросила я. Она отрицательно покачала головой и ушла. С тех пор, когда никто меня не видел, я надевала на голову такой же плат, какой видела во сне. Но живую сестру мне встретить так и не удавалось.
Закончив школу, я стала учительницей. Работала с молодыми людьми. Настало время, когда девушкам пора подумать о замужестве. Я особо о нем не мечтала, но Бог дал мне повстречать хорошего верующего парня, и вскоре я начала торговаться: «Господи Иисусе, Сам видишь – монастырей нет; давай, я отдам полсердца Тебе, а полсердца – ему». И, тем не менее, я чувствовала, чего Бог ждет от меня: что я отдам Ему все свое сердце, а потому со слезами и душевной болью все же рассталась с тем молодым человеком, хотя до сих пор ощущаю чистые дружеские чувства к нему.
Уже многим позднее я поняла, как мудр Господь и зачем Он поставил на моем пути того парня. После расставания с ним я решительно отбросила всякие мысли о браке и, хотя меня постоянно окружали молодые люди, которых было немало, продолжала жить надеждой на то, что однажды стану монахиней.
Наступил 1968 г. – начало недолгого периода «социализма с человеческим лицом» или так называемой «дубчековской свободы». В Словакию с чешского пограничья, куда вывозили монахинь, смогли вернуться и продолжить свою деятельность некоторые конгрегации. И тогда я у одной из своих подружек встретила ее родную сестру – монахиню, которая впервые за многие годы смогла навестить родных. Представьте себе, какой шок я испытала, увидев монахиню из своего сна. Еще больше я изумилась, когда она сказала, что в те времена, когда мне приснился тотсон, они одевались совсем иначе. Но ведь я видела сестру именно в таком облачении, в котором она была сейчас и которое мы до сих пор носим! Это была монахиня из того самого монастыря, который затем был превращен в мою педагогическую школу. Так завязались мои контакты со Школьными сестрами нашей Владычицы.
И еще один очень важный момент в моей жизни. В мой сорокалетний юбилей меня пришла поздравлять крестная. В молодости она хотела стать францисканкой, но в новициате тяжело заболела, и ее отпустили домой умирать. Она не умерла, но по состоянию здоровья в монастырь вернуться уже не смогла. Я призналась ей в моем желании посвятить себя Богу, и тогда она воскликнула: «Неужели исполнится то, чего я желала при твоем крещении?!» Я в удивлении спросила, что же это было за желание, а она ответила: «Когда я несла тебя, однодневную малышку, к крещению, то молилась: „Господи, раз уж ты не забрал меня, то возьми хотя бы ее“». Именно поэтому она дала мне свое монашеское имя Иноценция. Господь услышал ее молитву, а я лишь много лет спустя поняла, когда зародилось мое призвание и почему с детства мечтала о монашеской жизни. Как мне хотелось сказать тогда своей крестной, что я уже монахиня, но в те годы говорить о монашестве значило подвергать опасности себя и других сестер.
→ Значит, Вы поступили в монастырь еще во времена коммунизма. Как Вам удавалось вести монашескую жизнь в условиях того режима, который не разрешал публично проявлять свою религиозную принадлежность?
Конечно, при коммунистах монахиням приходилось нелегко. В 1950 г. монастыри были ликвидированы. Сестер свезли в лагеря, а затем отправили в Чехию, где они работали на фабриках или в полях. Многие оказались в тюрьме. Все делалось для того, чтобы заставить монашествующих вернуться к мирской жизни. Из нашей конгрегации не ушла ни одна монахиня. Все остались верны своим обетам.
В период краткой оттепели 1968–1969 гг. сестры могли работать с умственно и физически неполноценными детьми или в домах престарелых. Но религиозная и гражданская свобода оказалась недолговечной. Демократизацию прервало вторжение в бывшую Чехословакию войск Варшавского договора, и настало время жесткой «нормализации». Сестры уже не могли заниматься той деятельностью, что была заложена в харизмах их конгрегаций. Запрещено было принимать новых кандидаток. И все же конгрегации вопреки всему не исчезли. Кандидаток принимали тайно, и одной из таких стала я. Об этом не знал никто – ни родители, ни братья и сестры. Соображения безопасности не позволяли говорить кому-либо. С сестрами мы встречались тайно. Духовные упражнения у нас проходили тоже тайно. Иногда нелегко было, уезжая на несколько дней из дома, не сказать правду. Трудно было объяснить, например, и то, почему я живу так скромно, не покупаю тех или иных вещей, одеваюсь так просто, не хожу туда-то и туда-то.
Но, несмотря ни на что, мы все же старались хранить верность своим обетам и соблюдать уставы наших конгрегаций в любых условиях, даже, если это было очень тяжело. Нас поддерживало сознание того, что мы принадлежим Иисусу, что Он с нами и наши сестры, живущие в монастырях, молятся о нас. Каждая встреча с ними помогала мне справляться со всеми трудностями, в том числе и в школе.
Учителя в те времена должны были быть убежденными атеистами. Я не могла открыто исповедовать свою веру, но никогда от нее не отрекалась. С Божьей помощью проработала в школе 45 лет, и 33 года из них – при коммунистах. В церковь ходила подальше от своего поселка: не потому, что боялась, а потому, что епископы и наши настоятельницы считали, что важно, чтобы в школе остались верующие учителя.
Детей старалась воспитывать в духе христианской нравственности, любви друг к другу и взаимопомощи, поддерживать дружелюбную атмосферу в классе. Во время школьных экскурсий и классных часов организовывала посещение церквей и помощь нуждающимся. Перед Рождеством мы готовили елочку добрых дел, а к 8 марта – цветочки добрых поступков. На уроках истории антирелигиозные темы я представляла в духе истины. Среди моих бывших учеников на сегодня есть шесть священников и две монахини. Я знала об их призвании и молилась о них.
Я также тайно готовила своих коллег и их детей к таинствам, организовывала тайные крещения и венчания. Вместе с другими учителями мы организовали кружки живого розария, причем члены этих кружков не знали друг друга: познакомились только с приходом свободы. Мое начальство и коллеги знали о моей вере, но никто так и не выдал меня. Но это требовало добросовестной работы и хороших отношений с коллективом и детьми. Время было нелегкое, но зато таинственное и прекрасное, изобилующее изумительной помощью Божьей.
В 1989 г. у нас произошла так называемая «Бархатная революция». Режим пал, и пришла свобода, в том числе и религиозная. В монастырях вновь забурлила жизнь. Мы смогли надеть монашеское облачение и открыто влиться в свои конгрегации. Наша харизма – это школьное обучение, и по пожеланиям родителей в 1991 г. в г. Нове-Место-над-Вагом мы возобновили работу церковной школы, закрытой в 1945 г. Меня назначили ее директором, а большинство учителей были монахинями из нашей конгрегации. Среди них была и сестра Яна, работающая сейчас здесь, в Казахстане. Кроме основной школы, мы открыли также гимназию. Оба учебных заведения очень скоро стали пользоваться хорошей репутацией, и на сегодня принадлежат к числу школ с самыми высокими показателями. Сестры нашей конгрегации работают учительницами в других церковных школах или преподают катехизис в государственных учебных заведениях. Так мы вернулись к нашей первоначально харизме - воспитанию детей и молодежи. Престарелые и больные монахини достойно доживают отпущенные им дни в нашем доме в г. Бецкове, окруженные заботой младших сестер.
Я благодарна Богу за то, что Он призвал меня, что свое призвание я могу осуществлять именно в Конгрегации школьных сестер нашей Владычицы и что на склоне моих лет исполнилась, наконец, детская мечта о миссиях исполнилась именно здесь, в Казахстане, пусть даже на несколько месяцев.
C. Я. Сумиласова (OSF)
Успение Богородицы
Бенедикт XVI о значении праздника Успения Богородицы
Как и во все предыдущие годы, утром 15 августа 2010 г. Папа Бенедикт XVI отслужил Мессу Успения Пресвятой Богородицы в своей летней резиденции в г. Кастель Гандольфо, в местной приходской церкви в присутствии членов администрации городка и его жителей. Праздник призван напомнить нам, - сказал понтифик в своей проповеди, - что Мария, подобно Своему Сыну, уже победила смерть и торжествует в славе небесной во всей полноте Своего существа, «душой и телом».
Далее Святой Отец сосредоточился на анализе понятия «небеса». Чаще всего это понятие ассоциируется с неким местом в пространстве, однако на самом деле все обстоит куда сложнее.
«Сегодня мы все знаем, что понятие “небеса” не относится к какому-либо месту вселенной, к звездам или чему-нибудь в этом роде, - сказал Бенедикт XVI. - Этот термин, скорее, подразумевает нечто в высшей степени возвышенное, то, что не может быть выражено ограниченными человеческими понятиями. Упоминая “небеса”, мы констатируем, что Бог стал нам близок, что Он не оставляет нас в смерти и после смерти, что Он дарит нам вечность, что у Него есть “место” для нас и что этим “местом” является Он Сам. Бог никогда не прейдет, а все мы существуем силой Его вечной любви. Мы существуем потому, что Он возлюбил нас и силой Своей мысли призвал нас к бытию. Мы существуем в замысле и любви Бога. Мы существуем в Нем в полноте реальности, а не только в виде “тени”. Мы благодушествуем, мы полны надежды и внутренне удовлетворены постольку, поскольку в Боге, в Его замысле и любви, сберегается не только наша “тень”. На самом деле в Нем, в Его творческой любви мы пребываем и входим в вечность всей нашей жизнью, всем нашим существованием».
Любовь Божия объемлет всего человека, - продолжил Папа, - с его страданием и любовью, с его надеждой и радостью, но и с его печалью. Вся жизнь верующего проходит очищение перед Богом и только после этого он наследует вечность. Ничто из того, что нам дорого, не подвергнется уничтожению, напротив, оно будет увековечено Божией любовью. В этом и заключается главная мысль торжества Успения Пресвятой Богородицы, - подвел итог Бенедикт XVI.
Понтифик продолжил свои размышления в ходе катехезы после полуденной молитвы «Angelus». Мария, хотя и взята на небеса, - сказал он, - тем не менее не перестает исполнять Свое молитвенное и заступническое служение. Богородичное благочестие было свойственно Церкви с первых же дней ее существования, а его следствием стали многочисленные литургические праздники в честь Марии и возникновение соответствующей культуры.
«Во все времена художники с помощью кисти и резца стремились выразить святость Богородицы, украшая церкви и часовни, - отметил Бенедикт XVI. - Поэты, писатели, музыканты прославляли Пречистую Деву гимнами и литургическими песнопениями. От востока до запада весь народ Божий взывал к Пресвятой Небесной Матери, сжимающей в объятиях Божия Сына, в поисках заступничества, что и нашло свое выражение в словах известной молитвы: “Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица. Не презри молений наших в скорбях наших, но от всех опасностей избавляй нас всегда, Дева преславная и благословенная”».
Именно эта вера народа Божия побудила Папу Пия XII провозгласить догмат о Взятии на небо Пресвятой Богородицы. Бенедикт XVI напомнил присутствующим, что как раз в текущем году мы будем отмечать 60-ю годовщину опубликования Апостольской Конституции «Munificentissimus Deus» (Всемилостивый Бог), в которой содержалось «возвещение, пояснение и определение Богооткровенного догмата, что Непорочная Богородица и Приснодева Мария, завершив путь Своей земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу».
Agnus
Мусульмане и христиане вокруг Марии
В Ливане, где вот уже три года христиане и мусульмане сообща празднуют Благовещение, организуя совместные мероприятия, правительство присвоило этому торжеству статус национального. В стране восемнадцати вероисповеданий почитание Матери Иисуса стало, таким образом, еще одним полем для диалога и углубления взаимопонимания между исламом и христианством.
В Ливане насчитывается восемнадцать зарегистрированных конфессий: четырнадцать восточно-христианских Церквей и четыре исламские деноминации. У каждой из них есть свои праздники, на время которых прекращают свою работу учреждения, школы, университеты и коммерческие предприятия. Группа христианских и исламских интеллектуалов при содействии ЮНЕСКО подготовила книгу, в которой разъясняется смысл каждого религиозного торжества и обычаев, связанных с их празднованием. Дело в том, что, по мнению авторов, ливанское общество нуждается в общей религиозной культуре, которая питала бы общее национальное самосознание.
Культура Ливана несклонна ни затушевывать, ни игнорировать различия. Она стремится скорее воспитать в своих носителях признание и приятие их, уважение к ним и взаимное сотрудничество в духе подлинного милосердия. Таким образом, для ливанского общества характерен поиск общих высших человеческих ценностей, в том числе и религиозных. В этом смысле то уважение, почтение и та любовь, с которой христиане и мусульмане взирают на Марию, являются одной из неотъемлемых составляющих их верований. Святое Евангелие называет Марию «благодати полной», а Коран именует ее «избранной… из женщин».
Ее имя тридцать четыре раза упоминается в Коране в двадцати различных сурах. Одна из них – Сура Марии, состоящая из девяноста восьми стихов – посвящена исключительно ей. Упомянутые отрывки священной книги ислама описывают Матерь Иисуса на различных этапах ее жизни: в утробе матери, в момент ангельского благовестия, при рождении Ребенка и в начале миссии ее Сына.
Стихи 35-37 Суры о доме Имрана представляют семью Марии до ее рождения. Здесь рассказывается о том, что ее мать, жена Имрана, узнав о своей беременности, посвятила ребенка Богу, моля принять ее обет. Но родилась девочка, что стало настоящим разочарованием для матери, ожидавшей сына, который, по ее мнению, лучше смог бы послужить Богу. Все свое горе она вложила в молитву к Всевышнему, говоря: «Господи, я дала жизнь ей – женщине». Но Коран отмечает: «Богу хорошо было известно, кому она дала жизнь». Последнее замечание позволяет нам понять, что маленькая Мария – не просто девочка, как все другие. Далее говорится, что жена Имрана назвала девочку Марией и посвятила ее Богу, моля защитить дочь и ее потомство от сатаны. Это был второй обет. Бог ответил, что принимает приношение, т.е. маленькую Марию, «с милостивым благоволением…, и по благости Его она росла прекрасной», получив в дар чистую и здоровую жизнь. Всевышний поручил ее Захарии, да будет мир с ним. Захария, подлинно верующий человек и аскет, принявший Марию как божественное повеление, был поражен знамением Божьим. Коран сообщает, что «когда бы Захария ни приходил в храм, он находил ее всем обеспеченной». Храм был местом молитвы и богопочитания, и это значит, что Мария непрестанно молилась и поклонялась Богу. При этом по воле Божьей у нее всегда была пища и одежда. Захария был удивлен этой неиссякаемостью пропитания. Более того, он никогда не приносил Марии еду и был уверен, что она ни в коем случае не покинет храм. Совершенно понятен его вопрос в одном из стихов: «Откуда все это у тебя?» Как сообщает Коран, Мария ответила, что все это ниспосылается ей от Бога посредством ангелов. И это был ответ человека, верующего с упованием и искренностью: «От Бога…. Поистине, пропитание Божье каждому, кому Он пожелает, без счета».
Недостижимое
достоинство
После этого повествования стихи 42-45 Суры о доме Имрана рассказывают о первом («Мария, Бог избрал тебя и очистил тебя; Он избрал тебя из всех женщин, Мария») и втором («Бог дарует тебе благую весть о Слове от Него, имя которому Мессия, Иисус, Сын Марии») благовещении ангелов Марии. Христос – Слово Божье и, в отличие от других, приходит в этот мир не от обычного рождения и не от мужчины.
Стихи 16-21 Суры Марии описывают детали благовещения, поясняя, как Бог послал Марии Своего Духа в виде «человека без порока», и приводя диалог женщины с этим Духом.
Все упомянутые отрывки показывают, что в исламе Мария обладает достоинством, недостижимым ни для одной женщины, начиная с Евы и вплоть до конца земного мира. Это может послужить основой для взаимопонимания между мусульманами и христианами. Именно общее почтение к Матери Иисуса дало толчок созданию комитета Мусульманско-христианской встречи вокруг Марии, организующего последние три года праздничные мероприятия, приуроченныек торжеству Благовещения. В этот день у алтаря церкви нашей Владычицы при Джемгаурском колледже – крупнейшем иезуитском учебном заведении в Ливане – звучат христианские и мусульманские молитвы. Во время последнего торжества Благовещения Национальный мусульманско-христианский комитет по диалогу, в котором представлены все религиозные авторитеты страны, обратился к властям с инициативой о провозглашении этого торжества национальным мусульманско-христианским праздником. Сначала комитет работал над данным вопросом вместе с бывшим премьер-министром Фуадом Синиорой, с энтузиазмом откликнувшимся на это предложение и поручившим совету министров подготовить соответствующий декрет. Но в итоге принятие декрета было отложено. Комитет предпринял повторную попытку при новом главе правительства Сааде Харири, также с одобрением отозвавшемся об этой инициативе накануне своего визита в Ватикан и встречи с Папой Бенедиктом XVI 20 февраля 2010 г. А уже восемь часов спустя премьеру удалось провести декрет, объявлявший 25 марта национальным праздником, и образовать министерский комитет, ответственный за организацию совместных мусульманско-христианских праздничных церемоний. Ливан, ставший таким образом единственной во всем мире страной, где торжество Благовещения имеет национальный статус, может гордиться также тем, что его столица Бейрут – единственный арабский город, где есть памятник Иоанну Павлу II. И все это благодаря работе Национального мусульманско-христианского комитета, стремящегося развивать межрелигиозный диалог и сделать Ливан образцом мирного сосуществования христиан и мусульман. И для меня большая честь являться генеральным секретарем этого комитета.
Во время встречи Папы Бенедикта XVI с Саадом Харири решение относительно торжества Благовещения стало отправной точкой для обсуждения вопросов, касающихся положения и роли христиан на Ближнем Востоке. Несомненно, эти важные и сложные проблемы заслуживают самого пристального внимания и глубоко анализа. Понтифик и ливанский премьер в ходе беседы пришли к единому мнению относительно того, что именно порождаемый арабо-израильским конфликтом хаос является главной причиной всех тех ужасных инцидентов, жертвами которых становятся христиане.
Мохаммед Саммак
М. Саммак - советник верховного муфтия Ливанской Республики и секретарь Комитета мусульманско-христианского диалога. В 1995 г. он представлял суннитскую общину на специальном синоде по Ливану, созванном в Ватикане Папой Иоанном Павлом II.
Молитва Богородице о примирении
Владычица наша, единственная наша надежда, молим Тебя, освети наш разум светом Твоей благодати, очисти его сиянием Твоей чистоты, согрей его теплотой Твоего присутствия. Примири всех нас с Твоим Сыном, чтобы мы удостоились приблизиться к сиянию Его славы.
Аминь.
Lectio divina
5 сентября
Двадцать третье рядовое воскресенье
БЫТЬ УЧЕНИКОМ
Прем 9, 13-18; Пс 89(90); Флм 1, 9-10, 12-17; Лк 14, 25-33
Евангелие:
Иисус беседует с людьми, собравшимися вокруг Него, об их проблемах. Многие следуют за Ним только лишь потому, что Иисус – известный учитель. Но ученики уже тогда знали, что сложные времена все ближе и ближе. Они уже в какой-то степени испытали на себе преследование со стороны властей.
В любых взаимоотношениях наступает время, когда вы должны определиться и решить, насколько они серьезны. Это именно то, что Иисус хочет нам сегодня сказать. Христианская жизнь не для тех, кто ищет популярности или беззаботного времяпровождения без каких-либо обязательств. Как нам объясняет Иисус, после крещения жизнь становится не проще, а, наоборот, сложнее. Что нам прежде казалось хорошим, на самом деле может разрушить наши небесные взаимоотношения. Господь предлагает нам еще раз задуматься над этим. Ничто не должно мешать нашим отношениям с Ним. Поэтому мама и папа, муж и жена, дети, наши собственные потребности и желания должны быть на втором месте после Иисуса. Так строятся взаимоотношения Иисуса с Его возлюбленным Отцом.
Мы должны желать подчинить Богу свою жизнь, желать сораспять ее Христу. Это может причинить нам боль. Но наше призвание в том, чтобы следовать воле Иисуса, не зависимо от того какие страдания или унижения мы будем при этом претерпевать. Нам нужно покорить свой эгоизм, освободив место для Божьей воли. Это касается всех сфер нашей жизни, постепенно выравнивая ее, приводя нашу жизнь в порядок, мы поднимаемся все выше к Иисусу. И это дорого стоит - это стоит нам всей нашей жизни.
Иисус приводит яркие наглядные примеры, чтобы мы задумались о цене следования за Ним еще до того, как начнем свой путь как ученики Христа.
В Евангелии от Иоанна 6, 43-71 говорится, что многие люди испугались перспективы, которую им описал Иисус, и отошли от Него. Господь объясняет нам, что, мысля по-человечески, невозможно следовать за Ним. Это возможно только в животворящем Божьем Духе. В Ин 6, 65 Иисус говорит: «Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».
Размышление:
Что наиболее всего впечатлило вас в прочтенном отрывке из Евангелия? Есть ли в вашей жизни такой аспект, который вам непросто подчинить воле Иисуса?
Молитва:
Наполнитесь смирением и умиротворением в присутствии Бога и проведите прекрасное время в молитвенном общении с Ним. Попросите Господа помочь устроить вашу жизнь согласно Его воле. Обратитесь в молитве к Святому Духу о даровании вам силы и благодати для того, чтобы следовать за Иисусом несмотря ни на какие последствия. Устремите свой взор на Иисуса. Вглядитесь в Него.
Прочтите отрывок из 1 Фес 5, 23-24 и ободритесь словом, посланным нам: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие».
Созерцание:
Подумайте о примере полного подчинения себя Богу, который подает нам Иисус,. Он знал, что Небесный Отец любит Его совершенной любовью.
Поразмышляйте о страданиях Иисуса на Кресте ради того, чтобы мы могли жить свободными от греха угодно Богу.
12 сентября
Двадцать четвертое рядовое воскресенье
РАДОСТЬ НА НЕБЕСАХ
Исх 32, 7-11. 13-14; Пс 51(50) 1 Тим 1, 12-17; Лк 15, 1-10
Евангелие:
В отрывке из Евангелия мы читаем о новом недовольстве религиозных властей. Св. евангелист Лука повествует, что иудейские лидеры критикуют Иисуса за Его дружелюбное отношение к «грешникам», список которых возглавляют грешники. Иудеи их ненавидели, потому что они собирали налоги для язычников и завоевателей римлян. И в самом деле, один из учеников Иисуса был сборщиком налогов: мытарь – Левий, которого по традиции отождествляют с Матфеем (Мк 2, 13-17). В 15 главе Евангелия от Луки Иисус рассказывает фарисеям три притчи: о пропавшей овце, потерянной монете и блудном сыне. В притче о потерянной овце Иисус обращает наше внимание на то, что пастырь пойдет в самые дальние дали, чтобы только найти ту овечку, что пропала из его стада. Как же велика будет
его радость, когда он найдет ее и вернет под свою опеку и защиту. Притча о потерянной монете еще более усиливает суть мысли, которую хочет донести до нас Иисус. Снова теряется что-то, имеющее ценность и значение. Женщина повсюду ищет пропажу, пока не находит ее. И не важно, что у нее есть девять других монет. То, что потеряно, должно быть найдено. Пастырь и женщина преисполняются огромной радости, когда потерянное возвращается им. Подобным образом ликуют небеса, когда приходит грешник с сокрушенным сердцем и кается, ведь в этот момент разрушенные взаимоотношения восстанавливаются.
Третья притча о потерянном сыне. Блудный сын возвращается нищим, растратив все наследство. В своем раскаянии он не ожидает ничего, лишь только быть слугой отца. А отец тоскует по своему сыну и жаждет его возвращения. Завидев его издали, отец бежит навстречу сыну, протягивая к нему свои любящие руки. На радостях в доме готовится большой праздник.
Реакция старшего брата напоминает нам ропот фарисеев. Иисус обращается к грешникам и радуется их покаянию. Господь предупреждает Своих слушателей (и нас), чтобы мы не чувствовали себя праведными и не поступали так, как будто лучше других. Мы должны полагаться и уповать только на Божье милосердие и прощение.
Размышление:
Какие моменты этих трех притч наиболее тронули вас? Подумайте об отношении фарисеев в сравнении с пастырем, женщиной и отцом из прочитанных сегодня притч. Чему это учит нас?
Поразмышляйте над стихом: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим 1, 15).
Молитва:
Воспользуйтесь словами из 50 псалма для вашей личной молитвы. Поблагодарите Бога за Его великое милосердие. Молитесь о том, чтобы «потерянные овцы» вернулись к Иисусу. Святой Дух может подсказать вашему сердцу о ком нужно особенно молиться.
Созерцание:
Подумайте о роли пастыря и о том, какой путь он пройдет, чтобы найти свою овечку. Пусть любовь Великого Пастыря привлечет вас и обнимет вашу душу и сердце.
19 сентября
Двадцать пятое рядовое воскресенье
МУДРО ПОЛЬЗУЙСЯ СВОИМИ ТАЛАНТАМИ
Ам 8, 4-7; Пс 112(113); Лк 16, 1-13
Евангелие:
Эту притчу довольно непросто интерпретировать. Как и во всех уже рассмотренных притчах, мы поставим основной акцент на главную мысль, не углубляясь в иллюстративные детали. Этот отрывок может быть рассмотрен и понят на разных уровнях, но мы сконцентрируемся только на двух основных моментах.
Иисус побуждает нас быть верными управляющими талантов и ресурсов, которые Он нам вверяет, и особенно наших денег. Мы должны пользоваться этими дарами мудро и рационально. Тем не менее, было бы неверно прийти к выводу, что Иисус одобряет нечестные средства для достижения поставленной задачи, это подтверждают и другие отрывки из Писания, включая сегодняшнее чтение из книги пророка Амоса.
Следующий важный момент, на который нужно обратить внимание – необходимо твердо знать, кто наш господин, кто или что движет вами. Божьими ли принципами вы руководствуетесь в вашей повседневной жизни, или же ваши решения основываются на увиденном по телевидению или услышанном из других средств массовой информации? На самом ли деле мы служим Богу или только самим себе? Иисус открывает нам, что мы должны сделать выбор: никто не может служить двум господам.
Размышление:
Поразмышляйте над тем, только ли Бог является вашим господином или же вы служите еще и другим господам. Подумайте, кто или что оказывает влияние на ваши действия и мысли.
Подумайте о том, насколько вы были верными и мудрыми в управлении ресурсами, которые вам вверил Бог.
Попросите Бога показать вам возможности, которыми вы могли бы благословлять других людей, к примеру, проведя с ними свое время или поделившись с ними тем, что вы имеете.
Молитва:
Пусть ваша сегодняшняя молитва будет построена на отрывке из 1 Тим 2, 1-8. В нем нас просят молиться о начальствующих. Попросите Бога руководить ими и помочь им мудро пользоваться властью. Нас также призывают молиться о свободе жить согласно нашей вере. Это хорошая возможность помолиться о тех, кто живет в странах, где быть христианином трудно и опасно.
Созерцание:
Прочтите Ам 8, 4-7 и поразмышляйте о том, какое место в Божьем сердце отведено бедным людям. Есть ли какие-нибудь практические шаги, которые вы можете предпринять в ответ на прочтенный отрывок?
26 сентября
Двадцать шестое рядовое воскресенье
ЗАБОТЬТЕСЬ О БЕДНЫХ
Ам 6, 1. 4-7; Пс 145(146); 1 Тим 6, 11-16; Лк 16, 19-31.
Евангелие:
На прошлой неделе мы размышляли о том, как хорошо распорядиться теми благами и талантами, которые нам щедро дарует Господь. Апостол Лука – единственный из Евангелистов, кто приводит в пример эту притчу, глубоко раскрывающую учение Иисуса. Кажется, что богатство, образно выражаясь, «ослепило» богача. Он видел, в каком жалком состоянии лежал Лазарь у ворот его роскошного дома. Он даже знал его по имени (24 стих), но ничего не предпринимал, чтобы помочь бедному страдальцу.
Все иудеи должны были знать, что Моисей и пророки учили о социальной ответственности богатых, которые должны заботиться о бедных. Пребывая в своем эгоизме, богатый человек не повиновался Божьему закону. И вот, по иронии судьбы, тот, кто и пальцем не пошевелил, чтобы помочь бедному нищему, теперь просит Авраама послать Лазаря помочь ему!
Там, в аду, у богатого человека пробуждается чувство сострадания к своей семье. Он переживает за своих братьев и просит Авраама послать Лазаря, чтобы предупредить их, так как не хочет, чтобы и они закончили так же, как он, и понесли наказание. Авраам отвечает, что у них есть Моисей и пророки, чтобы предупреждать их. Но богатому человеку этого недостаточно. Он полагает, что требуется нечто более драматичное: только воскресший из мертвых сможет убедить его семью. Авраам же дает ему красноречивый ответ: «…если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (стих 31).
Прошло какое-то время после того, как эти слова были произнесены, и Иисус сам умер и воскрес из мертвых. Проницательность Авраама оказалась верной и тогда, и в наши дни. Даже великое чудо не сможет убедить тех, кто пренебрегает предупреждениями Библии. К сожалению, многие сегодня отказываются верить в Божьего Сына Иисуса и служить Ему как своему любящему Господу.
Размышление:
Что вам открыл Бог в сегодняшнем отрывке из Евангелия? Послушны ли вы Божьему повелению в разных сферах вашей жизни?
Задумайтесь, воспринимаете ли вы серьезно призыв помогать людям в нужде? Порой это означает гораздо больше, чем просто помочь кому-нибудь деньгами: можно посвятить кому-нибудь свое время, ведь даже простой разговор и желание выслушать другого тоже не менее ценно.
Сравните чтение из Евангелия со словами апостола Павла в 1 Тим 6, 17-19.
Молитва:
Что говорится о Божьей заботе о бедных и убогих в 145 Пс? Помолитесь о том, чтобы в вашем сердце нашелся отклик на заботу об обездоленных людях. Помолитесь о людях, которые жертвуют своим временем и жизнью, чтобы помочь нуждающимся.
Созерцание:
Проведите время в созерцании Божия величия, описанного в 1 Тимофею 6,15-16.
Материал Организации объединенных
библейских Обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой
Администратура Атырау
Летние каникулы с Евангелием от Луки
Лето - время отдыха, пора отпусков и каникул и важно это время не потратить в пустую, и посвятить свой отдых Богу. В июне и июле Aтырауская апостольская администратура организовывала лагеря для детей, молодежи и взрослых в приходах городов Атырау и Уральска. Первый лагерь прошел с 14 по 19 июня для детей из г. Уральска в г. Атырау в приходе Преображения Господня. С 23 июня по 3 июля прошел лагерь для детей в приходе Пресвятой Богородицы неустанной помощи в г. Уральск. А с 7 по 17 июля там же, при уральском приходе, был организован молодежный церковный лагерь.
Целью лагерей было совместить отдых, религиозное образование, воспитательную программу и познакомить детей со Священным Писанием, в особенности с Евангелием от Луки. Мы приготовили на каждые десятьдней десять отрывков из Евангелия, вопросы к ним, символ дня и фигуру. Данная программа была составлена нами в виде тетради для индивидуальной и общей работы в группах. В этих тетрадях дети и молодежь могли делать свои личные записи. Мы хотели показать позитивную сторону религиозного отдыха, проведенного в интенсивной работе, посвященной Богу. И в такой форме отдыха участники лагеря могли раскрыть себя, узнать много полезного о себе, о других, об окружающем их мире, о Боге и получить удовлетворение и радость от такой работы.
Следующим шагом ознакомления участников лагеря с Евангелием от Луки было каждодневное чтение двух его глав. Чтобы реализовать наше намерение мы так составили распорядок дня, чтобы кроме времени на отдых, игры и развлечения, было определенное время на Мессу, молитву, встречу в группах, резюме, где представлялся усвоенный материал, и на подготовку к библейскому конкурсу на знание Евангелия от Луки. Окончательным закреплением были ежедневные сценки (пантомимы), которые представляли отрывок евангелия на этот день. В этих сценках дети и молодежь могли найти и показать свои таланты, поделиться ими с другими. В двух лагерях (в одном – для детей, а в другом – для молодежи) нам удалось провести конкурс на тему Евангелия от св. Луки.
В лагере для детей конкурс прошел следующим образом: командный конкурс, соревнование между группами, индивидуальный конкурс между тремя капитанами. Удалось провести конкурс рисунков смешенной техники, в котором участники могли выразить свое видение, мысли, чувства и фантазию в работах на одну из избранных тем их Евангелия от Луки. В лагере для молодежи командный конкурс проходил в три раунда. Главным во всех этих конкурсах был не столько результат, победа или поражение, сколько воспитание участников, для которых с каждым днем Евангелие становилось все ближе и интересней, благодаря чему они больше постигали Иисуса, Его Личность, Его учение и Его жизнь.
Кроме религиозной программы, была и развлекательная. Благодаря хорошей погоде мы часто ездили на природу, купались, занимались спортом, сидели у костра, гуляли по городу, любуясь его достопримечательностями. Но самым главным в эти дни были молитвы и Мессы в храме.
Ежегодные каникулы для детей молодежи и взрослых прихожан являются для нас очень важным элементом нашей религиозной и воспитательной работы в Атырауской апостольской администратуре. Благодарим всех тех, кто сделал возможен этот отдых стал. Обещаем помнить и молиться в наших приходах.
С. Вероника Рембельска (CSSE)
Руслан
Архиепархия в Астане
ОЗЕРНОЕ XII фестиваль молодежи
«Паломничество доверия» - такое название носил фестиваль молодежи, прошедший c 11 по 15 августа в Озерном, куда съехались молодые люди со всего Казахстана. Нет ни одного прихода где бы не слышали о санктуарии Марии. Это место имеет много благодати Божьей, и каждый приехавший сюда желает вместе с Марией встретиться со Христом.
Началось все с регистрации участников, весь народ был поделен на множество групп, в которых проходила работа и которые отвечали за порядок и дежурство во время этого фестиваля. Самое интересное началось в церкви, где брат Гислэн из общины Тэзе, приветствовал молодежь. Ключевыми стали слова о благодати на казахстанской земле - о санктуарии Девы Марии, где мы вместе можем приблизиться ко Христу.
В этот день мы вспоминали св. Клару. Еще в молодости она пережила большие изменения в своей жизни. Так и каждый из нас может подружиться и приблизиться к Иисусу через паломничество, сделать что-то прекрасное. Именно для этого дано нам это время - время молодости.
На вечерней встрече брат Гислэн еще раз напомнил нам смысл паломничества – поделиться надеждой. Именно в общине Тэзе он встретил Христа и пожелал каждому не упустить эту возможность. Для вдохновения был продемонстрирован фильм об общине Тэзе.
На следующий день было зачитано письмо из Тэзе, в котором брат Алоис обратился к нам, напомнив, что в каждом из нас живет ожидание, и среди многих желаний необходимо навести порядок и разобраться, каким из них дать предпочтение. Пробудить в себе жажду Бога, делиться тем, что у нас есть, углублять доверие Богу. Размышляя над этим письмом в небольших группках, каждый смог проявить свой творческий талант, изобразив в виде картин то, что его тронуло. На следующий день нас ожидало паломничество ко кресту на сопку, но начало мы уже начали проживать этим вечером, когда о. Алексей Скаковский призвал нас посмотреть на нашу жизнь и позволить Христу освободить нас от бремени, простить нашим ближним все обиды. Все это мы могли сделать в молитве поклонения кресту. Вместе с таинством исповеди испытать, что мы любимы и нужны Богу.
В пути мы шли пять часов. Это было время, когда каждый из нас мог войти в скинию к Богу и говорить с ним как с другом. Молитва крестного пути стала вершиной паломничества, где каждый смог еще раз прикоснуться к страданиям Иисуса Христа.
Суббота была посвящена Деве Марии, все размышления и молитвы приближали нас к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Вечером мы совершили паломничество к статуе Девы Марии - Царицы мира. Во время пути молились розарий с размышлениями, которые углубляли нас в молитве и сопереживанию жизни Иисуса и Марии. К подножию статуи каждый принес свои просьбы и интенции, записанные на листочках, которые, будут переданы сестрам-кармелиткам.
Воскресенье уже чувствовалось, что скоро нам придется вернуться домой, и брат Гислэн указал нам, что ученики после воскресения Христа вернулись в Галилею. Подобно ученикам Иисуса, мы возвращаемся домой. Он пожелал нам сохранить в сердцах слабый и, в то же время, сильный свет Христа и пронести его через всю свою жизнь. На последней встрече брат Гислэн спросил нас, какую жемчужину мы заберем с собой из Озерного домой? Многие отвечали, и некоторые из участников рассказали нам о своих жемчужинах.
Надежда: Я научилась прощать, в своем сердце, что очень облегчило мне жизнь!!!
Кира: Вот спустя пять с лишним лет, я не была в Озерном, но в этом году, по приглашению с. Екатерины, решила поехать, и собрала несколько жемчужин, которые сохраню в своем сердце.
Б. Гислен еще раз пробудил в моем сердце жажду Бога, и указал, что эту жажду можно утолить в молитве. Через паломничество приблизилась ко Христу, подружилась со многими ребятами. В молитве покланения кресту, принесла Богу свои просьбы и мечты. Научилась ждать, просто быть тут в малитве, ощутить, что вот сейчас Бог здесь. Очень затронули слова из письма “И все-таки именно в глубине молчания, когда вроде бы долго ни чего не происходит, Дух Святой в нас работает, хотя мы и не знаем как.”
Татьяна: Приехавши впервые в эту местность, замечается несколько вещей, которых не видим в обыденной и повседневной жизни. Прежде всего - это открытость, доброта, внутренняя радость и ожидание чуда в глазах каждого участника, и без сомнения желание общения и дружеская атмосфера, вселяющая доверие каждому новичку. На протяжении всего моего пребывания в Озерном, я с каждым днем все больше и больше проникалась в глубь неизведанной, и в тоже время простой частички нашей жизни: веры. Благодаря нашим встречам мы учимся искать свои цели, правильно устанавливать жизненные приоритеты, а самое главное стараемся ответить на те вопросы, на которые нет верных или неверных ответов, само задавание которых, уже прорыв к свету, коснувшийся нас изнутри. Вечерние молитвы произвели большое впечатление, а также оказали непосредственное воздействие на мою концентрацию, чтобы о многом подумать, что-то взвесить и оценить. . В течение проведенного времени получаешь душевное равновесие и внутреннюю гармонию, начинаешь довольствоваться малым, что бы быть искренне счастливым. В данной атмосфере учишься по-настоящему осознавать, чем является чувство любви, видишь, что человек благодарит тебя не из-за уважения, а искренне. Самое замечательное, что больше всего произвело на меня впечатление – это искреннее признание своих ошибок молодыми людьми, что очень редко можно встретить в наше время среди молодежи. Паломничество обессиливает нас физически, но наполняет морально и питает духовно.
На праздничной св. Мессе вместе с нами молился архиепископ Роберт Сарах, который передал приветствие от Папы Римского и пожелал встретиться с нами на встрече молодежи в 2011г. Он также посвятил нас Деве Марии и сказал всем напутственные слова: «Никогда не сдаваться, несмотря на трудности, не отчаиваться и смотреть на пример св. Павла».
Кира Гарина
Свидетель Иисуса
В этом году празднуется 70-летие общины Тэзе, основанной в одноименной французской деревне протестантом братом Роже 20 августа 1940 г., в разгар Второй мировой войны. Сегодня среди членов этого необычного монашеского ордена есть много католиков, а в гостях у монастыря часто бывают и православные. Таким образом, небольшое селение в Бургундии стало, по выражению Патриарха Константинопольского Варфоломея, «настоящим центром, точкой соприкосновения и встреч». В преддверие упомянутого юбилея мы решили взять интервью у брата Гислэна – монаха-католика из общины Тэзе, приехавшего в Казахстан, чтобы принять участие во встрече молодежи в Озерном.
→ Для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Я родился в Бельгии, после школы изучал медицину. По окончании института вступил в общину Тэзе. Тэзе – это монашеская община, и я являюсь ее монахом с 1967 г., когда мне было 24 года.
→ Что именно привлекло вас в Тэзе?
Не могу сказать точно. Для меня самого это тайна. Я вырос в семье медиков. Моя мать была врачом, отец – ветеринаром, и среди моих родственников много докторов. В институте мне тоже казалось, что медицина – это как раз то поприще, которому я должен посвятить свою жизнь. Я мечтал после учебы работать в больнице и лечить людей. Но чего-то все-таки не хватало, и я не знал чего. И когда я впервые пришел в Тэзе, то сразу же понял, что это именно то, чего мне недоставало, и что это мое место. По окончании института я уже как монах работал в больнице. Но в тот момент в общину стало приходить множество молодых людей, и нужен был кто-то, кто работал бы с ними. Это было поручено мне, хотя при необходимости я пользовался и своими профессиональными познаниями.
→ Приносят ли братья вашей общины какие-нибудь обеты?
Да, конечно, как и в любой другой монашеской общине. Мы приносим шесть вечных обетов: первый – препоручение себя Христу; второй – община; четвертый – безбрачие; пятый – совместное использование материальных и духовных благ, т.е. бедность; признание решений, принятых в общине, и упоминание их в молитве, т.е. послушание; шестой – забота о братьях в радостях и невзгодах.
→ В общине Тэзе есть такие понятия как постулат и новициат?
Отводится определенное время, когда молодой человек должен разобраться в своем призвании. У Тэзе есть множество волонтеров, которые помогают общине и какое-то время живут вместе с братьями. И постулант тоже может быть таким волонтером. По прошествии двух или трех лет (это зависит от самого человека) кандидат становится новициантом, которых мы называем белыми братьями. Они получают белый хабит, который мы надеваем во время молитвы. Новициат длится, как минимум, три года, иногда больше. На этом этапе кандидаты посещают занятия по утрам, после чего работают вместе с другими братьями. Например, в нашей парижской общине мы делаем керамическую посуду, которую затем продаем. Кроме того, мы записываем CD и DVD диски, рисуем иконы, переводим книги и таким образом содержим сами себя. Ну, естественно нужно выполнять и кое-какие работы по дому: мыть посуду, стирать, наводить порядок и т.д. Прожив таким образом в общине несколько лет, кандидат, наконец, приносит обеты.
→ Обет безбрачия, который приносят члены вашей общины, типичен для католиков, но не для протестантов. Как они реагируют на это требование?
Мне кажется, что среди протестантов тоже есть достаточно мужчин и женщин, которые ищут без
брачия. И лишним свидетельством тому является тот факт, что первые братья Тэзе, которые все были протестантами, сознательно избрали безбрачие как одно из условий для вступления в общину.
→ Как известно, в общине Тэзе состоит много протестантов. Как вам удается быть общиной невзирая на различия?
По-моему, это особое призвание, для всех нас, кто открыл в себе жажду единства: особое призвание с радостью признавать различия и творить общину.
→ А собираются ли братья Тэзе на общие богослужения?
Да. Как и во всех монастырях, у нас есть утренние, дневные и вечерние молитвы. Кроме того, ежедневно в крипте один из наших братьев католических священников служит св. Мессу. В часовне также совершается протестантская Евхаристия. Причем протестанты-монахи каждый день причащаются на католической Мессе.
→ Теперь расскажите, пожалуйста, что привело вас в Казахстан.
Индийский епископ Масменон Парампиль, возглавляющий Комиссию по евангелизации при Федерации азиатских епископских конференций (ФАЕК) и испытывающий глубокие симпатии к Тэзе, три года назад предложил мне посетить вместе с ним Казахстан. Но случилось так, что я получил визу, а он – нет. Я приехал в Астану, где впервые услышал от архиепископа Томаша Петы об Озерном. Мы побывали вместе с ним в этом селе, и его высокопреосвященство сказал тогда, что было бы неплохо, если бы кто-нибудь из Тэзе приехал на одну из молодежных встреч, которые там проходят. Потом митрополит приехал на епископский синод в Рим, где познакомился с приором нашей общины братом Алоизом. В беседе с ним архиепископ Томаш вновь заговорил о возможности приезда кого-нибудь из братьев Тэзе в Озерное.
→ Как я понял, вы миссионер?
Да, большую часть своей жизни я провожу в Азии. В Караганду я приехал из Восточного Тимора, был также в Сингапуре. После встречи в Озерном с Божьей помощью, я планирую отправиться в Бангкок, Корею и Монголию. У нас есть общины в Корее и Бангладеше.
→ Озерное – это, как известно, место культа Богородицы. А как относятся к почитанию Приснодевы братья-протестанты из вашей общины?
Для них, я думаю, это не проблема. Когда ты видишь, что для твоего брата Мария – это важное лицо, то сам начинаешь относиться к ней с уважением и понимать ту роль, которую она играет в Церкви. Многие наши братья-протестанты также почитают Богородицу.
→ И в заключение, традиционный вопрос для монаха: если кто-то из наших читателей пожелает вступить в общину Тэзе, как он может это сделать?
Кандидатов мы приглашаем в нашу общину, чтобы они минимум год провели с нами в качестве волонтеров, и мы могли узнать друг друга. Это время должно помочь кандидату определиться со своим решением, так как наша жизнь намного более монашеская, чем обычно думают.
Интервью: Арман Нурланов
Карагандинская Епархия
Путешествие в город Царя Царей
С 5 по 10 июля в п. Молодежном проходил лагерь для детей прихода св. Иосифа. В это путешествие в город Царя Царей отправились 25 детей во главе с сестрами-евхаристками и о. Леопольд Кропфрайтер. Детишкам запомнилось пребывание в лагере, где каждый день имел определенную тему, что помогало детям быть последовательными в пути.
В первый день - «Выбор пути» - малыши должны были выбрать путь по которому нужно идти. Детям было предложено несколько дорог, и путеводителем им была Библия. После обеда дети занимались поделками.
После выбранного пути на следующий день детям предложили взять с собой в духовное путешествие самое необходимое - молитву. В Библии мы читали о том, как Иисус относился к молитве, а затем совместными усилиями нашли ответы на вопросы: зачем нужна молитва? как нужно молиться? где можно молиться? Во время творческого часа дети своими руками смастерили молитвенный дневничок и пружинку. А вечером каждая группа показывала сценки на тему дня.
На третий день путешествия мы учились доверять Богу, ведь без этого было бы трудно на духовном пути. Размышляя над темой дня «Доверие к Богу» дети собирали лучи доверия, а затем украшали свечи и раскрашивали речные камешки. Вечером молились розарием с изготовленными свечами. В предпоследний день нашего путешествия с. Екатерина Этцель говорила о любви друг к другу, а в игровой форме мы увидели, как легко можно потерять веру. Веру символизировала вода в одноразовом стаканчике, которую каждый должен был сохранить до конца игры. На каждом этапе были свои сложности и испытания, но вера и любовь друг к другу помогли нам уверенно дойти до финиша.
Целью духовного путешествия была встреча с Царем Царей. И в последний день мы встретили Его в таинстве исповеди и Евхаристии. Во время путешествия дети научились ориентироваться в Библии, размышлять и делилиться впечатлениями. Творческие вечера позволили детям проявить свои музыкальные и актерские таланты. В кружке «Умелые ручки» дети научились делать различные полезные поделки. На свежем воздухе они играли в веселые подвижные игры и занимались спортом. Счастливые, духовно повзрослевшие и веселые мы вернулись домой.
Кира Гарина